Метафора как способ представления культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:22, реферат

Краткое описание

План содержания фразеологоческих единиц и метафоры, а также закрепленные за ними культурные коннотации сами становятся знанием, т.е. источником когнитивного освоения. Именно поэтому фразеологизмы и образно-мотивированные слова (метафоры) становятся экспонентами культурных знаков.

Метафора в конце XX в. предстает более сложным и важным явлением, чем это казалось ранее. Она пронизывает язык, культуру, науку, жизнь, весь мир.

Метафора - универсальное явление в языке, она присуща всем языкам. Ее универсальность проявляется в пространстве и времени, в структуре языка и в его функционировании. Многие лингвисты даже утверждают, что весь наш язык - это кладбище метафор.

Файлы: 1 файл

Метафора как способ представления культуры.docx

— 32.37 Кб (Скачать)
Метафора  гораздо умней, чем ее создатель, и таковыми являются многие вещи. Все  имеет свои глубины.
Лихтенберг
 

Метафора  как способ представления  культуры 

     План  содержания фразеологоческих единиц и  метафоры, а также закрепленные за ними культурные коннотации сами становятся знанием, т.е. источником когнитивного освоения. Именно поэтому фразеологизмы  и образно-мотивированные слова (метафоры) становятся экспонентами культурных знаков.

     Метафора  в конце XX в. предстает более сложным  и важным явлением, чем это казалось ранее. Она пронизывает язык, культуру, науку, жизнь, весь мир.

     Метафора - универсальное явление в языке, она присуща всем языкам. Ее универсальность проявляется в пространстве и времени, в структуре языка и в его функционировании. Многие лингвисты даже утверждают, что весь наш язык - это кладбище метафор.

     Метафора - продуктивное понятие для науки. М. М. Бахтин отмечал, что ввел термин «хронотоп» в науку «почти как метафору». Многие наиболее удачные научные термины - метафоры: «внутренняя форма», «культурная коннотация», «живая вода» и т. п.

     Хотя  проблема метафоры волнует умы на протяжении двух тысяч лет, но рассматривается  она чаще всего либо как стилистическое средство, либо как художественный прием. Лишь в последние десятилетия внимание лингвистов и философов переключилось на исследование онтологии метафоры (Н.Д.Арутюнова, В.Н.Телия, Б.Блэк, Дж.Лакофф, М.Джонсон и др.).

     Рождение  метафоры связано с концептуальной системой носителей языка, с их стандартными представлениями о мире, с системой оценок, которые существуют в мире сами по себе и лишь вербализируются в языке. Отсюда вывод: метафора - модель выводного знания, модель выдвижения гипотез. Механизм создания метафоры таков: из разных логических классов берутся два разных предмета, которые отождествляются на основе общих признаков и свойств, например - тьма печали (чувство - печаль и состояние мира - тьма, общее для них - радостные чувства светлы, а печаль, грусть, тоска - темные, мрачные).

     Метафора  образуется из категориальной, классификационной ошибки. Человек (чаще всего поэт), создающий метафору, как бы живет в этом мире качеств и свойств, логических классов и их заместителей. Он находится в поле целостных смыслов и событий, создающих эти смыслы.. Когда О. Мандельштам называет рояль «умным и добрым комнатным зверем», то он не просто берет предметы из разных логических классов. Речь здесь идет не о реальных предметах, а об образах предметов, явленных в сознании. Так создается сущность целого.

Ш.Балли писал: «Мы уподобляем абстрактные понятия предметам чувственного мира, ибо для нас это единственный способ познать их и ознакомить с ними других. Таково происхождение метафоры; метафора - это не что иное, как сравнение, в котором разум под влиянием тенденции сближать абстрактное понятие и конкретный предмет сочетает их в одном слове». И действительно, почему человек думает о чувствах как об огне? Свидетельство тому - выражения типа пламень любви, жар сердец, огонь желаний, сгорать от любви, горячая любовь, жгучая ненависть, пламя страсти, тепло дружбы, надежда теплится, испытывать теплые чувства. Этот же образ широко распространен в русской поэзии: Где знойный жар желаний? (И. Анненский); И бессонницы млеющий жар... И очей моих синий пожар (А. Ахматова); О, разум, сколько ты пылал (А. Блок). Почему спина мыслится как защита? (жить за спиной у кого-либо - быть хорошо защищенным, широкая спина - надежная защита, захребетник - человек, который живет за чужой счет, за чьим-то хребтом). Подобные метафоры можно назвать корневыми, т.е. развивающимися в языке в зависимости от некоторого исходного образа, который несет энциклопедическую, культурно-национальную или сугубо личностную информацию.  

     Создавая  свою теорию метафоры, Дж.Лакофф и М.Джонсон отмечали: «Метафора пронизывает нашу повседневную жизнь, и не только язык, но и мысль, и действие. Наша обычная концептуальная система, в терминах которой мы думаем и действуем, является метафорической по своей природе». Согласно их теории, люди ищут метафоры для того, чтобы более точно реализовать в своем сознании «абстрактный» концепт, как уже существующий, так и отсутствующий. Ученые называют метафору фундаментальным чувством, помогающим понимать мир, они говорят о метафоре как о средстве оформления реальности. Метафора - мощное средство познания, когда новый концепт постигается путем сопоставления со старым, уже известным.

     О. М. Фрейденберг писала о появлении  метафоры: «Переносные смыслы! Кто  мог бы додуматься до такого смыслового препятствия, если бы оно не явилось  в человеческом сознании в силу объективных  гносеологических законов». Есть и  другие взгляды на появление метафоры. Так, по М.Мюллеру, метафора появилась  вследствие лексической бедности древнего языка: запас слов был небольшим, и человек вынужден был употреблять  одно и то же слово для обозначения  различных предметов и явлений. По мнению А.Н.Афанасьева и А.А.Потебни, метафора возникла вследствие сближения  между предметами, сходными по производимому  впечатлению. Она создавалась совершенно свободно, черпая из богатого источника, а не по нужде, не ради бедности языка.

     Следовательно, метафора - это такой способ мышления о мире, который использует прежде добытые знания, постигая новые: из некоторого еще не четко «додуманного» понятия формируется новый концепт за счет использования первичного значения слова и многочисленных сопровождающих его ассоциаций. Метафора интересна еще и тем, что, создавая новое знание, она соизмеряет разные сущности, пропуская их через человека, соизмеряя мир с человеческим масштабом знаний и представлений, с системой культурно-национальных ценностей, т.е. человек здесь, как уже отмечалось ранее, мера всех вещей: ручей шепчет, совесть заговорила, надежда проснулась и т.д. Именно метафора делает абстрактное легче воспринимаемым и понимаемым (основной путь метафорического переноса от конкретного к абстрактному, от материального к духовному).

     Итак, метафоре присущи следующие важнейшие  характеристики:

- она есть орудие мышления и познания мира;

- она отражает фундаментальные культурные ценности, ибо основана на культурно-национальном мировидении.

     Разгадать тайны метафоры, как нам кажется, поможет наблюдение за поэтическими, образными метафорами, ибо именно в поэтических текстах наиболее ярко проявляет себя креативная функция  языка. Образная метафора, которую мы называем также поэтической, функционирует  в художественных текстах, где она  реализует свои креативно-образные потенции.

     Например, европейской поэзии свойственны  такие метафоры: май покорил зиму и принес лесам их летнюю одежду; день - сын ночи, и они каждый раз объезжают мир в колеснице; проклятие витает в пространстве, пока не нападет на свою жертву, и т.д.

     Русской поэзии присуща метафора души-птицы: Вот я иду, а где-то ты летишь, уже  не слыша сетований наших, вот  я живу, а где-то ты кричишь и крыльями взволнованными машешь (И. Бродский). Метафора в данных примерах не художественное украшение, а органическое выражение способа мышления и познания. Неслучайно еще Дж. Вико подчеркивал, что метафора, участвуя в языковом мифотворчестве, предстает как узел, связывающий язык с мышлением и культурой.

Метафоры лежат  в основе только что возникших  в языке выражений и поговорок: летучий спотыкач (о походке пьяного), мебель двигать (заниматься любовью), не в этом пень (не в этом дело), не пахни рыбой (замолчи), мир тесен, а прослойка тонка (о неожиданно обнаруженных связях), плюнь мне в ухо (о странной прическе) и т.д. «Подмигивающий» метафорический язык заполонил все социально-языковое пространство, включая художественную литературу.

     Нас интересует метафора не сама по себе, а  ее роль в культуре, точнее, в создании художественного образа (в поэзии и прозе). Рассмотрим ее в этой функции. Со временем метафоры утрачивают эстетическую ценность, теряют свежесть и неожиданность, «стираются» - ножка стола, горлышко бутылки и т.д. Тогда данные метафоры перестают использоваться как средство создания образности, а взамен им возникают новые, яркие, индивидуальные. И этот процесс бесконечен. Использование казалось бы сходных метафор, но в различных текстах, создает тексты разных типов, которые можно классифицировать в зависимости от использования в них метафоры: есть поэтические тексты (но их не так уж много в русской поэзии), где преобладают слова в прямых значениях, на фоне которых выделяются редкие метафоры (например знаменитое «Я помню чудное мгновенье...»); в других текстах, напротив, преобладают метафоры, а на их фоне наблюдаются редкие вкрапления слов в прямых значениях (например, многие стихотворения Б. Пастернака, Б. Гребенщикова и др.). Это два полюса, между которыми располагаются остальные поэтические тексты.

Таким образом, метафора в современности предстает  более сложным и важным явлением, чем это казалось ранее.  
 
 

Символ  как стереотипизированное явление культуры 

     Среди множества потребностей человека есть одна, резко отличающая его от животных, - потребность в символизации. Человек живет не просто в физической среде, он живет в символической вселенной. Мир смыслов, в котором он жил на заре своей истории, задавался ритуалами. Ритуальные действия выступали как символы, знание которых определяло уровень овладения культурой и социальную значимость личности. Следовательно, уже с самого начала их появления и до сих пор символы не существуют сами по себе, а являются продуктом человеческого сознания.

     Связь между людьми заложена в самом  слове «символ». Первоначально этим греческим словом обозначали черепок, служивший знаком дружеских отношений. Расставаясь с гостем, хозяин вручал ему половинку от разломанного черепка, а вторую его часть оставлял у  себя. Через какое бы время этот гость снова ни появился в доме, его узнавали по черепку. «Удостоверение личности» - таков изначальный смысл слова «символ» в античности.

Интерес к символу  велик не только в лингвистике, но и в философии, семиотике, психологии, литературоведении, мифо-поэтике, фольклористике, культурологии и т.д., однако мы абсолютно  солидарны с мыслью А. А. Потебни, который писал, что только с точки  зрения языка можно привести символы  в порядок, согласный с воззрениями  народа, а не с произволом пишущего. Результатом интереса стало несколько  довольно независимых представлений  о символе:

1) символ - понятие, тождественное знаку (в искусственных формализованных языках);

2) универсальная  категория, отражающая специфику  образного освоения жизни искусством (в эстетике и философии искусства);

3) некоторый  культурный объект, значение которого  является конвенциональным (т.е.  закрепленным в словарях) аналогом  значения иного объекта (в культурологии,  социологии и ряде других гуманитарных  наук);

4) символ как  знак, который предполагает использование  своего первичного содержания  в качестве формы для другого  содержания (широкое понимание символа,  существующее во многих гуманитарных науках - философии, лингвистике, семиотике и т.д.).

     В результате совместной междисциплинарной  работы лингвистов, историков, археологов, искусствоведов, музыковедов, психологов, религиоведов, фольклористов и представителей других областей знаний появились многочисленные словари.

     Наш интерес к символу ограничивается рамками культуры, с этой точки  зрения символ может быть отнесен к стереотипизированным явлениям, характерным для любой культуры. Символ, закодированный в контекст разных культур, имеет в них различный смысл. Мы рассматриваем художественный символ в восточнославянских культурах, поэтому нам более импонирует четвертое понимание символа - символ как знак, в котором первичное содержание выступает формой для вторичного.

     Таким образом, для нашего понимания символа  принципиальным является соотнесение  его с содержанием передаваемой им культурной информации. А. Ф.Лосев  писал, что символ заключает в  себе обобщенный принцип дальнейшего  развертывания свернутого в нем  смыслового содержания, т.е. символ может  рассматриваться как специфический  фактор социокультурного кодирования информации и одновременно - как механизм передачи этой информации.

     Термин  «символ» по-разному понимается литературоведами и лингвистами. Ю. С. Степанов, например, утверждает, что символ - понятие не научное, это понятие поэтики; он всякий раз значим лишь в рамках определенной поэтической системы, и в ней он истинен. И действительно, мы знаем много именно таких символов: символ дороги у Н. Гоголя, сада - у А. Чехова, пустыни - у М.Лермонтова, метели - у А. Пушкина и символистов, дыма - у Тютчева, символ крыла и дома у М.Цветаевой. Однако наряду с ними есть языковые символы, которые порождаются в процессе эволюции и функционирования языка. Такие символы имеют мифологическую, а точнее, архетипическую природу. Например, радуга для русских - символ надежды, благополучия, мечты, т.е. она имеет резко позитивное значение; отсюда выражения: радужное настроение, радужные надежды и т.д. Этот символ берет свое начало из библейской легенды: после всемирного потопа Бог в знак договора с людьми, что потопа больше не будет, оставил на земле радугу. Таким образом, метафора здесь, осложняясь культурными коннотациями, превращается в символ. Но чаще несколько метафор, переплетаясь, создают символ.

Информация о работе Метафора как способ представления культуры