Понятие качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 11:35, реферат

Краткое описание

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям. Качество продукции в последнее время приобретает все большее значение в связи с интеграцией рынка, научно-техническим прогрессом и, как следствие, постоянно возрастающими требованиями потребителей. Параметров, определяющих качество товара, большое множество, и для каждого они различны, возникла необходимость развития такого течения в менеджменте, как управление качеством.

Файлы: 1 файл

Понятия качества.docx

— 19.13 Кб (Скачать)

Понятие качества

 

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям. Качество продукции в последнее время приобретает все большее значение в связи с интеграцией рынка, научно-техническим прогрессом и, как следствие, постоянно возрастающими требованиями потребителей. Параметров, определяющих качество товара, большое множество, и для каждого они различны, возникла необходимость развития такого течения в менеджменте, как управление качеством.

Управление качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой.

Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение. Качество – сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к ее основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой аспект.

При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и зарубежной) можно встретить множество его формулировок. Например, в ранних версиях МС ИСО серии 9000 качество определялось как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В версии МС ИСО 2000 г., т.е. по ГОСТ Р ИСО 9000–2001, оно определяется как степень соответствия присущих характеристик (отличительных свойств, оцениваемых качественно или количественно) предполагаемым или обязательным требованиям (потребностям или ожиданиям). В ряде зарубежных литературных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону, что, как правило, требует дополнительных пояснений.

Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: качество – определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

В любом случае продукция – это совокупность всего многообразия материальных, интеллектуальных и иных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. В данном определении продукция является обобщенным понятием и включает изделия, продукты, технологии и т.п.

Услуги также подпадают под приведенные выше определения продукции. Вместе с тем услуги можно также характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др.

Как в повседневной жизни, так и в производственной сфере понятие «качество» нашло самое широкое распространение. Мы употребляем данный термин, говоря о вещах, изделиях, услугах, оценивая уровень жизни, вкладывая при этом в данное понятие достаточно широкий и в то же время не вполне определенный смысл. Что же следует понимать под качеством изделия или услуги? Как его оценить? Эти вопросы возникают постоянно при определении той или иной степени удовлетворения потребности общества. Несмотря на то, что термин «качество» закреплен в ГОСТах, международных стандартах, тем не менее споры о смысловом содержании данного термина продолжаются до сих пор. В литературе можно встретить различные формулировки, начиная с сугубо прагматичных, отражающих специфику конкретной профессии и сложившихся условий (например: качество – это когда возвращается клиент, а не продукт), заканчивая высокоакадемическими, рассматривающими качество с философской точки зрения. Существующие прения по определению качества, видимо, можно закончить только в том случае, если четко отследить связь между понятиями «качество», «потребительная стоимость» и «полезность». До сих пор среди исследователей имеется определенный пробел, связанный с соотношением двух родственных категорий – качества и потребительной стоимости продукта. Качество изделия – это совокупность его свойств. Потребительная стоимость – отношение людей, потребителей изделия, к его свойствам, их совокупности, к изделию как таковому. Подобный функциональный подход к определению качества не дает возможности рассмотрения его как экономической категории, не способствует пониманию экономической природы качества. Следуя данной формулировке, можно сделать вывод о том, что все затраты, связанные с формированием свойств изделия, есть не что иное, как затраты на качество данного изделия. Вся практика внедрения систем управления качеством продукции указывает на необходимость выделения затрат на качество в самостоятельную категорию, являющуюся только частью затрат на создание продукции.

Наиболее приемлемым, с нашей точки зрения, было бы представление качества продукции как совокупности общественных отношений между производителями продукции и ее потребителями по поводу формирования общественной потребительной стоимости, определяющих степень (уровень, интенсивность) удовлетворения потребностей общества в соответствии с назначением продукции. Именно такое представление содержится в определении качества продукции, отраженном в ГОСТ 15467–79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.» Под качеством продукции понимается совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Данное определение представляет собой материально-вещественную основу для определения качества продукции как экономической категории.

Международный стандарт серии ІSO-9000 содержит почти аналогичное определение. Под качеством понимается совокупность свойств и характеристик изделия или услуг, обеспечивающая удовлетворение определенным образом обусловленных или предполагаемых потребностей. И в этом случае внесение в определение категории полезности обусловливает рассмотрение качества продукции как экономической категории.

Из определений следует, что качество продукции (КП) имеет как объективную обусловленность, выраженную через связь с потребительной стоимостью, определяющую уровень свойств продукта, так и содержит субъективную составляющую, характеризующуюся полезностью продукта. При этом полезность продукта определяется субъективной оценкой степени удовлетворения потребностей при использовании продукта с заданным уровнем свойств.

Категория «потребительная стоимость» достаточно подробно рассмотрена в экономической литературе, чего не скажешь о категории «полезность» продукта. Раскрытие понятия полезности позволяет рассматривать качество продукта не просто как экономическую категорию, но и как категорию обмена. Отмечу, что с подобным рассмотрением до сих пор не согласны большинство сторонников трудовой теории стоимости. Это, впрочем, и не удивительно, так как введение в рассмотрение категории полезности подразумевает наличие иной, по сравнению с количеством содержащегося в продукте живого и овеществленного труда, основы для обмена продуктов на рынке. Существует ли эта основа? Практика рыночных отношений предопределяет положительный ответ на данный вопрос. В частности, введение количественного фактора при рассмотрении особенностей обмена продуктов в значительной мере способствует пониманию истинной картины обмена, а также служит определенным шагом к пониманию экономической природы качества. Соединение понятия качества, как совокупности свойств продукции, с количеством продукции, имеющейся в наличности, привело к возникновению понятий «единичное» и «массовое» качество.

Единичное качество – это потребительная стоимость продукции, которая определяется только уровнем потребительных свойств данного конкретного продукта и не зависит от качества других продуктов, количества имеющихся продуктов, уровня спроса и предложения при обмене их на другие продукты и других факторов, относящихся к количеству продуктов и условиям обмена.

Массовое качество – понятие, относящееся к качеству определенного количества продукции, выражаемое единичным качеством составляющих данное количество отдельных единиц продуктов. Примером массового качества может служить структура выпускаемой продукции по сортности (категориям качества) или показатели, характеризующие удельный вес качественной продукции в общем объеме се выпуска. Показатели средневзвешенного качества по отдельным видам продукции (средняя сортность и др.) также служат отражением массового качества. Изменение количественного распределения уровня качества различных групп продукции приведет и к изменению массового качества всего количества продукции. Здесь важно то, что изменение количества может влиять на величину КП.

Использование количественного фактора при оценке КП приближает нас к понятию полезности, однако массовое качество – это еще не полезность, так как качество при этом не рассматривается как фактор обмена. Раскрытию сущности понятия «полезность» способствует более полное рассмотрение цепочки «единичное качество» – > «полезность» – > «спрос» – > «равновесная цена». Данный подход является темой самостоятельных экономических исследований и в данном пособии не рассматривается. Отмечу только общий подход к определению полезности продукта.

Полезность есть безразмерная величина, характеризующая ценность, значимость, редкость продукта для хозяйственного субъекта, который будет являться потребителем данного продукта. Кроме того, полезность – монотонно убывающая, дифференциальная функция. Полезность первой единицы продукта определяется только совокупностью свойств этого продукта или его единичным качеством. Полезность последующей единицы продукта уже несколько меньше, чем первой, следующей за ней – еще меньше и т.д., при этом совокупная интегральная полезность всего количества продукта, с увеличением количества, возрастает в убывающей степени. Таким образом, полезность любой единицы продукта определяется совокупностью свойств продукта и местом (порядковым номером) данного продукта в имеющемся его количестве. При обмене полезность разных продуктов для каждого из участников обмена измеряется в одних и тех же единицах. В настоящее время предпринимаются попытки создания методики оценки полезности продукта (построение корреляционных зависимостей между ценой продукта и количеством потребляемого продукта, уровнем дохода и другие, построение кривых спроса-предложения), однако до сих пор эффективной методики определения полезности продуктов, т.е. количественной ее оценки, не существует.

 


Информация о работе Понятие качества