Психические явления и способы их изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 22:26, доклад

Краткое описание

Методы, применяемые в психологии, - это приемы и способы, которые дают возможность получить новые факты для научного понимания психической деятельности и исследователя психических явлений. Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.
Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики, когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и деятельность личности, не вмешиваясь в их протекание. Наблюдение может быть внешним и внутренним.

Файлы: 1 файл

6.docx

— 14.95 Кб (Скачать)

6. Психические явления и способы их изучения.

  Методы, применяемые в  психологии, - это приемы и способы, которые дают возможность получить  новые факты для научного понимания  психической деятельности и исследователя  психических явлений. Для научного  исследования психических явлений  широко применяются следующие  методы: наблюдение, опрос, тестирование  и эксперимент.

  Наблюдение представляет  собой такой способ изучения  психики, когда исследователь непосредственно  воспринимает поведение и деятельность  личности, не вмешиваясь в их  протекание. Наблюдение может быть  внешним и внутренним.

  Внешнее наблюдение  проводится за другими людьми, когда исследователь может без  особых затруднений собрать данные  о психической деятельности человека, следя за его поведением в  естественных условиях со стороны.

  Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей которые имеют сугубо интимный характер. Так, например, известный американский писатель Джек Лондон направился в Англию для того, чтобы изучить жизнь людей в наиболее бедных кварталах Лондона. Там он снял у одной женщины комнату, переоделся в платье малообеспеченного человека и исчез на несколько месяцев. В течение этого времени он жил среди людей, опустившихся на дно общества. Затем, на основе своих наблюдений, он написал потрясающую книгу “Люди Бездны”.

Свободное наблюдение имеет место в обычной обстановке и имеет чаще всего житейский характер. Это необходимо делать для того, чтобы осуществлять совместную деятельность, правильно строить поведение в сложившейся ситуации и, в конечном итоге, достичь нужных результатов. Такое наблюдение дает возможность в общем плане понять желания и стремления людей, их мысли, взгляды и психические особенности личности

На основе полученных посредством наблюдения данных у исследователя возникает гипотеза о психологических особенностях личности человека. Для того, чтобы избежать субъективизма, наблюдение может вестись несколькими исследователями в различных жизненных ситуациях, при осуществлении личностью разнообразных видов деятельности. Полученный таким образом материал дает возможность составить обобщенную независимую характеристику.

 Устный опрос осуществляется  в форме беседы и с отдельным  человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседования. Прежде всего он должен уметь создать атмосферу непринужденности и вызвать доверие у собеседников. Большое значение имеет также умение поддержать беседу, варьируя вопросы, но не отклоняясь от основной темы. На ход беседы оказывает большое влияние не только содержание ответов, но и их подтекст, а также интонация, мимика и пантомимика участвующих в беседе. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помогающие понять психическое состояние собеседника.

  Письменный опрос проводится  чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психические  явления у большого количества  людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы.

  В современной психологии  широкое применение находит метод - тестов. Тесты имеют преимущество  диагностический характер. Они дают  возможность объективно установить  наличие или отсутствие психических  свойств и качеств у субъекта  и дать им количественную и  качественную характеристику. Тесты  применяются для изучения уровня  развития психических процессов, способностей, наличия знаний и  умений, проявления черт характера  и свойств темперамента.

 С целью определения  отрицательных психических свойств, которые по мнению испытуемых им не присущи, применятся проективные тесты. Посредством этих тестов создается неопределенная ситуация, в которой может оказаться человек, и для выхода из которой он должен проявить определенные положительные или отрицательные качества. Решая за этого человека задачу, испытуемый наделяет его такими качествами, которые присущи ему самому, т. е. проецирует свои качества на другого человека и тем самым обнаруживает их у себя.

  Наиболее важное значение в психологических исследованиях имеет эксперимент.  Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Эксперимент этого типа применяется при изучении психических процессов, состояний и свойств для определения их интенсивности, устойчивости и скорости их возникновения. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемых.

  В естественном эксперименте  этот недостаток устраняется, так  как здесь исследование проводится  в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый.

  Естественный эксперимент  применяется во всех отраслях  психологии. Но особенно широкое  применение он получил в педагогической  психологии. Такой эксперимент не  только констатирует наличие  у учащихся определенных психологических  особенностей, но и является условием  формирования новых психических  свойств и качеств, необходимых  для осуществления более сложных  видов учебных действий.

  Результаты исследования  тщательно анализируются, сравниваются  и обобщаются, и на основе количественной  и качественной оценки делаются  выводы теоретического и практического  характера. Достоверность выводов  во многом зависит от методов  обработки полученных данных  посредством математического анализа  и технических средств, применяемых в науке.


Информация о работе Психические явления и способы их изучения