Изучение качества сметаны, реализуемой в магазине «Родник»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:25, лекция

Краткое описание

Кисломолочными называют продукты, которые вырабатывают из пастеризованного молока или сливок путем сквашивания их заквасками, приготовленными на чистых культурах молочнокислых бактерий с добавлением или без добавления культур молочных дрожжей.
Кисломолочные продукты имеют большое значение в питании человека благодаря лечебным и диетическим свойствам, приятному вкусу, легкой усвояемости. При производстве некоторых кисломолочных продуктов используются пищевые, вкусовые и ароматические вещества, что также повышает их пищевую и диетическую ценность.

Оглавление

Введение
1. Товарная характеристика сметаны
1.1 Современное состояние рынка сметаны в РФ
1.2 Потребительские свойства сметаны
1.3 Классификация и ассортимент сметаны
1.4 Факторы, формирующие и сохраняющие качество сметаны
1.4.1 Технология производства сметаны
2. Организационно - экономическая характеристика торгового предприятия «Родник»
2.1 Общая характеристика магазина «Родник»
2.2 Работа торгово - коммерческого отдела
2.3 Характеристика финансово - экономической деятельности розничного торгового предприятия «Родник»
2.4 Оценка деятельности торгового предприятия «Родник»
3. Экспертиза качества
3.1 Идентификация и фальсификация сметаны
3.2 Методы исследования
3.3 Методики исследования качества
3.4 Результаты исследования
Выводы

Файлы: 1 файл

смет.docx

— 170.51 Кб (Скачать)

Поскольку уровень потребления  молока и молочных продуктов в  Беларуси остается низким и в значительной степени не соответствует рекомендуемой  норме потребления, то при увеличении реальных доходов населения, при  прочих равных условиях, спрос на молоко и молочные продукты будет расти. Это в свою очередь является объективной  предпосылкой для дальнейшего развития молокоперерабатывающей промышленности.

Лучшие предприятия-производители  молока и молокопродуктов Республики Беларусь: ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный  завод» <#"justify">1. низкая продуктивность коров, связанная с плохим кормлением животных;

. нестабильность рынков  сбыта.

Для роста производства молока и молочных продуктов необходимо развивать зерновое хозяйство. Следует  рассчитывать главным образом на свой зернофураж, который можно использовать, вводя в рацион коров в оптимальных  количествах и исключительно  в сбалансированном виде. Альтернативы этому направлению пока нет и, судя по конъюнктуре мирового рынка  и тенденциям его развития, изменений  не ожидается в перспективе.

В молочном скотоводстве первостепенная задача - остановить спад производства, сохранить сложившуюся специализацию, сократить затраты, особенно кормов, до уровня научно обоснованных норм. Наряду с увеличением объемов животноводческой продукции стоит задача повышения  ее конкурентоспособности путем  сокращения затрат на единицу продукта, а также поиска стабильных рынков сбыта.

Объемы производства должны составлять 7-8 млн. т. Это позволит удовлетворить  запросы населения в молочной продукции по медицинским нормам, а также использовать его для  выпуска молочных продуктов с  целью реализации их на экспорт. Продуктами вывоза могут быть молоко консервированное, сухое, продукты детского питания, масло, твердые сыры, казеин. С экономической  точки зрения более выгодна переработка  молока для изготовления тех продуктов, в которых оно используется полностью  или почти полностью (молочных консервов, сыров). Эта молочная продукция и будет основной при реализации за пределы республики.

На внутреннем рынке, исходя из его возможностей и недостаточной  платежеспособности населения, а также  учитывая социальную значимость молочных продуктов, ожидается относительно стабильный спрос на молоко и молочные продукты. Выпуск цельномолочной продукции  в пересчете на молоко должен составить 1,0-1,6 млн. т, консервов молочных - 80-100 млн. условных банок, масла животного - 78-90 тыс. т, жирных сыров - 34-44 тыс. т. за 2011 год.

Учитывая, что большая  часть продуктивности молочного  стада формируется за счет потребляемых кормов, то при совершенствовании  кормовой базы и кормления животных можно получить существенный прирост  объемов продукции. Главные усилия и средства хозяйств обслуживающих  организаций (предприятий) следует  сконцентрировать на улучшении качества заготавливаемых травяных кормов, приготовлении  и скармливании сбалансированных комбикормов. Использование кормов высокого качества, отвечающих требованиям полноценного рациона, позволит расходовать в  отрасли на 15-20 % меньше кормов, т.е. экономить  ежегодно не менее 1,0 млн. т к. ед.

Природные условия республики позволяют при каждой молочной ферме  иметь высокопродуктивные пастбища из расчета 0,5 га на корову. В системе  зеленого конвейера это гарантирует  получение только за летний сезон  до 2,0-2,5 тыс. кг молока на корову и высокую  окупаемость затрат.

Наращивание производства молока, повышение эффективности отрасли  требует направленной работы по созданию во всех хозяйствах высокопродуктивных молочных стад, увеличению удельного веса чистопородных коров. В этой связи целесообразно повысить статус племенных заводов, усиливая стимулирующие факторы их потенциального развития. Одновременно на качественно более высоком уровне должна вестись повседневная работа по выращиванию ремонтного молодняка в хозяйствах и их специализированных подразделениях. Здесь необходимо строгое соблюдение комплекса условий, обеспечивающих достаточное и полноценное кормление молочного стада и воспроизводственного молодняка.

Таким образом, сбалансированность спроса и предложения на внутреннем рынке молока и молочных продуктов  на современном этапе определяется наращиванием объемов производства, повышением эффективности функционирования всех отраслей продуктового подкомплекса, а также совершенствованием экономического механизма, регулирующего их взаимоотношения [15].

На уровень потребления  молочных продуктов существенное влияние  оказывает и местность, в которой  проживает население. Так, в сельской местности потребление молока примерно на 15% выше, чем в городских поселениях [1].

Что касается таких характеристик  сметаны, как: дизайн и практичность упаковки, длительность хранения, жирность, отсутствие консервантов, цена, то здесь  можно отметить некоторые закономерности. С возрастом для людей снижается важность характеристики «дизайн упаковки», в меньшей степени - «практичность упаковки» и «возможность длительного хранения». А вот с ростом благосостояния наоборот, оценка важности «удобная упаковка» возрастает. Оценка качества «отсутствие консервантов» практически не зависит от уровня доходов населения. «Цена» имеет наибольшую оценку среди менее обеспеченного населения и людей в возрасте. Хотя в целом, характеристика «цена» может быть выделена как довольно важная для всех групп населения. При сложившемся уровне цен и очень большом количестве конкурирующих видов сметаны на рынке Беларуси даже небольшое снижение или повышение цены может вызвать заметную реакцию со стороны потребителей.

Анализ цен на молочную продукцию белорусских предприятий  показывает, что они находятся  приблизительно на одинаковом уровне. Незначительные различия объясняются  использованием различного материала  для упаковки, а также особенностями  технологии.

Поскольку переработка молока неизменно сопряжена с реализацией  готовой продукции, увеличение объемов  производства молока сопровождается увеличением  рынков сбыта как внутренних, так  и внешних. Но зачастую пробиться  на внутренний рынок со своей продукцией не менее сложно, чем соперничать  на внешнем. Уже сейчас предприятия-переработчики молока ощущают напряжение на внутреннем рынке.

Ассортимент отечественной  продукции сегодня шире по сравнению  с аналогичным иностранным показателем, так как, наладив выпуск ранее  неизвестных отечественным потребителям продуктов (йогурты, муссы с наполнителями, фруктовое и обезжиренное молоко), белорусские производители сохранили  в своем товарном ассортименте традиционные молочные продукты (сметана, кефир, ряженка, простокваша и др.). К тому же отечественные  молочники смогли предложить потребителю  более низкую цену на свою продукцию, которая в нашей стране является социально значимой, что стало  еще одним их конкурентным преимуществом.

Тем не менее, на белорусском  молочном рынке с каждым годом  все более заметна продукция  из России - крупнейшего импортера  молока в Республику Беларусь. На прилавках  белорусских магазинов можно  увидеть молоко, йогурты, напитки, содержащие молоко и сок, а также другие продукты нескольких крупнейших производителей цельномолочной продукции: «Wimm-Bill-Dann» (торговые марки «ВIO MAX», «Чудо», «Домик в деревне», «NEO»), «DANONE» (торговые марки «Actimel», «Activia», «Danissimo»), «ERMANN» (торговая марка «Ermann»), Московский завод плавленых сыров «Карат». Российские производители импортируют продукцию, которая имеет дополнительную ценность в глазах покупателей. Это красочная и удобная упаковка, а также различные витаминные и минеральные добавки. Однако высокие цены ограничивают спрос покупателей и не позволяют продукции этих компаний завоевать всеобщую популярность.

Белорусские же производители, потеснив иностранных конкурентов, столкнулись с не менее сильной  конкуренцией со стороны друг друга, где уже невозможно добиться успеха без агрессивной сбытовой политики и повышения конкурентоспособности  продукции. Многие предприятия разрабатывают  серии принципиально новых обогащенных  молочных продуктов. Примером является ОАО «Брестский молочный комбинат». Изучив мировой опыт новых направлений  в молочной промышленности, служба маркетинга комбината разработала  и вывела на рынок серию уникальных обогащенных молочных продуктов  под товарным знаком «Формула здоровья».

Кроме использования марочной политики, практически все крупные  производители отрасли с целью  увеличения объемов продаж используют политику товарной диверсификации (благо  технологические линии это позволяют), наладив производство соков.

Сегодня многие производители, удовлетворяя, а, также формируя потребности  покупателей, все больше расширяют  свой ассортимент за счет продуктов, имеющих в глазах покупателей  дополнительную ценность. В свою очередь, покупатели готовы сегодня несколько  переплатить (на рынке молочных товаров  разница составляет в среднем 15-30%) за эту дополнительную ценность в  виде ежедневных витаминов, полезных фруктовых  или биодобавок, а также за удобную  и красочную упаковку.

И все же для привлечения  покупателя уже не достаточно наличия  насыщенного ассортимента и цены на уровне конкурентов. В сложившейся  рыночной ситуации главная роль в  конкурентной борьбе производителей молочной продукции отводится уже не цене. Главным фактором становится маркетинговая  деятельность предприятия. От того, насколько  грамотно построена маркетинговая  и сбытовая политика предприятия, зависит  и его конкурентоспособность  на рынке. Сегодня потребители идут в магазин не просто за обезличенной сметаной или кефиром, а за продуктом  конкретного производителя. Дело в  том, что молочные продукты относятся  к такой категории товаров, которые  производятся на всех молокоперерабатывающих заводах, являются продукцией повседневного  спроса и имеют схожие характеристики. Необходимо проведение политики продвижения  с использованием различных рекламных  носителей. И многие предприятия  это поняли. Пробудился интерес отечественных  производителей к брэндингу. Рождаются новые отечественные торговые марки. Активно используются телевизионные ролики, наружная реклама, а также реклама в метро. Например, если в 2002-2003 годах «Савушкин продукт» был практически единственным молочным рекламодателем на ТВ, то с прошлого года на телеэкранах стали появляться и другие торговые марки - «Молочный мир», «Молочная страна», «Клецкая крыначка» и др. Периодически напоминают о себе Рогачевский молочноконсервный комбинат, Скидельский маслосырзавод. Те предприятия, рекламный бюджет которых позволяет вести активную рекламную деятельность, делают это регулярно, сочетая напоминающую рекламу с побуждающей.

Успешно решив задачу по выпуску  конкурентоспособного ассортимента молочной продукции, предприятия в своем  стремлении завоевать как можно большую долю рынка начинают активно использовать политику интенсивного распределения. Сегодня все больше внимания производителям цельномолочной продукции следует уделять продажам через супермаркеты.

Что касается экспорта, то по оценкам экспертов, Беларусь стала  производить в 2 раза больше молока, чем может потребить внутренний рынок. Перепроизводство молока вынуждает  предприятия выходить на рынки ближнего и дальнего зарубежья.

Наибольший удельный вес  экспорта приходится на российский рынок. По данным российских аналитиков, Беларусь является крупнейшим поставщиком молока и молочных продуктов на рынок  России - своего основного внешнеторгового  партнера. Свою продукцию в Россию поставляют более 60 предприятий молочной отрасли. Российский рынок очень  емкий, однако, здесь также приходится конкурировать с другими производителями. Путь на российский рынок лежит только через новые технологии. Существующий технический и технологический  уровень молочных предприятий не позволяет полностью обеспечить эффективную переработку сырья. Техническое перевооружение позволит многим предприятиям не только наладить производство современного ассортимента, но и улучшить качество и товарный вид производимой продукции.

Удерживать свои позиции  в условиях нарастающей конкуренции  становится все труднее. Программа  развития перерабатывающей промышленности ориентирует молочную промышленность на расширение ассортимента и увеличение объемов производства молочных продуктов (творога, мягких сыров, кисломолочных  продуктов с использованием растительных, плодово-ягодных и других наполнителей), а также производства диетических  и лечебно-профилактических кисломолочных  продуктов, совершенствования упаковки и технологий, позволяющих увеличить  сроки хранения продукции.

В Республике Беларусь в настоящее  время действует 96 государственных  стандартов, которые охватывают практически  все виды молочной продукции. Данные стандарты устанавливают не только требования к качеству и безопасности продукции, но и требования к ее маркировке, упаковке и методам контроля.

Несколько лет назад белорусский  рынок очень активно начали завоевывать  российские мясные и молочные продукты. Яркая и красочная упаковка покорила потребителя, но лишь первое время белорусы отдавали предпочтение российским продуктам. Сегодня белорусские предприятия  модернизируются и догоняют российские предприятия в упаковке и оформлении. Если же говорить о качестве, то белорусские  переработчики сегодня успешно  конкурируют с российскими производителями. Сопоставление стандартов на некоторые  виды молочной продукции, выпускаемой  в республике Беларусь и в странах  СНГ, выявило, что требования, связанные  с безопасностью продукции в  них идентичны. В республике сохранено  действие ряда стандартов с высокими потребительскими свойствами. [12].

В Республике Беларусь производством  молока занимаются сельскохозяйственные организации, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства.

По данным Министерства сельского  хозяйства Республики Беларусь хозяйствами  всех категорий страны произведено 6627 тыс. тонн в 2010 г. (рисунок 1.2).

Информация о работе Изучение качества сметаны, реализуемой в магазине «Родник»