Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

В Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившем в действие с 1 января 1996 г. указываются цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.
В соответствии с требованиями Всеобщей декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий проживания, принимать меры по охране их здоровья.

Файлы: 1 файл

Katerinin_dokument_-_kopia.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Социальная  работа в пенитенциарных учреждениях

 

    В Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившем в действие с 1 января 1996 г. указываются цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

    В соответствии с требованиями Всеобщей декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий проживания, принимать меры по охране их здоровья.

    Основными задачами при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Обязанностью социального работника является работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения, а также содействие социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности также входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.

    Этой деятельности присущи специфические черты. Среди них:

    • умение рассматривать клиента как часть общественной системы; 

  • акцентирование контактов с его окружением, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках её решения;

  • организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб;

    • знание возможностей общества и т. д.

  Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются в оказании помощи заключенным:

    – в осознании необходимости изменения своей судьбы. (Установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки);

  – в анализе своих противоправных поступков и потребностей;

  – в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта;

  – в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях;

  – в решении административных и финансовых вопросов.

   Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. В Исправительно-трудовом кодексе выделяются пять основных направлений исправления и перевоспитания заключенных:

 

    1) режим отбывания наказания – система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного, которая направлена на достижение целей наказания;

  2) общественно-полезный труд – выступает в качестве обязанности осужденного и права лица, содержащегося под стражей;

  3) воспитательная работа – к ней относятся культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание;

   4) общеобразовательная подготовка и профессиональная подготовка;

   5) оперативная деятельность – направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.

их  положений включает в себя компоненты социальной работы. И здесь социальную работу необходимо рассматривать и как самостоятельное направление деятельности, не являющееся средством исправления или перевоспитания заключенных, но обеспечивающее успешное развитие этих процессов.

  По мнению западных специалистов, работа пенитенциарного института подразумевает терапевтическое проникновение во все сферы функционирования учреждения с целью создания естественных форм общения в максимально приближенных к обычной жизни ситуациях. Развивая идею относительной открытости учреждения и включения внешнего мира в его оздоровление, предусматривают соответствующие мероприятия, т. е. установление и развитие социально-полезных связей между заключенным и внешним миром. Все связи, которые поддерживает заключенный, можно условно разделить на социально-полезные, социально-нейтральные и социально-негативные.

 Объектом социально-полезных связей могут выступать семья, близкие и друзья, представители бывшего трудового коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправления. Задача социального работника – выступать активным посредником, всячески способствовать развитию социально-полезных связей.

Область деятельности социальных работников подразумевает  три пересекающиеся сферы: управление, персонал, заключенные.

Под управлением здесь понимается административная деятельность, которая не предполагает прямого общения с клиентом и, как правило, носит распорядительный характер. Главным образом предполагается обработка и передача  по инстанциям заявлений и прошений, переговоры с учреждениями социальной помощи, социальной судебной помощи и т. п.

  Работа с персоналом должна соответствовать тому, чтобы само наказание служило цели помощи, чтобы служба надзора сознательно и активно участвовала в лечении индивида. Правильное сотрудничество с персоналом открывает возможность создания благоприятной терапевтической среды.

 Непосредственная работа с заключенными распространяется, с одной стороны, на индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются возможности помощи, касающейся различных сторон жизни. С другой, она должна включать «обучение жизни» при обмене опытом и опосредованной индивидуальной консультации. Также в задачи входит помощь заключенному в осознании своих психических дефектов (страхов), организация консультаций и лечения у специалистов с целью их устранения.

    Одна из самых важных задач социальных работников (социальных педагогов) состоит в том, чтобы переформировать институт тотального типа, каким являются места лишения свободы, в институт социального обучения.

В настоящее  время в России разрабатывается  переход пенитенциарной системы от карательно-репрессивного характера к системе, построенной на охранно-защитной концепции.

Таким образом, в связи с перспективами  развития исправительной системы перед  социальными работниками открывается  широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками.

На  них лежит обязанность оповещать  общественность о проблемах в  области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения  в отношении общества к осужденным как категории граждан.

Глава I. Пенитенциарная система. Генезис санкций и наказаний, социальная работа как направление ее деятельности

1.1 Социальная  работа как специфическое направление  деятельности в пенитенциарной  системе

Понятие «пенитенциарная  система» происходит от латинского слова, означающего раскаяние, и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.

Первая  тюрьма, получившая название пенитенциарной, была построена в 1786 г. в Филадельфии (США, штат Пенсильвания), затем такой тип тюрем получил довольно широкое распространение в других городах США и некоторых странах. Отличительная особенность данной системы - строжайшее одиночное заключение. Считалось, что преступник - грешник, нуждающийся в покаянии, которое примирило бы его с Богом и людьми, поэтому тюрьма - то место, в котором преступник, оставленный наедине с собой, способен раскаяться.

Социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельное  направление деятельности, которое не является средством исправления и перевоспитания заключенных, но обеспечивает успешное развитие этих процессов. Рассмотрим основные критерии каждого из этих направлений (табл. 1).

   

Критерии

Оперативная работа

Режимная работа

Воспитательнаяработа

Социальная  работа

 

На какие ценности опирается?

долг, безопасность, личный интерес

дисциплина, порядок, взыскание, поощрение

гуманистические, культурно-просветительские

базовые ценности (семья, положение в обществе, материально-бытовые  условия, возможности развития, степень защищенности и т.д.)

 

Достижение каких целей  наказания обеспечивает?

частная и общая превенция

кара, исправление, частная  превенция

перевоспитание, частная  превенция, исправление

перевоспитание, частная  и общая превенция, восстановление нарушенных социальных связей заключенного

 

На каком этапе работы ожидается результат?

в период отбывания наказания

немедленно

в период отбывания наказания

на протяжении всей жизни  субъекта социальной деятельности

 

Каков характер отношений  наказуемого к сотруднику?

доверие, основанное на принуждении, убеждениях или интересе

как к непреодолимой  или труднопреодолимой обезличенной силе

отношения воспитатель-ученик, старший - младший

партнерские отношения, отношения специалист-клиент, реже патерналистические

 
           

В связи с  перспективами развития исправительной системы для социальных работников открывается широкое поле деятельности на разных этапах работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать  общественность о проблемах в  области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории граждан.

В рамках уголовного процесса социальные работники могут принимать  участие в программах работы с  жертвами и свидетелями преступлений.

Существуют определенные международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Европейских тюремных правилах (1987) и др.

В ст. 61 Минимальных стандартных  правил ООН рассматриваются функции  социального работника в исправительном учреждении:

§ поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;

§ поддержка  и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;

§ защита гражданских интересов  осужденных;

§ защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

Особенность профессиональной деятельности социальных работников в  пенитенциарной системе заключается  в специфичности контингента. Это  работа с условно осужденными, оказание им социальной, психологической, организационной  и других видов помощи; с лицами, находящимися в местах лишения свободы; с лицами, отбывшими наказание, включая их ресоциализацию; с семьями заключенных и бывших заключенных.

Социальный работник в  пенитенциарной системе при исполнении своих профессиональных функций  занимается разнообразными видами деятельности, используя следующие подходы:

· воспитательный подход, когда социальный работник выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, использует ролевые игры как метод обучения;

· фасилитативный подход (фасилитатор - помощник). Социальный работник выступает в роли помощника или посредника в преодолении апатии, дезорганизации личности клиента, которому трудно сделать это самостоятельно. Деятельность специалиста нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуации, подбадривание и мобилизацию внутренних резервов;

· адвокатский подход. Социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника людей, которые выступают в роли адвокатов от собственного имени.

1.2 Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе

Историческое развитие пенитенциарной науки включало в себя различные теории наказания. На протяжении многих тысячелетий действовал так называемый закон талиона (от лат. talio - возмездие, равное по силе преступлению), который заключался в причинении виновному того же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Против прямого следования закону талиона выступил древнегреческий философ Протагор, указавший на то, что наказание должно быть способом выпрямления, подразумевая под этим обезвреживание и исправление преступника. Аристотель утверждал, что если наказание не обеспечивает исправления преступника, то наказание должно быть усилено.

Позже развиваются и другие концепции наказания преступника: теории устрашения, целесообразности, психологического принуждения и  т.д. Например, Т. Гоббс считал, что устрашение преступника (реального или потенциального) позволит предупредить преступления.

За необходимость соразмерности  наказания и преступления, доказывая  неэффективность жестокого наказания, выступали в XVIII в. итальянский юрист  Чезаре Беккариа (трактат «О преступлении и наказании») и один из вождей якобинцев в Великой французской революции - Жан-Поль Марат.

В XIX в. представители германской школы пенологии утверждали, что  наказание безнравственно по своей  природе, но необходимо, т.к. государство  стоит перед постоянным выбором: отказаться от охраны интересов общества или причинить зло преступнику.

Как видим, мысль о ресоциализации, или исправлении преступника, не является находкой нашего времени. Напротив, попытки воздействовать на нарушителей  закона с целью переориентации их на «позитивное» сотрудничество в общественной жизни существует уже давно, выступая в различных формах. Однако, овладевая на некоторое время вниманием общества, вновь оттесняются другими приходящими идеями или заменяются ими.

Первой серьезной попыткой повлиять на преступников в направлении ресоциализации, или, точнее, социализации, было введение наказания лишением свободы. «Лишение свободы» представало как выражение «принципов индивидуальности и сознательных требований общественного порядка». С введением лишен свободы воры и нищие удалялись с улицы и привлекались к регулярному труду. При этом учитывал тот опыт истории, что посредством телесного наказания никогда еще не достигалось изменение поведения отдельной личности или ситуации, в которой она находится (бедность и нищета). Предполагалось, что наказание в виде лишения свободы может привести к внутреннему перевороту, духовному перерождению - «через молитву в камере происходит процесс личностной социализации, поддерживаемый трудом и внутренним аскетизмом». Таким образом, наказание лишением свободы обретало новый смысл в стремлении «более дойти до души, чем до тела».

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях