Изучение качества сметаны, реализуемой в магазине «Родник»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:25, лекция

Краткое описание

Кисломолочными называют продукты, которые вырабатывают из пастеризованного молока или сливок путем сквашивания их заквасками, приготовленными на чистых культурах молочнокислых бактерий с добавлением или без добавления культур молочных дрожжей.
Кисломолочные продукты имеют большое значение в питании человека благодаря лечебным и диетическим свойствам, приятному вкусу, легкой усвояемости. При производстве некоторых кисломолочных продуктов используются пищевые, вкусовые и ароматические вещества, что также повышает их пищевую и диетическую ценность.

Оглавление

Введение
1. Товарная характеристика сметаны
1.1 Современное состояние рынка сметаны в РФ
1.2 Потребительские свойства сметаны
1.3 Классификация и ассортимент сметаны
1.4 Факторы, формирующие и сохраняющие качество сметаны
1.4.1 Технология производства сметаны
2. Организационно - экономическая характеристика торгового предприятия «Родник»
2.1 Общая характеристика магазина «Родник»
2.2 Работа торгово - коммерческого отдела
2.3 Характеристика финансово - экономической деятельности розничного торгового предприятия «Родник»
2.4 Оценка деятельности торгового предприятия «Родник»
3. Экспертиза качества
3.1 Идентификация и фальсификация сметаны
3.2 Методы исследования
3.3 Методики исследования качества
3.4 Результаты исследования
Выводы

Файлы: 1 файл

смет.docx

— 170.51 Кб (Скачать)

12. Журнал «Сельскохозяйственный  производственный кооператив имени  Н.К.Крупской».

13. Журнал «Молочная промышленность»  2009 г.

14. Журнал «Товароведение продовольственных  товаров» 2009 г.

15. Зобкова З. С., Фурсова Т. П. Пищевые добавки - улучшители консистенции молочных продуктов // Молочная промышленность. 1998. №7-8.

16. Ильенко-Петровская Т. П., Бухтарева Э. Ф. Товароведение пищевых жиров, молока и молочных товаров: Учебник для товаров. фак. торг. вузов. - М.: Экономика 1980. - 304с.

17. Крусь Г.Н., Храмцов А.Г., Волокитина З.В., Карпычев С.В. Технология молока и молочных продуктов; под ред. Шалыгиной А.М. - М.; Колос С, 2008. - 455 с.;ил.

18. Крусь Г.Н., Шалыгина А.М., Волокотина З.В. Методы исследования молока и молочных продуктов. - М.: Колос, 2002. - 368 с.

19. Кудряшов Л. С., Гуринович Г. В Стандартизация, метрология, сертификация в пищевой промышленности.: Учебник - М.: Дели принт, 2002. - 303с.

20. Круглякова Г. В., Кругляков Г. Н. Коммерческое товароведение продовольственных товаров. Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 496с.

21. Кузьмина В. А. Экспертиза  качества молока и кисломолочных  продуктов. Методическое руководство  МВШЭ МР-010-2001. - М.: Автономная некоммерческая  организация «Московская высшая  школа экспертизы», 2001. - 77с.

22. Лебедева С.Н. Экономика торгового  предприятия: Учеб. пособие/ С.Н. Лебедева, Н.А.Казиначикова, А.В.Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой. - 3-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2003. - 240с.

23. Николаева М.А., Положишникова М.А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 464 с.: ил.

24. Николаева М.А. Теоретические  основы товароведения: учеб для  вузов/ М.А.Николаева. - М.:Норма,2007.-448с.

25. Николаева Т.И. Экономика предприятий  торговли и общественного питания  учебное пособие / кол. авторов; под ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 400с.

26. Родина Т.Г. Сенсорный анализ  продовольственных товаров - М.: Изд.  центр Академия. 2004 -208 с.

27. Серёгин И. Г. Ветеринарно-санитарная  экспертиза пищевых продуктов  на продовольственных рынках: учебное  пособие для вузов - СПб.:Гиорд, 2000. - 464 с.

28. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е. и др. Коммерческое товароведение. - М.: Издательский Дом “Дашков и К°”, 2000 - 616 с.

29. Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 460с.

30. Шидловская В. П. Органолептические  свойства молока и молочных  продуктов: Справочник. - М.: Колос, 2000. - 280с.

31. ГОСТ 51074-2003 Пищевые продукты. Информация  для потребителей, общие положения/  Госстандарт РФ. -М.: ИПК издательство стандартов, 2004

32. ГОСТ Р 52092 - 2003 Сметана. Технические условия/ Госстандарт РФ. -М.: ИПК издательство стандартов, 2004

33. ГОСТ 26809-86 Молоко и молочные  продукты. Правила приёмки, методы  отбора и подготовка проб к  анализу/ Госстандарт РФ. -М.: ИПК издательство стандартов, 1996.

34. ГОСТ 5867 - 90г. «Молоко и молочные  продукты. Методы определения жира»  Госстандарт РФ. -М.: ИПК издательство стандартов, 2006

35. ГОСТ 3624 - 92 г. «Молоко и молочные6 продукты. Общие методы анализа». Госстандарт РФ. -М.: ИПК издательство стандартов, 2001

Приложения

Приложение А

Таблица 3.3 Объём выборки от партии сметаны в потребительской таре

 

Число единиц транспортной тары с продукцией в партии

Число единиц транспортной тары с продукцией в выборке

 

До 100

От 101 до 200

От 201 до 500

От 501 и более

2

3

4

5

 
     

Приложение Б

Анкета по изучению покупательских предпочтений

1 Укажите Ваш пол:

а) мужской;

б) женский.

2 Ваш возраст:

а) до 18;

б) от 18 до 30;

в) от 30 до 55;

г) от 55 и выше.

3 Каков уровень дохода в Вашей семье?

а) низкий;

б) средний;

в) высокий;

4 Как часто Вы приобретаете сметану в данном магазине?

а) 2…3 раза в неделю;

б) 1 раз в неделю;

в) 1 раз в 2 недели;

г) 1 раз в месяц.

5 В какой упаковке Вы предпочитаете приобретать сметану?

а) В полиэтиленовых пакетах;

б) В пластиковых стаканчиках.

6 Что влияет на Вас при  покупке конфет?

а) прошлый опыт покупки;

б) внешний вид;

в) цена;

г) производитель.

Приложение В

Рисунок 2 Схема торгово - технологического процесса розничного предприятия

Приложение Г

Должностные инструкции

Выписка из должностной инструкции директора:

- директор относится к категории  руководителей;

- руководит в соответствии с  действующим законодательством  хозяйственной и финансово-экономической  деятельностью предприятия, неся  всю полноту ответственности  за последствия принимаемых решений,  сохранность и эффективное использование  имущества предприятия, а также  финансово-хозяйственные результаты  его деятельности;

- организует работу и эффективное  взаимодействие всех структурных  подразделений;

- решает вопросы, касающиеся  финансово-экономической и хозяйственной  деятельности предприятия, в пределах  предоставленных ему прав.

Выписка из должностной инструкции товароведа:

- товаровед относится к категории  специалистов;

- определяет требования к товарам,  соответствие их качества стандартным  техническим условиям и другим  нормативным документам, заключенным  договорам;

- принимает участие в контроле за выполнением договорных обязательств, поставкой и реализацией товаров, в подготовке данных для составления претензий на поставке некачественных товаров и ответов на претензии заказчиков;

- контролирует наличие товаров  на складах;

- осуществляет связь с поставщиками  и оформляет документы на отгрузку  товаров;

- ведет оперативный учет поступления  и реализации товаров, контролирует  своевременность отгрузки возвратной  тары, в необходимых случаях розыск  непоступивших грузов;

- участвует в проведении инвентаризаций, изучает причины образования  излишков и неликвидов, принимает  меры по их реализации;

- осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товаров на складах, составляет отчетность по установленным формам.

Выписка из должностной инструкции оператора:

- оператор относится к категории  специалистов;

- осуществляет внесение поступившего  товара в приходную накладную  согласно фактическому наличию;

- проверяет правильность наценки  на товар;

- в случае поступления весового  товара вносит данные в память  весов;

- формирует и печатает: а) акт  формирования продажной цены (цены  на момент закрытия); б) акт  автоматической переоценки (если  такой товар уже поступил); в)  акт переоценки (созданный на  основании приходной накладной); г) ценники; д) этикетки со штрих-кодами;

- только по окончании всех  вышеперечисленных процедур дает  разрешение на позиционирование  поступившего товара в торговом  зале и его реализацию;

- подготавливает отчет о продажах  товара за день, в связи с  чем: а) принимает кассовые  чеки с кассовых терминалов; б)  проверяет и исправляет среди  них ошибочные чеки; в) при заполнении  документации о продажах осуществляет  сверку с Z- отчетом;

- закрытие документа продаж  производится до начала следующего  рабочего дня.

Выписка из должностной инструкции продавца:

- в начале рабочего дня проверяет:  все ли ценники на месте  и наклеены ли этикетки штрих-кода  на товаре;

- регулярно просматривает товар  на наличие брака и обращает  внимание на сроки годности;

- постоянно следит за выкладкой  товара;

Среди других кисломолочных  продуктов сметана выделяется повышенной калорийностью. В сметане в 7-10 раз  больше витаминов А и Е, чем в молоке. В других странах ее выпускают в ограниченном количестве, называя русскими сливками.

В настоящее время в  Республике Беларусь наблюдается развитие рынка молочных продуктов в целом  и сметаны в частности. Развитие рынка и расширение ассортимента молочных продуктов происходит за счёт внедрения новой техники в  производство и новых добавок. В  частности, рынок сметаны тоже регулярно  пополняется новыми образцами. К  новым видам относят сметану  с наполнителем, 14, 18 и 23%-ной жирности.

Современное состояние рынка  молочной продукции характеризуется  тем, что многочисленные производители  предлагают потребителям товары с аналогичными названиями, похожими функциональными  свойствами и в близком друг к  другу ценовом диапазоне. В условиях жесткой конкуренции, важно умело  дифференцировать свой продукт и  эффективно его продвигать.

Поэтому для производителей сметаны необходимы сведения об анализе производителей молочной продукции, конкурентоспособность производимой собственной сметаны и конкурентов для расширения своего продукта на рынке, совершенствования качества и конкурентоспособности сметаны. В этом и заключается актуальность данной темы курсовой работы.

При регулировании и формировании функциональных свойств сметаны  оценивают три основных качества: пищевую ценность, вкусовые качества и физиологическое воздействие, которое формируется введенными в состав композиций функциональными  ингредиентами.

Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как отличительной  особенностью белорусского рынка всегда было сравнительно высокое потребление  сметаны. По мере роста интереса к  здоровому питанию, растет потребление  сметаны. При этом потенциал рынка  остается большим.

Объектом исследования является рынок молочной продукции Республики Беларусь.

Предметом исследования является дегустационная оценка и конкурентоспособность  сметаны.

Целью исследования является исследование пищевой ценности, процесса проведения дегустационной оценки сметаны, анализ рынка молочной продукции  в РБ, исследование конкурентоспособности  сметаны.

В соответствии с целью  исследования сформировались следующие  задачи:

изучение теоретических  основ о пищевой ценности сметаны  с позиции рационального питания;

характеристика оптовых  производителей сметаны, торговых марок  и ассортимента сметаны;

рассмотрение процесса дегустационной оценки и факторов конкурентоспособности;

изучение основных факторов конкурентоспособности продукции;

анализ рынка молочной продукции в РБ;

изучение объектов и методов  исследования качества сметаны;

проведение дегустационной оценки сметаны;

исследование оценки конкурентоспособности  сметаны.

В курсовой работы были использованы следующие методы: метод обобщения, сравнения, группировки и анализа.

В ходе выполнения курсовой работы использованы учебные пособия  по товароведению продовольственных  товаров, стандарты.

белорусский рынок  сметана конкурентоспособность

 
 

1 Пищевая ценность, ассортимент сметаны, методология  дегустационной оценки сметаны

 

.1 Пищевая ценность  сметаны с позиции рационального  питания

 

Сметана - это кисломолочный  продукт, вырабатываемый путем сквашивания  нормализованных пастеризованных  сливок чистыми культурами молочнокислых  стрептококков с последующим  созреванием полученного сгустка [10, с. 281].

Для производства сметаны  используют не только свежие, но и сухие  сливки, сухое цельное и обезжиренное молоко, замороженные и пластические сливки. Выпускают с белковыми  наполнителями.

В качестве сырья для производства сметаны используют: молоко, натуральные  свежие или сухие сливки, сливочное  масло.

Сметана любительская 40 %-ной  жирности имеет следующий состав: сухие вещества 45 %, жир 40 %, белок 2,1 % и углеводы 2,1 %. Ее вырабатывают из свежих сливок. Она отличается плотной консистенцией, что позволяет фасовать ее в бумажные коробочки; на сорта не подразделяется. Кислотность 55-90 ° Т. Вкус и запах - чистые кисломолочные с более выраженным привкусом и ароматом пастеризации [25, с. 325].

Сметана 14%-ной жирности имеет  кислотность 65-120 °Т, сметана «Крестьянская» с содержанием 18 % 65-110 °Т, сметана «Домашняя» с содержанием жира 23 % 65-100 °Т. На сорта эти виды сметаны не подразделяют.

Из кисломолочных продуктов  сметана выделяется не только высокими вкусовыми достоинствами, но и повышенной пищевой и энергетической ценностью. Химический состав и энергетическая ценность рассмотрены на нескольких примерах видов сметаны с массовой долей жира 10 %, 20 %, 25 % и 30 % (Приложение А).

Как видно из информации Приложения А основную долю в сметане занимает вода (больше в сметане 10 % и меньше всего в 30 % сметане), далее - белок. Меньшая энергетическая ценность у сметаны с массовой долей жира 10 % - 494 кДж, а наибольшая - у сметаны с массовой долей жира 30 % (1126 кДж).

Из таблицы Приложения А видно, что сметана содержит множество питательных веществ.

Среди других кисломолочных  продуктов сметана выделяется высокими пищевыми достоинствами.

Значительное содержание молочного жира, благоприятно сбалансированного  по жирнокислотному составу, в виде легко усвояемых жировых шариков придает особую ценность сметане как продукту питания. Полноценные белки сметаны содержат все незаменимые аминокислоты, играют важную роль в формировании структурно-механических свойств продукта. Благодаря изменениям, происходящим с белковой частью в процессе сквашивания, сметана усваивается организмом полнее и легче, чем сливки соответствующей жирности. При сквашивании сливок происходит частичный гидролиз белка с образованием свободных аминокислот и гликолиз глюкозы, появляются метаболиты, которые изменяют биофизическую структуру мицелл казеина и биоактивность минеральных солей. К тому же коагуляция казеина происходит с образованием нежных хлопьев, значительно улучшающих переваримость белков.

Информация о работе Изучение качества сметаны, реализуемой в магазине «Родник»