Психолого-социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономические преобразования,осуществляемые в нашей стране,самым непосредственным образом касаются уголовно-исполнительной системы.Различные модели карательно-репрессивных подходов,прошедшие апробацию в ряде стран мира,в том числе и Советском Союзе,себя не оправдали.Следствием этого стали широкомасштабная криминализация общества,обострение социальных болезней,ужесточение нравов,необратимые личностные потери.

Файлы: 1 файл

3курс курсовик.docx

— 70.38 Кб (Скачать)

При возникновении  разногласий между социальными  работниками и руководителем  учреждения в отношении методики социальной работы спор решает вышестоящая  инстанция. Начальник учреждения имеет  право до решения вышестоящей  инстанции запретить проведение мероприятия или использование  спорного метода работы, если это угрожает, по его мнению, безопасности учреждения, либо будет нарушен порядок управления, либо в результате этого будет  нанесен вред осужденному. В Управлении исполнения наказаний в штате  состоит специальный работник для  организации работы социальных работников тюрем и осуществления контроля над ними.

Функции социального  работника в пенитенциарных учреждениях  весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала исправительного  учреждения. В связи с перспективами  развития пенитенциарных учреждений, перед социальным работником открывается  широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать  общественность о проблемах в  области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения  в отношении общества к осужденным как категории граждан.

Правозащитная деятельность социального работника  в пенитенциарных учреждениях в  России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны  с общими тенденциями развития системы  социального обслуживания и диктуются  настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Постпенитенциарная  реабилитация осужденных.

Постпенитенциарная реабилитация-это комплексная,многоуровневая,этапная и динамическая система взаимосвязанных действий,направленных на восстановление осужденного в правах,статусе,здоровье,дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих.

Постпенитенциарная реабилитация реализуется посредством основных моделей.

-социальная  реабилитация связана с восстановлением  бывших осужденных в статусе  и дееспособности.Это означает их восстановление как социальных субъектов.Основой социальной реабилитации осужденных должно стать изменение к ним отношения окружающих на всех уровнях:макроуровне(общество в целом),мезоуровне(социальные институты,производственные коллектвы,общественные организации),микроуровне(семья,родственники,малый круг общения).

-социально-психологическая реабилитация не только связана с преодолением социальной дискриминации,репрессий семьи,производственных коллективов бывших осужденных,но и изменением их представлений о самом себе-Я-концепции,ценностных ориентаций и социальных установок.

-реабилитация  в психолого-педагогическом аспекте  может рассматриваться как процесс  восстановления психических проявлений  и способностей человека после  какого-либо нарушения средством  пенитенциарной педагогики.В результате создается определенное равновесие в психике и поведении человека,отвечающее нормам социального поведения,адекватное требованиям среды,в которой он живет.Оно достигается включением и интегрированием поведением человека в условиях,соответствующих требованиям нормальной жизни.

-психологическая  реабилитация может рассматриваться  как психологическое сопровождение  перестройки личности осужденного  в процессе исполнения наказания.Она включает психопрофилактику,психокоррекцию,психологическую поддержку и психотерапию в кризисных и критических ситуациях и базируется на психологической диагностике.

-медицинская  реабилитация-система мер,предполагающая сохранение и восстановление здоровья человека на уровне,обеспечивающем его дееспособность.Она исходит из понимания сущности здоровья и отклонений в его состоянии.Каждый осужденный нуждается в реабилитации.

Любые модели реабилитации должны строиться на основе комплексной  диагностики .Этимологическая диагностика может восстановить историю криминального поведения:какие факторы(медико-биологические,социокультурные,психолого-педагогические) спровоцировали актуальное состояние;какая часть микросреды оказала пагубное влияние на человека;является ли влияние перечисленных факторов многоплановым,многосторонним,интенсивным,длительным;на какой период жизни падают эти воздействия;как человек реагирует на позитивное  и негативное состояние микросреды;какова его сопротивляемость.Симптоматическая диагностика определяет предмет реабилитационной работы,ее содержание.

Исходя из комплексной  диагностики исследуемого явления,можно предполагать самые разные специальные реабилитационные модели.Сущностный  характер моделей будет различным:психологическая,социальная,коррекционно-педагогическая,медицинская или комплексная.Каждя модель требует реализации определенного содержания,форм и методов работы,включает круг заинтересованных и компетентных участников,предполагает соответствующие технологии и ориентирована на конкретные результаты реабилитации.Наиболее эффективной представляется комплексная модель реабилитации осужденных,которую можно реализовать в условиях межведомственного взаимодействия.

Основные принципы реабилитации следующие:принцип учета региональных особенностей,социокультурной и экономической ситуаций в регионе;принцип партнерства;принцип разносторонности реабилитациооных мероприятий;принцип единства психологических,биологических и педагогических методов;принцип ступенчатости;принцип индивидуально-личностного,гуманистического подхода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний  день является социальная реабилитация и адаптация осужденных и лиц, освобождающихся из мест лишения  свободы. Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая  возникает в связи с произошедшими  изменениями в социальной среде  или переходом личности из одной  социальной среды в другую. Быстрая  коренная ломка жизненных планов, образа жизни путём социальной изоляции порождает у человека комплекс специфических  проявлений, называемых «синдромом лишнего  человека». Преодолеть эти тягостные  состояния осужденного можно  путем подготовки осужденных к освобождению.

Признание человека, его прав и свобод в качестве наивысшей  гуманистической самоценности, даже если он совершил преступление и законно отбывает наказание, предполагает для выхода из этой ситуации оказание ему разнообразной помощи по развитию позитива, нейтрализации негатива (исправления), подготовки к полноценной жизни в обществе и оздоровлению среды (ресоциализации, реабилитации и реадаптации). Разрешить эти проблемы большой социальной важности в статистически значимых масштабах удается далеко не везде и не всегда. Социальная работа с осужденными, включенная в систему основных средств их исправления, законодательно закрепленная задача ресоциализации в процессе исполнения наказания и организованная в соответствии с новейшими достижениями науки, способна значительно повысить результативность деятельности исправительных учреждений.

Социальная работа должна помогать человеку развиваться как личности с высокими гуманистическими ценностями и не должна осуществляться путем ломки личности и нарушения гуманистических ценностей. Подлинная социальность, как определенный тип и степень развития социального сознания, поведения и активности в обществе возможна только при отношении к себе и другим людям как к личности, при уважении их индивидуальности, свободы и ответственности. Таким образом, личностно-гуманистический подход определяет границы содержания и методов социальной работы, выход за пределы которых ведет к деструкции и деформации человека и общества.

Требование системности  и преемственности в организации  социальной работы с осужденными  обуславливает создание службы специализированной постпенитенциарной реабилитации граждан, освободившихся из исправительных учреждений. Необходимость реализации индивидуального и дифференцированного подхода предопределяет как перспективу определение, апробацию и распространено основных методик социальной работы с наиболее уязвимыми категориями осужденных, технологией оздоровления среды осужденных, реанимации семейных и иных социальных связей, а также актуализации личностного ресурса самих осужденных в преодолении сложившихся обстоятельств.

Важнейшим направлением совершенствования социальной работы в исправительных учреждениях должно стать ее обоснование квалифицированными кадрами, их специализации в различных  видах деятельности, в том числе  по оказанию необходимой помощи осужденным и персоналу исправительных учреждений. Дальнейшее развитие пенитенциарной социальной работы позволит закрепить и сделать  необратимыми гуманистические тенденции  в исправительных учреждениях, а  в перспективе коренным образом  изменить ее облик, трансформировав  места лишения свободы в центры комплексной (психолого-педагогической, медицинской, трудовой, социальной) реабилитации.

В работе с наркоманами  и алкоголиками как в местах лишения свободы, так и по их освобождению, знание характерных особенностей наркомании как болезни, условий ее развития - второе условие эффективности воспитательно-профилактической работы с лицами, потребляющими наркотики. Успех во взаимодействии с наркоманами приходит только тогда, когда воздействие направлено на их чувства, так как сознание их искажено. При этом эмоциональность должна быть не внешней, а истинной, выраженной в личной заинтересованности. Пробудить в себе симпатию к тому, кого нельзя не осуждать, конечно, нелегко, тем не менее, данное условие необходимо для реабилитации наркомана, следующее условие - индивидуализация мер применительно к личности воспитуемого. Есть группы лиц, отличающихся друг от друга. Поэтому и методы воздействия в одной группе - успешные, оказываются безрезультатными в другой. Также нужно соблюдение такого условия как эмоциональная заинтересованность в судьбе тех, кто употребляет наркотики. Только таким образом, возможно увеличить эффективность механизма социальной реабилитационной работы с осужденными наркоманами уменьшить рост количества осу жденных наркоманов и предотвратить рецидивы с отбывшими наказание наркоманами. 

В общем выводе отметим, что гражданин, преступивший грань закона, рано или поздно вернется в наше общество, но, не научившись жизни  в этом обществе, не найдя в нем  своего места он продолжит свой преступный путь. Основная цель социальной работы с осужденными (миссия) - гуманизация процесса отбывания наказания, снижение уровня рецидивной преступности.

Социальная работа с осужденными - это профессиональная комплексная деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению  социальной защиты осужденных, результатом  которой является создание условий  для социально положительного функционирования и совершенствования человека, преступившего  порог закона.

В заключение можно  отметить, что для преодоления  кризиса в пенитенциарных учреждениях  сегодня необходимо реформировать  основы уголовно-исполнительной политики. Исправительные учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных.

Такое решение  возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов - социальных работников, ориентирующихся в своей  деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным.

Пенитенциарной  социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые  имеют большое значение для работы в пенитенциарных учреждениях. Среди  них умение: рассматривать клиента  как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках  ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб  при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении социальных проблем  клиента.

Социальный работник в исправительном учреждении - многофункциональный  специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности: социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания; воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

Объектом внимания специалистов по социальной работе может  стать любой осужденный, обратившийся в группу социальной защиты и учета  трудового стажа осужденных. И  только после приема такого осужденого и проведения социальной диагностики (ряде случаев после консультаций с психологом, медиком, руководством исправительного учреждения или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.

Информация о работе Психолого-социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы