Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 01:48, реферат
Следует отметить, что среди стратегических проблем национального возрождения и социально-экономического развития нашего государства проблема качества продукции является одной из самых весомых, практически она определяет внутреннюю и внешнюю независимость, реальную экономическую безопасность. Вопрос улучшения качества продукции должен рассматриваться как средство повышения конкурентоспособности, как непременное условие преодоления трудностей переходного периода к рыночной экономике.
Следует отметить, что среди стратегических
проблем национального
Одним из условий преодоления кризиса,
обеспечение стабильного
Процессы развития качества, механизмы и условия на макроуровне должны отвечать таким критериям: определение целей и заданий в отрасли качества, анализ ресурсных возможностей и их реализация. Сейчас осуществить качественный и количественный анализ продукции предприятий, систем качества практически невозможно. Кроме информации Комитета по вопросам стандартизации, сертификации и метрологии, о количестве сертифицированной продукции, о количестве центров сертификации и отсутствии средств никакой информации больше нет.
В настоящее время в государстве
действует большое количество законов
и подзаконных нормативных
В связи с этим в 1999 году Министерством
экономики Украины была разработана
концепция обеспечения
Основные направления этой концепции:
1. Формирование и наращивание
экспортного потенциала путем
создания на системных
5. Подготовка и внедрение в Украине нормативно-правових, нормативно-технических документов в сфере безопасности и качества, требований, которые гармонизированы с признанными международными стандартами и европейскими правовыми и техническими нормами.
6 Создание экономических,
9. Поддержка, совершенствование и развитие системы обучения, повышения квалификации и переподготовки специалистов и персонала, занятого в сфере обеспечения и улучшения качества, управления качеством и конкурентоспособностью продукции.
10. Создание системы связей с
обществами, ассоциациями защиты
прав потребителей, товаропроизводителей,
другими общественными
Реализация концепции даст возможность
создать и постепенно внедрить системы
управления и механизмы координации
работ по разработке и выполнению
программ обеспечения и повышения
безопасности, качества и конкурентоспособности
продукции, создать условия и
механизмы увеличения объемов производства
на предприятиях Украины высококачественной
и конкурентоспособной
Следует сформировать и интегрировать
на уровне предприятий профессиональные,
международное признанные системы
качества, системы управления ресурсосбережением
и окружающей средой, гармонизировать
нормативно-правовые и нормативно-технические
документы с соответствующими документами
международных и европейских
организаций по торговле и тарифам,
а также данными
Исходя из того, что категория качества является сложной и противоречивой с точки зрения разных ее аспектов, рассмотрим проблему улучшения качества с позиций экономического и социологического аспектов. Прежде всего, следует отметить, что с точки зрения экономического взгляда не каждый относительно высокий технический уровень изделий является благом. Производство продукции высшего технического уровня, а следовательно, более сложного, чем это необходимо, имеет для общества те же негативные последствия, что и производство избыточного количества продукции предыдущего качества. Использование продукции высокого технического уровня там, где в этом нет прямой необходимости, приводит к омертвлению средств, уменьшает фонд накопления, сдерживает рост общественной производительности труда. По своим экономическим последствиям этот процесс тождествен процессу экономического обесценивания новых изделий, которые имеют относительно более высокий технический уровень, целиком определяющийся условиями их производительного использования или конкретной потребностью. На этот счет Я. Плоткин считает, что при оценке целесообразности улучшения качества изделий следует исходить не только, а точнее, не столько из их технического уровня, сколько из конкретных условий использования этих изделий потребителем. Иначе говоря, нужно учитывать потребительскую стоимость новых изделий в отдельных типичных сферах их использования. Экономическая сторона качества изделий определяется только в процессе их использования потребителем. Потребительская стоимость обусловлена физическими, химическими и другими естественными свойствами вещи, а также свойствами, которые ей приданы в результате целесообразной деятельности человека. Экономическая наука, в отличие от технических дисциплин, исследует не само потребление, а результат потребления той или иной потребительской стоимости, то есть с точки зрения экономического взгляда существенными являются не сами свойства изделий, а то, в какой мере они удовлетворяют определенную потребность. Потребителя не интересует природа предмета потребления как таковая; ему важно, чтобы предмет потребления имел присущие ему свойства. Совокупность определенных свойств и делает вещь предметом потребления. Однако одни и те же изделия, которые характеризуются одинаковой совокупностью потребительских свойств, по-разному удовлетворяют потребности потребителей. Один вид изделия может иметь более интенсивные полезные свойства, которые интересуют потребителя, чем другой. В связи с этим он в большей степени будет удовлетворять потребность потребителя [4].
Оценка единицы
К экономическому аспекту качества
изделий принадлежит также
Соотношение между категориями
«полезность» и «стоимость», которое
является решающим в конкурентоспособности
продукции, намного сложнее. Оно
обусловлено взаимосвязями
ТРв Як Крс Е Ц Ксп
Условные обозначения:
ТРв- технический уровень продукции
Як – качество продукции
Крс – полезность продукции
Е – суммарный экономический эффект повышения ТРв (или Як) продукции
Ц – цена продажи продукции
-повышения или снижение
Ксп – конкурентноспособность продукции
Взаимосвязи между категориями, которые
обусловливают
На конкурентноспособности продукции в последнее время все больше влияет возможность производителя поставлять потребителю продукцию ранее своих конкурентов и обеспечивать лучшее обслуживание, сервис. Товары могут оказаться конкурентноспособными и случайно. Такая ситуация может возникнуть в условиях малого бизнеса. Крупные же компании уже давно не рассчитывают на случайность. Они тщательно занимаются изучением сегментов рынка, потребностей и возможностей потребителей (покупателей), проводят маркетинговые исследования. Если, скажем, товаропроизводителю повезло, и его продукция признана конкурентноспособной, то ему, во-первых, следует выявить причины, обусловившие такой успех, а, во-вторых, успеть принять меры для сохранения такого положения.
И еще один тезис, который характеризует экономический аспект качества товаров и от понимания которого в значительной мере зависит решение вопроса о конкурентноспособности продукции: лучше – это всегда (или почти всегда) больше. При определении экономического эффекта у потребителя от улучшения качества продукции нужно пользоваться так называемым правилом тождественности эффектов, суть которого заключается в коррекции (умножении) затрат у потребителя при пользовании изделием более низкого качества. Это касается всех параметров (свойств) качества, но вопрос о коррекции решен на сегодня только относительно двух, правда, самых важных параметров - производительности и долговечности (срока).
Социологический аспект проблемы качества связан с решением отношения субъекта к такому объективному свойству изделия, как его непосредственное потребительское качество. С точки зрения социологических позиций качество рассматривается как категория, которая отвечает закономерности распределения населения по доходам, формированию спроса на отдельные виды изделий и тому подобное. К социологическому аспекту качества близко примыкает психологический: более того, кое-кто из авторов считает последний разновидностью первого. Более целесообразно рассматривать его как отдельный аспект. Имеются такие стороны отношения субъекта к качеству изделий, которые не зависят от его (субъекта) категории в социологическом понимании, то есть эти стороны оказываются «внутри» социологической категории субъекта или независимо от этой категории и поэтому они могут быть отнесены к психологическому аспекту. Примером, который подтверждает эту мысль, имеется такая ситуация.