Изучение качества сметаны, реализуемой в магазине «Родник»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:25, лекция

Краткое описание

Кисломолочными называют продукты, которые вырабатывают из пастеризованного молока или сливок путем сквашивания их заквасками, приготовленными на чистых культурах молочнокислых бактерий с добавлением или без добавления культур молочных дрожжей.
Кисломолочные продукты имеют большое значение в питании человека благодаря лечебным и диетическим свойствам, приятному вкусу, легкой усвояемости. При производстве некоторых кисломолочных продуктов используются пищевые, вкусовые и ароматические вещества, что также повышает их пищевую и диетическую ценность.

Оглавление

Введение
1. Товарная характеристика сметаны
1.1 Современное состояние рынка сметаны в РФ
1.2 Потребительские свойства сметаны
1.3 Классификация и ассортимент сметаны
1.4 Факторы, формирующие и сохраняющие качество сметаны
1.4.1 Технология производства сметаны
2. Организационно - экономическая характеристика торгового предприятия «Родник»
2.1 Общая характеристика магазина «Родник»
2.2 Работа торгово - коммерческого отдела
2.3 Характеристика финансово - экономической деятельности розничного торгового предприятия «Родник»
2.4 Оценка деятельности торгового предприятия «Родник»
3. Экспертиза качества
3.1 Идентификация и фальсификация сметаны
3.2 Методы исследования
3.3 Методики исследования качества
3.4 Результаты исследования
Выводы

Файлы: 1 файл

смет.docx

— 170.51 Кб (Скачать)

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более  высоким уровнем качества может  быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Оценка конкурентоспособности  продукции может проводиться  в соответствии со схемой, представленной на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 - Этапы оценки конкурентоспособности изделия

 

На первом этапе должны быть определены цели анализа и оценки конкурентоспособности продукции. Оценка жизнеспособности продукции  должна проводиться на различных  стадиях жизненного цикла продукта (разработке, изготовлении, продаже  и эксплуатации), соответственно цели оценки конкурентоспособности могут  быть определены исходя из стадии жизненного цикла продукта.

Важнейшим этапом оценки конкурентоспособности  продукции является проведение маркетинговых  исследований по изучению рынка, включающих изучение рыночного потенциала (емкости  рынка), анализ рыночной сегментации, исследование фирменной структуры рынка и  позиций конкурентов, изучение информации о покупателях.

На основании маркетинговых  исследований формулируются требования к изделию. Основными критериями при этом выступают:

технический уровень продукции;

стандарты законодательных  органов стран-импортера и специфические требования потребителя;

соответствие уровня качества продукции требованиям нормативно-технической  документации;

затраты потребителя на приобретение продукции, оплату таможенных сборов, налоги, транспортирование, монтаж, наладку  приобретенного оборудования, оплату запчастей, обслуживание и ремонт изделия, оплату материалов, топлива, энергии  и т.п.

Многие компании индустриально  развитых стран (Япония, США, Франция, Германия) позволяют добиваться конкурентоспособности  товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта  своих товаров и на внешнем  рынке.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товаров  его конкурентоспособность может  меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних факторов.

Сформулированные требования к изделию являются базой для  определения перечня параметров изделия, подлежащих оценке. Параметры  количественно характеризуют теми свойствами, которые представляют интерес  для конкретного потребителя, поэтому  при оценке конкурентоспособности, как не имеющие к ней отношения. Такое превышение параметров, с точки  зрения потребителя, представляется бесполезным  и даже может снизить конкурентоспособность  товара, в случае, если превышение параметров, характеризующих технический уровень  продукции, будет способствовать повышению  цены.

При определении перечня  параметров изделия, подлежащих оценке, анализе нормативных параметров целесообразно руководствоваться:

·действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными  стандартами;

·национальными зарубежными  и отечественными стандартами;

·действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающие требования к ввозимой в страну продукции;

·документацией на поставку;

·каталогами, проспектами  и стандартами фирм-изготовителей  данной продукции;

·патентной и конъюнктурно-экономической  документацией;

·результатами сертификации продукции.

Значительная роль в оценке конкурентоспособности промышленной продукции должна отводиться анализу  нормативных параметров и условий. Первым шагом на этом этапе является оценка патентной чистоты продукции, отражающая степень воплощения в  изделии технических решений, не попадающих под действие патентов, введенных в стране, на рынке которой  запланирован сбыт. Если в продукции  имеются составные части или  решения, не обладающие патентной чистотой, то дальнейший анализ конкурентоспособности  целесообразно проводить только после разработки и оценки мероприятий, направленных на обеспечение такой  патентной чистоты.

В рамках анализа нормативных  параметров и условий следует  определить принципиальные возможности  продаж товара на конкретном рынке, с  точки зрения наличия нетарифных ограничений в торговле.

В процессе анализа внешнеторговой политики стран предполагаемого  сбыта товара следует установить наличие прямых запретов (эмбарго) на его импорт, ограничение импорта (квотирование), а также выявить  необходимость и принципиальную возможность получения лицензий на поставку планируемого количества товара (лицензирование).

Наряду с количественными  ограничениями в торговле со страной  предполагаемого импорта рассматриваются  технические ограничения, которые  также могут распространяться на анализируемую продукцию.

Оценка конкурентоспособности  предприятия может быть определена на основе анализа его конкурентного  потенциала, который целесообразно  рассматривать с позиции ресурсов обеспечения конкурентоспособности.

Методически показатели оценки конкурентного потенциала предприятия  могут быть сгруппированы в следующие  обобщающие критерии:

·имущественного состояния  предприятия;

·платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

·деловой активности;

·эффективности производственной деятельности предприятия;

·эффективности организации  сбыта и продвижения товара;

·конкурентоспособности  продукции.

Хотя приведенные обобщающие критерии не претендуют на всеохватывающий  анализ производственно-сбытовой деятельности предприятия, тем не менее, они дают возможность оценить ресурсное  обеспечение предприятия, взаимодействие ресурсов и их влияние на эффективность  деятельности предприятия, то есть позволяют  дать достаточно обоснованную оценку конкурентоспособности предприятия.

Оценка конкурентоспособности  товара производится на основе сопоставления  данной продукции с соответствующей  продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности  продукции выражается отношением полезного  эффекта к цене потребления, а  за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качество.

В экономической теории конкурентоспособности  понятие уровня конкурентоспособности (КП) связывается с отношением показателей  конкурентоспособности нашей продукции  и конкурента. Если это отношение К> 1 , то наша продукция считается конкурентоспособной.

Относительные значения показателей  характеристик качества и цены потребления  получаются из сравнения характеристик  и цены потребления с таковыми у продукции, принятой за базу. За базовую  продукцию принимают устанавливаемую  в маркетинге, идеальную потребительскую  модель продукции, т.е. ту продукцию, которую  желают приобрести потребители.

Характеристики качества продукции, не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности  не принимаются.

Качество сметаны оценивают  по органолептическим (внешний вид  и консистенция, вкус и запах, цвет) и физико-химическим (массовая доля жира, сухих веществ, кислотность) показателям [10, с. 285].

Хранят сметану при  температуре от 0 до 6 °С. Понижение  температуры приводит к замораживанию сметаны и снижению ее качества - теряются забеливающие свойства, образуются комки белка, отделяется сыворотка.

Качество сметаны от качества перерабатываемого сырья и технологии производства. Формирование качества сметаны происходит в процессе производства.

Важным фактором, влияющим на качество сметаны, является тепловая обработка. Во время тепловой обработки молока при определённых режимах происходит комплексообразование между казеином и сывороточными белками, что приводит к повышению гидрофильности казеина. Доля сывороточных белков в молоке составляет около 0,65%, основная часть из которых (0,4%) принадлежит ?-лактоглобулину. Процесс тепловой денатурации?-лактоглобулина протекает в две стадии с различной энергией активации. В ходе первой происходит развертывание белковых частиц, а вторая заключается в агрегатировании частиц белка в результате формирования новых водородных связей .

Высокие температуры могут  вызвать нежелательные физико-химические изменения белковой системы молока, углеводов, некоторых витаминов, приводящие к нарушению его коллоидной стабильности, снижения биологической ценности, ухудшению  вкуса и запаха. Поэтому при  всех видах тепловой обработки стремятся  максимально сохранить исходные свойства молока, его пищевую и  биологическую ценность.

Факторы, которые влияют на популярность сметаны, следующие:

·органолептические показатели - приятный вкус благодаря разнообразным  фруктовым добавкам, специфическая  консистенция;

·целебные свойства - положительное  влияние на здоровье человека;

·возможность модифицирования - состав напитков можно изменять в  зависимости от требований и вкусовых свойств: малокалорийные, с пониженным содержанием лактозы, с добавлением  витаминов, белка, пребиотиков и так далее;

·продление жизни - наличие  в составе сметаны микроорганизмов, подавляющих вредную микрофлору;

·использование достижений генетической инженерии в производстве сметаны, базирующееся на новых и  традиционных технологиях.

Вывод: В первом разделе  был рассмотрена пищевая ценность сметаны, перечислены основные производители  сметаны на рынке РБ, был описан порядок проведения дегустационной оценки сметаны. Также была дана характеристика факторов конкурентоспособности сметаны. На конкурентоспособность сметаны  влияют следующие факторы: производительность труда; внедрение научно-технических  разработок; продажная цена товара; качество; новизна; послепродажное обслуживание;

уровень предпродажной подготовки.

 
 

2. Анализ рынка  молочной продукции, дегустационная  оценка, конкурентоспособность сметаны

 

2.1 Анализ рынка  молочной продукции в РБ

 

Молочная промышленность Республики Беларусь насчитывает 16 молочных комбинатов (не считая 16 филиалов), 18 молочных заводов (включая 2 филиала), 16 маслосырзаводов (включая 1 маслосырбазу и 2 филиала), 7 молоко-консервных заводов (включая 2 филиала), 9 сырзаводов (включая 1 сыркомбинат и 2 филиала), 4 маслодельных комбината (включая 1 маслодельный завод и 1 филиал), 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий по производству молока и молочных продуктов за период 2010 г..

Производственные мощности по переработке молока в среднем  на 1 предприятие составляют 210 тонн в смену, суммарная мощность - 5,0 млн. тонн в год. Ассортимент вырабатываемой в республике молочной продукции  включает более 1000 наименований, в том  числе масла - 30, сыров - более 160, цельномолочной продукции - более 500 наименований за период 2010 г.

На внутреннем рынке Беларуси реализуется около 46% производимых в стране молокопродуктов [11].

В целях удовлетворения спроса населения Республики Беларусь продукцией животноводства расширяется ассортимент и увеличиваются объемы вырабатываемой в республике молочной продукции. Созданы новые виды цельномолочной продукции, широкий ассортимент творожных десертов, кисломолочных продуктов и др. В целях улучшения качества выпускаемой продукции проводится техническое перевооружение предприятий и молочной отрасли с установкой новых видов современного оборудования.

По данным Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, производство молочной продукции  в Республике составляет 4,6 млн. тонн в год, потребление - 2,245 млн. тонн в  год.

В Приложении Б дана характеристика предпочтений молочных продуктов слоями населения. Сметане в этом списке отдается 63,7% голосов.

На современном этапе  состояния белорусского рынка молочных продуктов наблюдается практически  полное господство продукции отечественного производства на прилавках магазинов. По определенным позициям белорусские  производители не просто сравнялись с иностранными, но и смогли даже превзойти их.

Значительного увеличения валового производства молока добились все области  Беларуси. Этому способствовали хорошая  обеспеченность кормами, внедрение  интенсивных и энергосберегающих  технологий, специализация хозяйства, а также усиление дисциплины на животноводческих комплексах и материальное стимулирование за достижение высоких показателей. В 2012 году положительная динамика производства молока сохранится.

Однако уровень потребления  молока в республике в 2010-2011 гг. не превышает 60 % от уровня 1990 года и составляет 60-70% от рекомендуемой физиологической  нормы. Многие эксперты связывают это  со снижением жизненного уровня населения. Но при этом нельзя не принять во внимание и, так называемое, повышение  эффективности потребления. Современная  фасовка, упаковка продукции, более  длительные сроки хранения молочной продукции позволяют более экономно и эффективно ее использовать.

По данным Министерства статистики и анализа РБ, потребление молочных продуктов в группе населения  с наибольшим доходом соответствует  рациональным нормам и более чем  в полтора раза превышает потребление  в группе с минимальным доходом.

Информация о работе Изучение качества сметаны, реализуемой в магазине «Родник»