Психолого-социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономические преобразования,осуществляемые в нашей стране,самым непосредственным образом касаются уголовно-исполнительной системы.Различные модели карательно-репрессивных подходов,прошедшие апробацию в ряде стран мира,в том числе и Советском Союзе,себя не оправдали.Следствием этого стали широкомасштабная криминализация общества,обострение социальных болезней,ужесточение нравов,необратимые личностные потери.

Файлы: 1 файл

3курс курсовик.docx

— 70.38 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный институт психологии и социальной работы.

_____________________________________________________________________________

Факультет___________________________________________________________ 

Кафедра__________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

По специальности___________________________________________________

На тему________________________________________________________

(тема) 
 
 

Выполнил(а) студент(ка) ___ курса

________________ формы обучения

_______________________________

_______________________________ 
 
 

Научный руководитель____________

________________________________

(ученая степень,должность,Ф.И.О.)  
 
 
 

_____________________________________________

(подпись  научного руководителя). 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

20__ г.

Оглавление. 

Введение  ________________________________________________________

Глава 1. _________________________________________________________

    1. __________________________________________________________
    2. __________________________________________________________

Глава 2. __________________________________________________________

     2.1. ____________________________________________________________

    2.2. _____________________________________________________________

Заключение _______________________________________________________

Список  литературы ________________________________________________

Приложения ______________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Социально-экономические  преобразования,осуществляемые в нашей стране,самым непосредственным образом касаются уголовно-исполнительной системы.Различные модели карательно-репрессивных подходов,прошедшие апробацию в ряде стран мира,в том числе и Советском Союзе,себя не оправдали.Следствием этого стали широкомасштабная криминализация общества,обострение социальных болезней,ужесточение нравов,необратимые личностные потери.

Современная прогрессивная  пенитенциарная философия активно  развивает идеи гуманизма в отношении  к «падшим»,очеловечивания условий  исполнения уголовных наказаний.Однако здесь важно подчеркнуть,что это не другая крайность уголовной политики,противоположная ее ужесточению,а принципиально новая ее доктрина,основанная на современных представлениях об исполнении уголовных наказаний.

Гуманизм по отношению к людям, преступившим закон, обеспечивающий в первую очередь  безопасность общества и его членов, не имеет ничего общего с идеологией всепрощенчества, неосознаваемого  поощрения проявлений вседозволенности, безнаказанности, безответственности. Это - шанс, предоставляемый осужденному  для возвращения к социальной норме поведения, путем исправления  в специфических и далеко не всегда благоприятных условиях крайнего по форме проявления, жесткого ограничения  в свободе и некоторых других правах. Это - попытка общественных и государственных институтов (прежде всего специально предназначенной  для реализации пенитенциарных целей  уголовно-исполнительной системы) и  самого осужденного в процессе исправительного  воздействия сохранить и откорректировать человеческий облик, восстановить утраченный социальный статус, вернуться к полноценной  жизни на свободе.

Теоретические исследования и практический опыт убеждают в том, что сформированная в исправительных учреждениях под воздействием системы  современных педагогических, психологических, психотерапевтических и иных технологий позитивная установка, происходящие личностные перемены крайне редко выдерживают  экзамен на прочность, сталкиваясь  после освобождения осужденного  с деформирующим влиянием неблагоприятного социального окружения.

Исправление и  ресоциализация осужденных, социальная адаптация освобождаемых из исправительных учреждений предполагают не только позитивные изменения личности правонарушителя, но и коррекцию системы его общественных связей и отношений в микро- и макросреде. Самостоятельно осуществить подобную социальную терапию осужденный не может. Помощь сотрудников в решении этой проблемы носит бессистемный, эпизодический, часто непрофессиональный характер. Все это в значительной степени обусловливает рецидив и другие негативные социальные проявления постпенитенциарного характера.

Прогрессивная международная пенитенциарная практика, показывает, что разносторонней социальной помощью и поддержкой осужденных на разных этапах их исправления и подготовки к жизни на свободе должны профессионально заниматься специалисты - социальные работники.

Поскольку тюремное заключение, лишая человека свободы, уже само по себе является наказанием, постольку и личность осужденного  в соответствии с его положением (лишение свободы и ограничение  в правах) вынужденно и виновно  подвергается определенным законом  лишениям. Это объективно превращает его, а также общности, группы и  коллективы осужденных в объект социальной работы. Ее глубинный смысл заключается, с одной стороны, в восстановлении социальной справедливости и наказании  преступника за содеянное, с другой - в стремлении минимизировать негативные социальные последствия лишения свободы как для самого осужденного, так и для его микроокружения, особенно семьи, а также общества в целом, членом которого он ос тается и в период отбывания наказания, и после такового.

Согласно расчетам ученых, уже в 2015 году стремительное  накопление социального знания как  фактора развития современной цивилизации  приведет к тому, что приобретет особое значение профессия социального  работника в области регулирования  общественных отношений. Социальное образование  сотрудника исправительного учреждения в значительной степени способствует формированию активной творческой личности гражданина и профессионала, ориентированной  на защиту интересов человека, способной  обеспечивать согласованность общественного  воздействия на осужденных, их ресоциализацию и стабильность позитивного развития личности, реформирования уголовно-исполнительной системы. В этих условиях перспективными представляются разработка и формирование целостной системы подготовки, пере подготовки и повышения квалификации персонала в области социальной работы, в том числе большой группы сотрудников, которые профессионально решают проблемы ресоциализации и исправления осужденных в специфических условиях исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и изоляцией от общества. Это еще одно перспективное направление научно-практической деятельности.

Известно, что  личность, попавшая в сферу влияния  исправительного учреждения, временно изолированная от общества и ограниченная в связях, значительно ухудшает свой социальный и правовой статус, не имея реальной возможности самостоятельно отстаивать свои интересы и достоинство, удовлетворять минимальные потребности  на всех этапах изоляции от общества, начиная  от предварительного заключения (содержания под стражей) до последнего дня пребывания в исправительном учреждении. Именно поэтому социальная работа по сопровождению правонарушителя необходима во всех видах учреждений и органов исправительных учреждений. Результативная постпенитенциарная социальная адаптация бывших осужденных невозможна без интеграции системы социальной работы исправительных учреждений в федеральные и муниципальные социальные службы помощи, защиты и поддержки различных групп и слоев населения. Механизмы реализации этой задачи, опыт строительства подобной системы реально представляет собой предмет дальнейших исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

1.1.Личность осужденного.Классификация.

Личность-это  человек как носитель сознания,деятель общественного развития,исполняющий определенные социальные и социально-психологические функции,отличающийся индивидуально-психологическими чертами(особенностями).Главные признаки личности-ее место в структуре общественных отношений,социальная и личная активность,наличие сознания,индивидуальность и неповторимость.

Осужденный вынужден исполнять обязанности лица,лишенного свободы,роль специалиста или подсобного рабочего,токаря или вальщика леса и т.д.Осужденный может быть неофициальным вожаком(лидером) в одних условиях,в других же-он психологически подчиняется людям,становится ведомым.Если психологические роли личности в разных ситуациях и группах созвучны,то говорят о цельности личности,о наличии у нее жизненной позиции,а множественность ролей и их полярность может свидетельствовать о противоречивости,а порой и аморфности личности.

Но какие бы социально-психологические роли ни выполняла в группах и коллективах,адекватная ее характеристика может быть дана с социальной стороны,на основе уяснения ее места и роли в общественных отношениях.Поэтому содержательную характеристику личности осужденного можно дать,если учитывать не только ее социально-психологические роли(положение,позицию в коллективах,малых группах).Главное в личности-социальная позиция,выражающаяся в отношении к обществу,к нормам права,регулирующим общественные отношения.Так,преступник-рецидивист может характеризоваться со стороны психологических ролей как личность цельная,прочно занимающая позицию лидера в группе.Но передавая свой преступный опыт другим(чаще молодым) осужденным,отказываясь от работы,отрицательно относясь к нормам права,по социальной сути он выступает как личностьотрицательная,характеризующаяся повышенной опасностью для общества.

Если вспомнить, что под объектом социальной работы мы понимаем лиц, попавших в сложную  жизненную ситуацию и не способных  ее самостоятельно разрешить, то практически  большинство осужденных можно отнести  к таким лицам, поскольку попадание  из условий свободы в новую  микросреду исправительного учреждения является уже «сложной жизненной  ситуацией». Разве только рецидивисты, неоднократно отбывавшее наказание  в виде лишения свободы, не испытывают дезадаптационного синдрома при попадании в следственный изолятор и исправительную колонию. Всем же остальным требуется пройти сложный начальный период социальной адаптации к условиям исполнения наказания.

Уголовно-правовая составляющая социального паспорта осужденных говорит об их высоком  и постоянно растущем уровне криминальной пораженности. Так, при общем снижении численности осужденных в исправительных колониях с 756,7 тыс. в 2000 году до 721, 1 тыс. (35,6 тыс. или 9,5%) на начало 2003 года, значительно и стабильно увеличивается доля лиц, отбывающих наказание за убийства (с 92,7 до 103,8 тыс., то есть рост составляет 11,1 тыс. или 8,9%); грабеж и разбой (11,7 тыс. или 9,3%). Следовательно, в исправительных колониях происходит концентрация наиболее опасных преступников.

Значительна социально-правовая и психическая деформация, педагогическая запущенность: 13,1 % осужденных - хронические  алкоголики, наркоманы, токсикоманы, венерические больные. До 40 процентов имеют психические  отклонения и даже заболевания в  пределах вменяемости. Снижается образовательный  уровень осужденных, особенно молодых  людей.

Одна из наиболее социально-незащищенных категорий  осужденных инвалиды. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста. Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством. Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации.

Подавляющее большинство  осужденных инвалидов не только социально  дезадаптированы, но и лишены социальных связей. В отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было сделано в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников, либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии.

Информация о работе Психолого-социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы