Психолого-социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономические преобразования,осуществляемые в нашей стране,самым непосредственным образом касаются уголовно-исполнительной системы.Различные модели карательно-репрессивных подходов,прошедшие апробацию в ряде стран мира,в том числе и Советском Союзе,себя не оправдали.Следствием этого стали широкомасштабная криминализация общества,обострение социальных болезней,ужесточение нравов,необратимые личностные потери.

Файлы: 1 файл

3курс курсовик.docx

— 70.38 Кб (Скачать)

- организация  и реализация комплекса социально-педагогических  мероприятий по ресоциалнзации осужденных в период отбывания наказания;

- с первых  дней пребывания осужденных в  исправительном учреждении осуществление  деятельности, направленной на их  подготовку к освобождению, содействие  приобретению ими образования,  профессии и трудовых навыков;

- содействие  восстановлению, поддержанию и укреплению  социально полезных связей осужденных, формированию навыков поведения  в семье и общения в ближайшем  социальном окружении;

- осуществление  руководство секцией социальной  помощи осужденным;

- совместно со  спецчастью учет пенсионеров и иных лиц, имеющих право на социальные пособия; оформление необходимых для этого документов и направление их в соответствующие государственные органы;

- оформление  документов по индивидуальному  пенсионному страхованию осужденных  и содействие их реализации;

- принятие мер  по получению паспортов, трудовых  книжек и иных документов осужденных;

- восстанавление социальных связей с родственниками, общественными и религиозными организациями;

- участие в  организации предоставления осужденным  краткосрочного выезда для предварительного  решения вопросов трудового и  бытового устройства после освобождения;

- ведение учета  проделанной социальной работы, анализ ее результатов и влияния  на исправление осужденных;

- обобщение и  распространение положительного  опыта в сфере социального  обеспечения осужденных, выработка  рекомендаций по совершенствованию  данной деятельности.

В реализации функций  социальной службы участвует и старший  инспектор (инспектор) по бытовому и  трудовому устройству осужденных. В  этих целях он имеет право: запрашивать  и получать от других служб исправительного  учреждения, органов внутренних дел, служб занятости информацию, необходимую для своей профессиональной деятельности; принимать участие в работе совета воспитателей отряда, попечительского совета исправительного учреждения, иных общественных формирований учреждения; осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие с представителями органов государственной власти, организаций, объединении, заинтересованными в бытовом и трудовом устройстве осужденных.

Старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому  устройству осужденных составляет и  ведет: журнал учета занятий в  «Школе подготовки осужденных к освобождению»; журнал учета лиц, нуждающихся в  трудовом и бытовом устройстве в  котором фиксируются сведения об осужденных, обратившихся за соответствующей  помощью: биографические данные, специальность, избранное место жительства, содержание просьбы, а также информация о  ходе и итогах работы; перечень учреждений, осуществляющих социальное обеспечение и оказывающих социальную помощь гражданам, предоставляемый освобождающимся из мест лишения свободы.

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно в квалификационном справочнике  социальному работнику предписан  весьма широкий перечень должностных  обязанностей /34, с.305/.

Профессиональный  профиль специалиста по пенитенциарной социальной работе, должен соответствовать  содержанию деятельности, а также  его представлениях о возможностях личностной самореализации. На этом основании  необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.

Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными  в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в исправительных учреждениях, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные; специальные; специализированные.

Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста: знаний специфики работы в различной социальной среде, раз личных субкультурах; знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах; развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами; уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности; умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции; научного представления о социологическом и социально-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов; знаний типологии, об основных источниках возникновения и развития массовых социальных движений, формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций; владеть основами социологического анализа; знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельности и владеть ими; владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач; знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников; знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания; народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе; знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Группа специальных  знаний, умений, навыков, необходимых  специалисту по социальной работе включает в себя: знания, владение методами научных  исследований и профессиональной деятельности в исправительных учреждениях; владение методикой и технологией социального  прогнозирования и проектирования, и также использования полученных знаний в реальных социальных проектах; владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования  инновации в практике социальной работы; знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой; умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста; научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска; готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реабилитации; знание и умение применять методы социальной статистики, использования статистических измерений в социальной работе; умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации; знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности; владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение использовать и внедрять полученные результаты исследований; умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальная работа с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере; знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности; знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен: знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного  и других отраслей права; знать нормы  уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках; знать основные концепции причин преступности, и роль социальной работы в борьбе с нею; владеть методами осуществления социальной профилактики; использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ; знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды; осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения; участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными; участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение; осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности; своевременно ставить перед руководством исправительного учреждения и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью; осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных; организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания; осуществлять с первых дней пребывания в исправительном учреждении подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков; содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах; оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения; вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе; уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными; знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных; владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных; знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Для выполнения предписанных функций социальным работникам необходимо не только соответствующее  профессиональное образование, но и  личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы  и принципы. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно  только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью /34, с.310/.

Каждое уголовно-исполнительное учреждение имеет в штате определенное количество профессиональных социальных работников. Кроме того, все сотрудники общей службы исполнения наказаний  в период обучения проходят специальный  курс по организации социальной работы с осужденными. Таким образом, количество работников, способных проводить  социальную работу с осужденными, не ограничивается только сотрудниками, получившими специальное образование.

В соответствии с § 154 ч. 2 Уголовно-исполнительного  кодекса учреждения, исполняющие  наказания, обязаны сотрудничать с  внешними институтами федеральной  земли. Их задача - приблизить систему  исполнения наказаний к общественности и тем самым увеличить возможности  интеграции осужденных в общество.

Социальная служба учреждения, исполняющего уголовные  наказания, тесно сотрудничает с  такими службами и организациями  социальной помощи, как биржа труда, кассы помощи по болезни, социальные учреждения, консультационные службы для правонарушителей, организации  общего и профессионального образования, терапевтические учреждения, жилищные общины и учреждения, службы помощи условно осужденным и досрочно освобожденным, суды для несовершеннолетних, консультпункты по погашению долгов (исков), комитет по делам иностранцев.

В соответствии с должностными обязанностями социальный работник или социальный педагог  помогает осужденным понять и преодолеть возникшие трудности, стремится  поставить осужденного в такие  условия, при которых он был бы в состоянии сам решать свои проблемы. Социальный работник занимается также  с заключенными под стражу, находящимися в учреждениях, исполняющих наказания  для несовершеннолетних.

При осуществлении  своих обязанностей социальный работник или педагог в сотрудничестве с другими служащими вносит свой вклад в решение главной задачи исполнения наказаний. Для того чтобы  мероприятия по социальной работе с  осужденными не пересекались с мероприятиями  других служб, они согласуют с  ними свою деятельность. Социальный работник или педагог использует методику социальной работы как для отдельных осужденных, так и для групп и общин. Их деятельность находится под контролем специалистов из управления исполнения наказаний или Министерства юстиции федеральной земли. Если в учреждении насчитывается не менее трех социальных работников (педагогов), то начальник Управления исполнения наказаний может назначить одного из них координатором работы (это необходимо для того, чтобы избежать участия осужденных одновременно сразу в нескольких мероприятиях).

Информация о работе Психолого-социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы