Опросный метод как способ изучения проблем занятости молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение опросного метода как способа изучения проблем занятости молодежи.

Цель исследования определила следующие задачи:
ознакомиться со спецификой изучения проблем занятости молодежи как объекта социологического исследования;
рассмотреть определение метода опроса, его достоинства и недостатки;
ознакомиться с основными видами метода опроса;
изучить специфику ранее проведенных исследований по изучению проблем занятости молодежи;
составить программу социологического исследования на тему: «Работа в жизни студента МИФУБа».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОПРОС КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………..……………………………..……….…………….........5

1.1. Сущность метода опроса …………………………….……....…….........5

1.2. Виды опросов ……....…………………….................................................7

ГЛАВА 2. МЕТОД ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………..………...12

2.1. Опыт изучения проблем занятости молодежи …………………….....12

2.2. Специфика изучения проблем занятости молодежи…………….........17

2.3. Программа социологического исследования: «Работа в жизни студента Международного Института Финансов, Управления и Бизнеса»……20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…...…34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………............36

Файлы: 1 файл

Изучение занятости молодежи.doc

— 232.50 Кб (Скачать)
 

       5. Ваша сфера трудовой  занятости?

  1. торговля
  2. медицина
  3. образование
  4. недвижимость
  5. др.
 
 
 
 
 

       6. Ваш вид трудовой деятельности?

  1. постоянная
  2. время от времени
  3. разовые
  4. только летом
  5. вообще не работаю.
 

       7.  Ваш график работы?

  1. полный рабочий день
  2. неполный рабочий день
  3. только по выходным
  4. по ночам
  5. посменно
  6. скользящий.
 

       8. Соответствует ли  профиль работы с вашей специальностью?

  1. Соответствует
  2. Не соответствует
 

       9. Хотели бы вы  изменить свой  профиль работы?

  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Скорее нет, чем да
  4. Нет

       10. Ваш уровень дохода на данный момент?

                     
 

       11.Как  вы считаете: как  для студента важны  три показателя? 

Учеба Работа Свободное время
1. Очень важно

2.Скорее  важно, чем не важно

3.Скорее  не важно, чем важно

4.Совершенно  не важно

1. Очень важно

2.Скорее  важно, чем не важно

3.Скорее  не важно, чем важно

4.Совершенно  не важно

1. Очень важно

2.Скорее  важно, чем не важно

3.Скорее  не важно, чем важно

4.Совершенно  не важно

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       12. Как вы считаете, что можно отнести к плюсам и минусам работающего студента? (выберите не больше трех вариантов ответов по каждому критерию) 

       
    Плюсы
  1. более энергичны и активны; у них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать;
  2. готовы начать работу с нуля и развить, например, новое направление;
  3. согласны работать в режиме ненормированного рабочего дня;
  4. не только проявляют тягу к новым знаниям, но и постоянно подпитываются в вузе свежими идеями и новыми данными;
  5. видят связь между получением знаний и результатом работы, а поэтому обладают хорошей мотивацией к обучению и быстрее овладевают новыми приемами работы и профессиональными навыками;
  6. работающие студенты являются очень хорошими трансляторами рекламы, услуг и вакансий;
  7. если студента взять на работу на выпускном курсе, через несколько месяцев фирма получит готового специалиста без особых затрат на его обучение;
  8. развитие студенческой занятости - путь к развитию культурной бизнес-среды и формированию развитых эталонов работника. 
    Минусы
  1. часто значительно переоценивают свои знания, умения и возможности;
  2. становясь постоянными работниками, нередко предъявляют более высокие претензии по части зарплаты, чем другие работники;
  3. нередко проявляют слабую профессиональную ориентацию (если образование студента не совпадает с профилем работы, у него выполняемая сегодня работа конкурирует с возможностями найти работу по специальности);
  4. проявляют легкомысленное отношение к работе, перенося на нее допустимое в вузе отношение к учебе;
  5. обладают нереалистическими представлениями о содержании, методах работы и отношениях в рамках формальных организаций, что также объясняется попыткой перенести на работу те нормы отношений, которые органичны для вуза;
  6. проявляют слабые менеджментные навыки (что является явным следствием их зависимого студенческого статуса);
  7. требуют к себе большего внимания и постоянной оценки их работы, что нередко вызывает недовольство других работников и усиливает напряженность отношений в коллективе;
  8. ослабляют работу в периоды сессий;
 

       13. Укажите приемлемую для вас заработную плату, но окончанию вуза 
(в рублях)    
    
 

       14. Как вы оцениваете  в настоящее время  материальное положение  вашей семьи? (дайте  только один ответ)

          1.  Денег хватает, семья может ни в чем себе не отказывать и есть возможность делать сбережения;

          2. Денег хватает, вызывает затруднение покупка дорогостоящих вещей (дома, машины, и др.)

         3. Денег хватает, вызывает затруднение покупка предметов длительного пользования (телевизор, холодильник, стиральная машина и др.)

         4.  Денег хватает в основном только на питание;

         5. Денег едва хватает от зарплаты до зарплаты даже на питание;

         6. Другое(напишите) 

       15. Отметьте вариант вашей успеваемости:

    1. учусь только на отлично
    2. и зачетке оценки «отлично» и «хорошо»
    3. учусь на «три» и «четыре»
    4. часть приходится пересдавать экзамены и зачеты из-за неудовлетворительной оценки.

       16. Как вы считаете, возникнет ли у вас проблема с трудоустройством после получения диплома? 
 
 

           Еще несколько вопросов о вас:  

       1. Укажите специальность, но которой вы обучаетесь

       2. Отметьте курс  вашего обучения:

  1. 1 курс,
  2. 2 курс,
  3. 3 курс,
  4. 4 курс,
  5. 5 курс.
 

       3. Ваш пол:

  1. Муж.
  2. Жен.
 

       4. Ваш возраст:

             1. младше 18 лет

             2. 18 лет

             3. 19 лет

             4. 20 лет

             5. 21 год

             6. 22 года

             7. 23 года

             8. старше 24 лет.

       БЛАГОДАРИМ  ВАС ЗА ВНИМАНИЕ К  ИССЛЕДОВАНИЮ! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     При изучении проблем занятости молодежи, мнений и отношения к событиям опросы имеют большие преимущества перед другими методами сбора  данных.

     Авторы  статей по изучению проблем занятости  молодежи, как правило, предпочитают анкетный опрос, так как он является достоверным и  экономичным.

     Суммируя  все определения опроса можно  сказать, что это изучение мотивов, ценностей, установок различных  групп населения с помощью  хорошо разработанной анкеты и легкодоступных вопросов. Опрос как способ изучения проблем занятости молодежи, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести: короткие сроки получения информации, маленькие материальные затраты, и самый большой плюс в том, что метод является надежным. К недостаткам же можно отнести то, что данные носят субъективный характер.

     Выделяют  большое количество видов опроса: анкетирование, интервьюирование, глубинное  интервью, телефонный опрос, экспертный опрос, массовый опрос и т.д. Но мы в своей работе рассмотрели только главные методы, используемые учеными при изучении проблем занятости населения, к ним относятся: интервьюирование и анкетирование. В каждом из опросов мы так же выделили положительные и отрицательные стороны.

     Кроме того рассмотрены социологические  исследования по проблеме изучения проблемы занятости молодежи с помощью опроса. Данные подобных исследований можно использовать, при выборе правильных стимулирующих факторов, направленных на улучшение занятости молодежи. В настоящее время количество исследований по этой теме увеличивается. Рассматривают, как правило, поведение молодежи на рынке труда,  отношение молодежи к труду, проблемы трудовой занятости молодежи, специфика положения молодежи на рынке труда, профессиональные ориентации и др.

     Проблемы  современной трудовой занятости  молодежи необходимо решать как на общегосударственном, так и на региональном уровне в каждом конкретном регионе, объединив усилия служб занятости, образования, профцентров, молодежных организаций. Следует разрабатывать и внедрять в школах научно-методические основы трудового воспитания молодежи в новых условиях; готовить кадры, способные в разных государственных структурах помогать подрастающим гражданам достойно адаптироваться в условиях рыночных отношений.

     Одной из центральных проблем современного общества является проблема занятости молодежи. И мы думаем, что в дальнейшем по этой теме будет проводиться все больше и больше исследований, которые буду раскрывать не только сущность занятости молодежи, но и те стороны, которые на данный момент находятся в «тени». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Антонов Е.В. Социологические аспекты управления процессами занятости молодежи в  регионе // Инновации и образовании. 2006. - №1. С. 15-27.
  2. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социологические исследования. 2005. - № 4. С. 136-139.
  3. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. – Ростов/на Дону: Изд-во «Феникс», 2001. – 320 с.
  4. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. - №4. С. 99-105.
  5. Герчиков В.И. Феномен работающего студента // Социологические исследования. 1999. - №8. С. 87-94.
  6. Горшков М.К., Добрынина Е.П. Песня о тревожной молодости // Регионология. 2006. -  №1. С . 135-144.
  7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 2-е изд., исп. – М.: Изд-во Книжный дом «Университет», 2002. – 296 с.
  8. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: методология и методика социологического исследования: Учебное пособие для вузов/ Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002. – 216 с.
  9. Илясов Е. Кадровый потенциал завтрашнего дня // Служба кадров и персонал. 2006. -  №5.  С. 39-42.
  10. Карпухин О.И. Молодежь России: Особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. - №3. С. 124-128.
  11. Копытов А.Д. Трудовая подготовка учащейся молодежи в условиях рынка // Педагогика.  1999. - №4. С. 21-28.
  12. Опыт апробации типовой методики «социологический портрет региона: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 212 с.
  13. Романец И.В. Молодежная занятость и региональная молодежная политика // Регионология. 2005. - №4. С. 222-232.
  14. Руднева Л.Н. Занятость молодежи: основные тенденции, проблемы регулирования. – СПб.: Недра, 2003.- 112с.
  15. Селиванова О. Занятость молодежи – стратегическая проблема  // Человек и труд. 2003. - №3. С. 29-32.
  16. Скутнева С.В. Стратегии Жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере // Социологические исследования. 2003. - №11. С. 88- 94.
  17. Социология молодежи: Учебник / Под ред. Проф. В.Т. Лисовского. – СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. – 460 с.
  18. Социология: учебник/Отв. Ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во «Маркетинг», 2002. – 1036с.
  19. Федосеев В. Занятость, условия труда и доходы экономически активного населения // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. - №6. С. 41-47.
  20. Фофанов Н. Оптимизация занятости //Служба кадров и персонал. 2004 - №3. С. 36-39.
  21. Чукреев, Е. П. Устойчивое развитие и рынок труда: оптимизация взаимообусловленных процессов / Е. П. Чукреев, П. А. Чукреев ; Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – 172 с.
  22. Шереги  Ф.Э., Горшкова М.К. Основы Прикладной социологии.  – М.: Изд-во Интерпракс, 1996. – 180с.
  23. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования/ В.А. Ядов. – 6-е изд. – М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003. – 596 с.
  24. Кацук О. А. Эволюция теории занятости в переходный экономике [электр. ресурс] / режим доступа // www.humanities.edu.ru/db/msg/63323
  25. Методология опроса [электр. ресурс/ режим доступа // www.advenergy.com.ua/infos/v/276
  26. Тимофеева Ю.С. Аналитический обзор исследований молодежных проблем [электр. ресурс] / режим доступа // www.bashedu.ru
  27. Эрдынеев Т.А.  Проблемы  занятости  молодежи [электр. ресурс] / режим доступа // www.spf.bsu.ru/main.php?go=pubs.php

Информация о работе Опросный метод как способ изучения проблем занятости молодежи