Психолого-социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономические преобразования,осуществляемые в нашей стране,самым непосредственным образом касаются уголовно-исполнительной системы.Различные модели карательно-репрессивных подходов,прошедшие апробацию в ряде стран мира,в том числе и Советском Союзе,себя не оправдали.Следствием этого стали широкомасштабная криминализация общества,обострение социальных болезней,ужесточение нравов,необратимые личностные потери.

Файлы: 1 файл

3курс курсовик.docx

— 70.38 Кб (Скачать)

Большой процент  в пенитенциарной системе также  и ВИЧ-инфекцированных, что говорит о необходимости развития медико-социальной службы.

Таким образом, личность конкретного осужденного, общности осужденных (группы, коллективы, бригады, классы, отряды) как носители социальных проблем и их среда - основные объекты пенитенциарной социальной работы. Тройственность объекта социальной работы в пенитенциарных учреждениях  предполагает глубокие внутренние взаимосвязи  личности, общностей и среды осужденных. Они характеризуются спецификой, высокой степенью сложности, большим  негативным и незначительным позитивным потенциалом для успешного самостоятельного разрешения собственных социальных и облегчения положения, сложившегося в период отбывания наказания.

Несмотря на наличие общих черт и свойств, объект пенитенциарной социальной работы неоднороден и с целью определения оптимальных путей дифференцированной помощи, поддержки, защиты может быть разделен на группы по различным основаниям. Например, по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом может быть выделена группа осужденных высокого риска. В нее включаются инвалиды, пенсионеры, молодые осужденные, переведенные из воспитательных колоний; женщины, имеющие детей до трех лет; больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; не имеющие определенного места жительства; осужденные, подвергающиеся постоянному физическому и психическому насилию (притеснению) некриминального характера.

Это категории  наименее защищенных людей, имеющих, как  правило, комплекс взаимосвязанных  социальных проблем, особых нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования  в исправительных учреждениях, разрешить  которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных  видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите. Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения и даже комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей местных органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что некоторые из социальных проблем личностного уровня (инвалидность, старость, притеснения и другие) по объективным причинам, разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

Вторую группу составляют осужденные, имеющие несколько  социальных проблем объективно разрешимого  свойства (распавшаяся семья, отсутствие профессии или невозможность  заниматься определенным видом деятельности, неблагоприятное микроокружение и  т.д.). Для этого после проведения социальной диагностики необходимо включение осужденного в общественно  полезные виды деятельности, восстановление различными путями позитивных связей с родственниками, целевое консультирование о способах преодоления трудностей, периодическая поддержка и актуализация личностных ресурсов по самосовершенствованию.

В третью группу включаются лица, имеющие кроме осуждения  одну или несколько несложных  социальных проблем, как правило, возникающих  и преодолевающихся в период отбывания  наказания. К ним относятся необходимость оформления документов, удостоверяющих личность (паспорта, доверенности), разрешающих имущественные вопросы (свидетельства, завещания), пенсий, страховок; содействие в устройстве на работу, поступление на учебу и продолжение образования в вузах; восстановление родительских прав, установление опеки; подготовка материалов для улучшения условий отбывания наказания, помилования, условно-досрочного освобождения; содействие в получении необходимых медикаментов, очков, протезов, а также специализированном лечении. При этом специалист по социальной работе в основном выполняет функции консультанта и посредника, а помощь носит ситуативно-эпизодический характер и прекращается после удовлетворения потребности осужденного.

Еще одну (четвертую) группу осужденных составляют лица, не имеющие сложных социальных проблем, кроме осуждения и содержания в местах лишения свободы, или  способные преодолеть их самостоятельно. Будучи самодостаточными людьми, они часто входят в секции социальной помощи самодеятельных организаций осужденных, либо проводят волонтерскую социальную работу по принципу «равный помогает равному» с другими лицами, нуждающимися в непрофессиональной помощи. Пенитенциарная социальная работа с этой группой осужденных может быть сведена к формированию и содействию в реализации перспективных жизненных планов, а также стимулированию позитивного развития и готовности к полноценной жизни на свободе.

В зависимости  от уровня криминальной пораженности, других психолого-педагогических, социальных особенностей и соответствующих вида и условий отбывания наказания: осужденные к наказаниям без изоляции от общества; отбывающие наказание в колониях-поселениях; в воспитательных колониях; исправительных колониях; тюрьмах; исправительных колониях для пожизненно лишенных свободы. Социальная работа различается и на различных этапах: в период предварительного следствия и содержания под стражей; в процессе отбывания наказания в исправительных учреждениях (адаптационный период - пребывание в карантине, основной этап, заключительный, связанный с интенсивной подготовкой к освобождению), постпенитенциарный период, предполагающий реадаптацию и социальную реабилитацию на свободе.

Таким образом, в исправительных учреждениях присутствуют среди объектов социальной работы несколько  категорий осужденных:

- те, кто объективно  нуждается в социальной помощи  и поддержке, не инициирует  эту помощь, но и не отказывается  от нее в случае ее представления,

- те, кто объективно  нуждается в социальной помощи, но отказывается от контакта  и сотрудничества с социальными  работниками,

- наконец, те, кто в качестве добровольного  клиента сами инициируют оказание  им социальной помощи и поддержки.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрены еще две обязательные категории осужденных, с которыми обязаны работать соответствующие  специалисты:

- осужденные, прибывающие  в исправительных учреждениях  и находящиеся в карантине,

- освобождаемые  осужденные, которых необходимо  по специальным программам подготовить  к жизни на свободе, помочь  им в бытовом и трудовом  устройстве, социальной реадаптации.

Таким образом, объектом внимания специалистов по социальной работе может стать любой осужденный, обратившийся в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. И только после приема такого осужденого и проведения социальной диагностики (ряде случаев после консультаций с психологом, медиком, руководством исправительных учреждений или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.

Глава 1.2.Направления социальной работы в пенитенциарных учреждениях. 

     Основные  направления работы социальных служб  тюрем:

     1.Консультирование  иностранных осужденных:

     – по личностным, социальным и правовым проблемам;

     – по вопросам кооперации с внешними консультационными пунктами для  иностранцев, организациями, институтами  и отдельными гражданами;

     – по проведению социальной работы в  группах с целью интеграции иностранцев  в общество, а также для усиления культурной интеграции;

     – по профессиональной деятельности сотрудников  других служб.

     2.Консультирование  по семейным вопросам:

     – диагностика отношений;

     – работа по формированию мотивации;

     – консультирование по вопросам партнерских  взаимоотношений, супружества, семьи  и воспитания детей. Эта работа проводится с осужденными как индивидуально, так и в группах;

     – установление социальных отношений  с помощью шефов или контактных групп;

     – предоставление внеочередных свиданий;

     – направление в консультационные пункты, находящиеся вне стен учреждения.

     В соответствии с Конституцией ФРГ  брак и семья находятся под  особой защитой государства. Эта  конституционная норма, с одной  стороны, запрещает государству  наносить вред супружеству и с  другой – предписывает способствовать браку соответствующими мерами. Уголовно-исполнительный кодекс, выполняя требования Конституции, предоставляет осужденным право  на переписку, свидания, включая и  долгосрочные (до 4 часов), размещение в  близлежащем от дома учреждении и  на получение отпусков. Семья считается наиболее прочным «социальным якорем». Вместе с тем предоставленные законодательством льготы осужденным не решают проблему укрепления семьи, а лишь обостряют ее. Вспоминая семейные отношения, осужденный болезненно осознает, что в тюрьме совсем другая жизнь, чем на свободе. Это вызывает такое эмоциональное напряжение, что он сознательно или неосознанно прерывает всяческие отношения с внешним миром. Особенно это касается осужденных к длительным срокам тюремного заключения.

     3.Работа  по погашению исков.

     Основные  критерии работы по погашению исков:

     – работа по формированию мотивации;

     – консультирование осужденных и сотрудников  по вопросам погашения исков;

     – кооперация с внешними организациями, институтами и консультационными  пунктами по погашению исков.

     4.Социальный  тренинг.

     Большинство социальных работников и сотрудников  общей службы исполнения наказаний  специально обучаются методике проведения социального тренинга.

     Тренинг предполагает:

     – подбор клиентов, которым необходим  социальный тренинг;

     – подготовку к социальному тренингу и посттренинговые мероприятия;

     – подготовительные беседы с участниками  социального тренинга;

     – кооперацию с внешними организациями, институтами, отдельными гражданами, содействующими проведению социального тренинга;

     – проведение социального тренинга.

     Под социальным тренингом понимается обучение, тренировка осужденных в группе. Социальный тренинг подразумевает изучение социально приемлемых, некриминальных способов преодоления ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Носителем процесса обучения является группа. В социальном тренинге применяются психологические, педагогические, социально-педагогические методы. Особое значение придается ролевой игре. Осужденные, получающие льготы или отпуска, используют их для апробации изученного в условиях свободы вне стен учреждения, при свободном выходе в нерабочие дни или в период отпуска. Это является существенным дополнением к социальному тренингу.

     Примерные темы социального тренинга: «Обращение с деньгами и долгами», «Жилье», «Работа  и профессия», «Права и обязанности», «Социальные отношения и партнерство», «Спорт и досуг», «Поведение в случае попадания в зависимость от наркотиков».

     Социальный  тренинг предусмотрен в тюрьмах  и открытого и закрытого типов. Тематика и методы определяются в  соответствии с целями группы.

     Социальный  тренинг проводится, как правило, в свободное время. Он может стать  также составной частью трудотерапевтических или школьных мероприятий. Если в  особых случаях необходимо занять рабочее  время осужденного, то для этого  требуется согласование с начальником  учреждения. Участие в социальном тренинге не дает никаких льгот. Трудотерапевтические мероприятия и школьные занятия  для проведения социальных тренингов  не отменяются.

     При проведении социального тренинга с  подследственными следует учитывать  различные сроки содержания под  стражей и постоянную смену спецконтингента. Поэтому рекомендуются такие учебные формы, которые представляют собой завершенный цикл и предполагают особую психологическую нагрузку для лиц, находящихся под стражей.

     Начальник тюрьмы делает заказ в социальную службу на выделение специалиста  и его ассистента для организации  социального тренинга. В качестве ассистентов могут выступать  и сотрудники, не числящиеся в социальной службе, а относящиеся к общей  службе исполнения наказаний.

     Ответственный за проведение социального тренинга может проводить занятия и  сам, хотя в его компетенцию входят:

     – планирование и координация мероприятий  социального тренинга;

     – установление количества участников;

Информация о работе Психолого-социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы