Понятие качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:53, реферат

Краткое описание

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 20.44 Кб (Скачать)

Автономное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет имени  А.С. Пушкина Кингисеппский филиал

Факультет экономики и инвестиций

Кафедра экономики и управления 
 

    Реферат по дисциплине «Управление качеством» на тему:

    «Понятие  качества» 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

Фёдорова Алёна

Специальность 080 502.65

Проверила: Смола Н.В. 
 

Санкт-Петербург

2011 г.

    В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

    Качество  – комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация  производства, маркетинг и др. Важнейшей  составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной  литературе и практике существуют различные  трактовки понятия качество. Международная  организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги ,которые придают им способность удовлетворять обусловленные  или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение  качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных  стандартов ИСО серии 9000 вышла в  конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти  стандарты вторглись непосредственно  в производственные процессы, сферу  управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное  направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают  современные методы менеджмента  качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

    Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между  производителями и потребителями  продукции. Иными словами, стандарты  ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства.  

     Качество можно  представить в виде пирамиды:

  1. Качество.
  2. Качество фирмы.
  3. Качество работы.
  4. Качество продукции.

    Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который  предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых  управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с  выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное  выявление брака). Качество продукции  является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно  оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются  рекламации.

    Для дальнейшего уточнения понятия  управления качеством продукции  целесообразно обратить внимание на трактовку понятия продукции  и уточнить само это понятие. Необходимость  такого уточнения обусловлена тем, что понятие продукция не совсем точно даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации. Так, в форме 2 "Отчет о прибылях и убытках" приведен показатель "выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг...". Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие  продукция. Продукция – комплексное  понятие. Это – результат деятельности фирмы, который может быть представлен  товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т. п.) называют работами.

    Подходы к понятию качества

    Подход  к понятию качества может быть разным:

  1. Подход  потребителя  - качество товаров определяет потребитель. Высококачественными считаются продукция или услуги, которые в большей удовлетворяют интересы и запросы потребителя. Данный подход определяется как «пригодность к использованию».
  2. Подход производителя – определяется как «соответствие требованиям». Технология определяет характеристики продукции, и чем больше производственный процесс может обеспечить соответствие предъявляемым требованиям, тем выше качество продукции. Этот подход предложил Кросби. Он отстаивал позицию «нуль дефектов» - желаемая и достижимая цель.

          Признавая, что совершенствование качества путем повышения уровня контроля приведет к росту себестоимости, он настаивал, что путь достижения нуль дефектов – совершенствование методов предупреждения. Им предложены четыре постулата:

    1) качество означает соответствие  требованиям; требования должны  быть точно определены, и каждый  должен знать, что ожидается  от него;

    2)качество  следует из предупреждения; предупреждение - результат обучения, дисциплины, личного  примера и лидерства;

     3)стандарт  качества – нуль дефектов, ошибки  не       допускаются; 

    4)      мера качества – цена несоответствия.

  1.   Стоимостной подход – данный подход  подразумевает элемент стоимости. Качество – степень безупречности продукции, обладающей приемлемой ценой и несущей стоимость контрольных процедур.

         С философской точки зрения  качество – это объективно  существующая совокупность черт  и характеристик изделия, которая  определяет изделие как таковое  и отличает его от другого.

    Следует отметить, что один и тот же предмет в одно и тоже время может обладить качеством, либо нет, в зависимости от удовлетворения чьих-то потребностей. Исходя из этого, качество переходит в категорию субъективных оценок. Эта неточность в определении объясняется тем, что в этом термине важно было подчеркнуть  для производителей и потребителей удовлетворение требованиям заказчиков или рынков сбыта. Но тогда удовлетворение потребностей нужно связывать не с сущностью качества, а с его уровнем. Поэтому ближе к истине было бы сформулировать определение  термина качество следующим образом: «Качество – совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при ее создании с целью удовлетворения обусловленных или предполагаемых потребностей».

    Существует  несколько типов качества: 

    ·        Качество проектирования  - означает, что изделие или услуги предназначены  для удовлетворения потребностей потребителя, но этого еще недостаточно, чтобы  изготовить качественный товар.

    ·        Качество изготовления – означает, что изделие или услуги соответствуют  требованиям, установленным на стадии планирования или проектирования.

    ·        Качество поставки – означает, что  продукция доставлена, услуга оказана  в согласованное время.

    ·        Относительное качество – опосредовано всеми, кто имеет контакты с потребителем, внутренним и внешним.

Информация о работе Понятие качества