Метод проблемного обучения в изучении информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:43, статья

Краткое описание

Третье тысячелетие вступило в эпоху, которая называется “информационной эпохой”. Это означает то, что теперь самым важным продуктом считается информация, в котором общество должно научиться работать: искать, обрабатывать, хранить. Поэтому возникает такая проблема, как подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в информационной высокоразвитой среде, получить образование с использованием современных информационных технологий обучения.

Файлы: 1 файл

статья в КАСУ Проблемное обучение Зима.doc

— 43.50 Кб (Скачать)


МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

Зимановская А.А.

Казахстанско-Американский Свободный Университет, колледж

Усть-Каменогорск, Казахстан

 

То, что мы знаем – ограниченно,

а то, что мы не знаем – бесконечно.

П. Лаплас

Третье тысячелетие вступило в эпоху, которая называется “информационной эпохой”. Это означает то, что теперь самым важным продуктом считается информация, в котором общество должно научиться работать: искать, обрабатывать, хранить. Поэтому возникает такая  проблема, как  подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в информационной высокоразвитой среде, получить образование с использованием современных информационных технологий обучения.

Содержание обучения информатики не ограничивается на самом деле только информационными технологиями, а несет в себе большой потенциал, присущий данному предмету.

Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества (этические, интеллектуальные и другие), они являются лишь вспомогательными средствами  решения мировоззренческих задач, а найти эти решения учащийся может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у учащихся информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.

При использовании традиционной методики преподавания вся нагрузка ложится на учителя, нагрузка учащихся минимальна в плане учебной деятельности. Учитель при такой методике преподавания играет роль “Умельца”, то есть он передает предмет, который он знает, не давая возможность учащимся самим формировать навыки поисковой, исследовательской и других деятельностей на учебных занятиях. Другими словами, учащиеся приходят на уроки, чтобы получить весь готовый материал, не прилагая усилий на его поиск, обработку. Они при такой методике проведения занятий затрудняются в будущем времени искать, добывать знания самостоятельно, затрудняются самостоятельно делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Такой методики преподавания предмета как информатика и других предметов недостаточно для более качественного усвоения материала. Приходится искать более новые методы, средства, более совершенную, чем традиционная методика преподавания, какую – либо из развивающих, личностно – ориентированных технологий обучения, технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности учащихся. Одна из таких технологий обучения – это проблемное обучение.

Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Проблемное обучение возникло в истории педагогики как реакция на схоластические методы обучения, как ответ на систему методов, использующих в качестве основных тренировку и запоминание без понимания усваиваемого учебного материала.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность  что – то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоразумения, с противоречия.

Сама проблема  идет впереди  знаний учащихся, она принуждает их искать и находить нужную информацию, получать знания из различных источников информации. Причем очень часто эти знания носят междисциплинарный характер.

По степени проблемности различают три основных уровня проблемных ситуаций:

      проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находи ее решение;

      проблемная ситуация, при которой преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;

      творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения.

Проблемное обучение реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используются преподавателями в процессе обучения.

К сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проблемного обучения на уроке идет с существенными “пробелами”. Создана проблемная ситуация, поставлена учебная проблема, рассмотрены новые понятия, раскрыт смысл изучаемых понятий, явлений…, но однако не всегда организация проблемного обучения приводит к развитию у учащихся составляющих интеллектуальной сферы.

Потому, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации - высказывание предположения в ответ на проблемный вопрос – постановка учебной проблемы – выбор способа ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения.

В проблемной ситуации важно четко сформулировать цели, конкретный результат. При продвижении к нему на каждом этапе также ясно представляется  промежуточный результат. Если некоторый промежуточный результат не совпал с продвижением к конечному результату, то переосмысливается цель деятельности на этом промежутке. Если она не отвергается при сопоставлении с полученным результатом, то корректируется общая цель и соответственно ожидается иной конечный результат.

Если корректировка общей цели неприемлема, то деятельность на этом промежутке признается ошибочной и выправляется на первый шаг продвижения к конечному результату.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

      учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

      сталкивает противоречия практической деятельности;

      излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

      предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

      побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;

      ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

      определяет проблемные теоретические и практические задания;

      ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Общим условием успешности проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство учителя, при котором он создает такую проблемную ситуацию и такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и организации познавательной активности каждого ученика.

Проблемное обучение – более трудная деятельность для учителя и учеников, чем работа с готовыми заданиями, материалами. Но если эта система, система проблемного обучения, выстроена, то она окупит себя многократно.

Применяя проблемное обучение, видит, как меняется учебная обстановка на уроке, как дети заинтересованно работают при поиске решения, начинают учиться рассуждать самостоятельно, саморазвиваются.

 

Список литературы

 

1.      Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М., 1990.

2.      Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? // Специалист, 1993, № 3.

3.      Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г.Н. Прозументовой. — Барнаул-Томск, 1997.

4.      Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика, 1998, №

5.      Некашена Л., Семушина Л. Моделирование профессиональной деятельности в учеб­ном процессе. — М., 1989.

6.      Нешков К.И., СемушинАД. Функции задач в обучении // Информатика в школе, 1971, №3.

7.      Фридман Л.М. Логико-психологический анализ учебных задач. — М., 1977.

 



Информация о работе Метод проблемного обучения в изучении информатики