Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:01, доклад
ДИФФУЗИОНИЗМ как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считают главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт,
Диффузионизм как способ изучения культур
ДИФФУЗИОНИЗМ как способ
изучения культур появился в конце
XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное
из физики, означает "разлитие", "растекание",
"проникновение". В изучении культур
оно обозначает распространение
культурных явлений через контакты
между народами — торговлю, переселение,
завоевание. Представители этого
направления считают главным
содержанием исторического
Диффузионизм был распространен в Скандинавских
странах в виде историко-географического
направления, в Германии — учения о "культурных
кругах" (культурно-историческая школа),
в США это направление существовало под
названием "age-and-area" (возраст/время
и пространство). Иногда диффузионистскую
тенденцию в исследовании культур называют
теорией культурных ареалов. В Англии
концепция взаимовлияния культур разрабатывалась
в рамках гелиолитической школы, известной
также как гипердиффузионизм. В 50-е годы
XX в. и вплоть до настоящего времени идеи
диффузионизма развивает в своих работах,
пожалуй, один из самых известных антропологов
норвежец Т. Хейердал.
Основателем диффузионизма был немецкий
исследователь Ф. Ратцель (1844—1904). Свою
концепцию культуры он изложил в многотомных
исследованиях: "Антропогеография"
(1882—1891) и "Народоведение" (1885—1895).
Главный предмет изучения Ф. Ратцеля —
географическое распространение предметов
материальной культуры (этнографических
предметов, по его терминологии) и соответственное
распространение народов — носителей
этих предметов. Из факта географического
размещения и перемещения этнографических
предметов делался вывод о пространственном
распространении культур, о родстве и
происхождении последних. Ф. Ратцель выделял
два способа перемещения элементов культуры:
1) полный и быстрый перенос не отдельных
вещей, а всего культурного комплекса;
этот вариант, используя терминологию
американских ученых, он называл аккульту
рацией; 2) перемещение отдельных этнографических
предметов от одного народа к другому.
Предметы материальной культуры были
выбраны Ф. Ратцелем в качестве основного
объекта исследования, так как они гораздо
дольше удерживаются и сохраняют свою
форму и ареал распространения по сравнению
с другими аспектами культуры. Народы,
по мнению Ф. Ратцеля, изменяются, гибнут,
а "предмет остается тем, чем он был".
Касаясь особенностей заимствования,
он отмечал, что одни предметы (например
украшения, одежда, наркотики) легко передаются
от народа к народу, другие (упряжь, изделия
из металла) — с трудом.
Обобщающим понятием, выражавшим пространственные
характеристики распространения культуры,
для Ф. Ратцеля была "культурная зона",
или "культурный круг". Распространение
культурных элементов (за пределы "культурной
зоны") предполагалось вместе с народом,
хотя были возможны и исключения. Сходные
элементы в культурах разных народов Ф.
Ратцель объяснял их общим происхождением,
относящимся к глубокой древности. Основной
источник изменений в культурах он видел
во взаимных контактах между ними.
В работах Ф. Ратцеля сформулированы основные
положения диффузионизма как направления
в изучении культур: акцент на взаимовлияние
культур; их изменения путем заимствования;
идея о некоем одном или нескольких центрах,
из которых началось развитие человечества.
Основной объект исследования — предметы
материальной культуры (этнографические
предметы), образующие некоторую целостность
в пространстве и времени (культурный
круг). Ратцель отводил человеку второстепенную
роль (носитель этнографических предметов)
и предполагал относительную независимость
культуры от него.
Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.:РГГУ, 1999.
Эволюционистской идее автономного возникновения и развития схожих культур в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею уникальности возникновения культурных элементов в определенных географических регионах с последующим распространением из центра зарождения. В определенном отношении диффузионизм можно рассматривать как попытку заменить эволюционистскую идею прогрессивного развития принципом пространственно-временной диффузии отдельных элементов культуры или их комплексов.
Информация о работе Диффузионизм как способ изучения культур