Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:27, курсовая работа
Социально-экономические преобразования,осуществляемые в нашей стране,самым непосредственным образом касаются уголовно-исполнительной системы.Различные модели карательно-репрессивных подходов,прошедшие апробацию в ряде стран мира,в том числе и Советском Союзе,себя не оправдали.Следствием этого стали широкомасштабная криминализация общества,обострение социальных болезней,ужесточение нравов,необратимые личностные потери.
Большой процент в пенитенциарной системе также и ВИЧ-инфекцированных, что говорит о необходимости развития медико-социальной службы.
Таким образом,
личность конкретного осужденного,
общности осужденных (группы, коллективы,
бригады, классы, отряды) как носители
социальных проблем и их среда - основные
объекты пенитенциарной социальной
работы. Тройственность объекта социальной
работы в пенитенциарных учреждениях
предполагает глубокие внутренние взаимосвязи
личности, общностей и среды осужденных.
Они характеризуются
Несмотря на наличие общих черт и свойств, объект пенитенциарной социальной работы неоднороден и с целью определения оптимальных путей дифференцированной помощи, поддержки, защиты может быть разделен на группы по различным основаниям. Например, по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом может быть выделена группа осужденных высокого риска. В нее включаются инвалиды, пенсионеры, молодые осужденные, переведенные из воспитательных колоний; женщины, имеющие детей до трех лет; больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; не имеющие определенного места жительства; осужденные, подвергающиеся постоянному физическому и психическому насилию (притеснению) некриминального характера.
Это категории наименее защищенных людей, имеющих, как правило, комплекс взаимосвязанных социальных проблем, особых нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в исправительных учреждениях, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите. Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения и даже комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей местных органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что некоторые из социальных проблем личностного уровня (инвалидность, старость, притеснения и другие) по объективным причинам, разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.
Вторую группу
составляют осужденные, имеющие несколько
социальных проблем объективно разрешимого
свойства (распавшаяся семья, отсутствие
профессии или невозможность
заниматься определенным видом деятельности,
неблагоприятное микроокружение и
т.д.). Для этого после проведения
социальной диагностики необходимо
включение осужденного в
В третью группу включаются лица, имеющие кроме осуждения одну или несколько несложных социальных проблем, как правило, возникающих и преодолевающихся в период отбывания наказания. К ним относятся необходимость оформления документов, удостоверяющих личность (паспорта, доверенности), разрешающих имущественные вопросы (свидетельства, завещания), пенсий, страховок; содействие в устройстве на работу, поступление на учебу и продолжение образования в вузах; восстановление родительских прав, установление опеки; подготовка материалов для улучшения условий отбывания наказания, помилования, условно-досрочного освобождения; содействие в получении необходимых медикаментов, очков, протезов, а также специализированном лечении. При этом специалист по социальной работе в основном выполняет функции консультанта и посредника, а помощь носит ситуативно-эпизодический характер и прекращается после удовлетворения потребности осужденного.
Еще одну (четвертую) группу осужденных составляют лица, не имеющие сложных социальных проблем, кроме осуждения и содержания в местах лишения свободы, или способные преодолеть их самостоятельно. Будучи самодостаточными людьми, они часто входят в секции социальной помощи самодеятельных организаций осужденных, либо проводят волонтерскую социальную работу по принципу «равный помогает равному» с другими лицами, нуждающимися в непрофессиональной помощи. Пенитенциарная социальная работа с этой группой осужденных может быть сведена к формированию и содействию в реализации перспективных жизненных планов, а также стимулированию позитивного развития и готовности к полноценной жизни на свободе.
В зависимости от уровня криминальной пораженности, других психолого-педагогических, социальных особенностей и соответствующих вида и условий отбывания наказания: осужденные к наказаниям без изоляции от общества; отбывающие наказание в колониях-поселениях; в воспитательных колониях; исправительных колониях; тюрьмах; исправительных колониях для пожизненно лишенных свободы. Социальная работа различается и на различных этапах: в период предварительного следствия и содержания под стражей; в процессе отбывания наказания в исправительных учреждениях (адаптационный период - пребывание в карантине, основной этап, заключительный, связанный с интенсивной подготовкой к освобождению), постпенитенциарный период, предполагающий реадаптацию и социальную реабилитацию на свободе.
Таким образом, в исправительных учреждениях присутствуют среди объектов социальной работы несколько категорий осужденных:
- те, кто объективно
нуждается в социальной помощи
и поддержке, не инициирует
эту помощь, но и не отказывается
от нее в случае ее
- те, кто объективно
нуждается в социальной помощи,
но отказывается от контакта
и сотрудничества с
- наконец, те,
кто в качестве добровольного
клиента сами инициируют
В соответствии
с уголовно-исполнительным кодексом
РФ предусмотрены еще две
- осужденные, прибывающие в исправительных учреждениях и находящиеся в карантине,
- освобождаемые
осужденные, которых необходимо
по специальным программам
Таким образом, объектом внимания специалистов по социальной работе может стать любой осужденный, обратившийся в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. И только после приема такого осужденого и проведения социальной диагностики (ряде случаев после консультаций с психологом, медиком, руководством исправительных учреждений или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.
Глава 1.2.Направления
социальной работы в
пенитенциарных учреждениях.
Основные направления работы социальных служб тюрем:
1.Консультирование иностранных осужденных:
– по личностным, социальным и правовым проблемам;
– по вопросам кооперации с внешними консультационными пунктами для иностранцев, организациями, институтами и отдельными гражданами;
– по проведению социальной работы в группах с целью интеграции иностранцев в общество, а также для усиления культурной интеграции;
– по профессиональной деятельности сотрудников других служб.
2.Консультирование по семейным вопросам:
– диагностика отношений;
– работа по формированию мотивации;
–
консультирование по вопросам партнерских
взаимоотношений, супружества, семьи
и воспитания детей. Эта работа проводится
с осужденными как
– установление социальных отношений с помощью шефов или контактных групп;
– предоставление внеочередных свиданий;
– направление в консультационные пункты, находящиеся вне стен учреждения.
В соответствии с Конституцией ФРГ брак и семья находятся под особой защитой государства. Эта конституционная норма, с одной стороны, запрещает государству наносить вред супружеству и с другой – предписывает способствовать браку соответствующими мерами. Уголовно-исполнительный кодекс, выполняя требования Конституции, предоставляет осужденным право на переписку, свидания, включая и долгосрочные (до 4 часов), размещение в близлежащем от дома учреждении и на получение отпусков. Семья считается наиболее прочным «социальным якорем». Вместе с тем предоставленные законодательством льготы осужденным не решают проблему укрепления семьи, а лишь обостряют ее. Вспоминая семейные отношения, осужденный болезненно осознает, что в тюрьме совсем другая жизнь, чем на свободе. Это вызывает такое эмоциональное напряжение, что он сознательно или неосознанно прерывает всяческие отношения с внешним миром. Особенно это касается осужденных к длительным срокам тюремного заключения.
3.Работа по погашению исков.
Основные критерии работы по погашению исков:
– работа по формированию мотивации;
– консультирование осужденных и сотрудников по вопросам погашения исков;
–
кооперация с внешними организациями,
институтами и
4.Социальный тренинг.
Большинство социальных работников и сотрудников общей службы исполнения наказаний специально обучаются методике проведения социального тренинга.
Тренинг предполагает:
– подбор клиентов, которым необходим социальный тренинг;
– подготовку к социальному тренингу и посттренинговые мероприятия;
– подготовительные беседы с участниками социального тренинга;
– кооперацию с внешними организациями, институтами, отдельными гражданами, содействующими проведению социального тренинга;
– проведение социального тренинга.
Под социальным тренингом понимается обучение, тренировка осужденных в группе. Социальный тренинг подразумевает изучение социально приемлемых, некриминальных способов преодоления ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Носителем процесса обучения является группа. В социальном тренинге применяются психологические, педагогические, социально-педагогические методы. Особое значение придается ролевой игре. Осужденные, получающие льготы или отпуска, используют их для апробации изученного в условиях свободы вне стен учреждения, при свободном выходе в нерабочие дни или в период отпуска. Это является существенным дополнением к социальному тренингу.
Примерные
темы социального тренинга: «Обращение
с деньгами и долгами», «Жилье», «Работа
и профессия», «Права и обязанности»,
«Социальные отношения и
Социальный тренинг предусмотрен в тюрьмах и открытого и закрытого типов. Тематика и методы определяются в соответствии с целями группы.
Социальный тренинг проводится, как правило, в свободное время. Он может стать также составной частью трудотерапевтических или школьных мероприятий. Если в особых случаях необходимо занять рабочее время осужденного, то для этого требуется согласование с начальником учреждения. Участие в социальном тренинге не дает никаких льгот. Трудотерапевтические мероприятия и школьные занятия для проведения социальных тренингов не отменяются.
При проведении социального тренинга с подследственными следует учитывать различные сроки содержания под стражей и постоянную смену спецконтингента. Поэтому рекомендуются такие учебные формы, которые представляют собой завершенный цикл и предполагают особую психологическую нагрузку для лиц, находящихся под стражей.
Начальник тюрьмы делает заказ в социальную службу на выделение специалиста и его ассистента для организации социального тренинга. В качестве ассистентов могут выступать и сотрудники, не числящиеся в социальной службе, а относящиеся к общей службе исполнения наказаний.
Ответственный за проведение социального тренинга может проводить занятия и сам, хотя в его компетенцию входят:
– планирование и координация мероприятий социального тренинга;
– установление количества участников;
Информация о работе Психолого-социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы