Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 22:23, реферат
Раскрываются различные аспекты изучения культуры в рамках разных подходов.
Культура как предмет изучения
1. Дифференциация подходов к изучению культуры
Разнообразие знаний о культуре
Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия “культура”. Их даже трудно все перечислить.
Если отвлечься
от философских и научных
1. Культура появляется там и тогда, где и когда люди, обретая человеческие черты, выходят за пределы природной необходимости и становятся творцами своей жизни.
2. Культура возникает
и формируется как
3. Культура порождает
и “обслуживает” множество
4. Культура представляет
собой мыслимый и немыслимый
горизонт возможностей и
5. Культура есть
способ и результат
1
6. Культура есть
способ и результат
7. Культура есть
способ и результат “
Можно продолжить перечисление характеристик и качеств культуры, так и не исчерпав до конца все богатство ее содержания.
Попытаемся выделить и обосновать системные определения культуры, сложившиеся на сегодняшний день в различных областях социального знания. При этом следует различать несколько подходов — философский, антропологический, социологический и комплексный, или “интегралистский” (общая теория культуры).
(В качестве
условного обозначения “
Различие между ними можно свести к следующему
Таблица 1.
|
Соотношение всех перечисленных выше подходов следует рассматривать, как и в случае системно-комплексного изучения личности, с точки зрения соотношения всеобщего, особенного и единичного.
Различие между указанными подходами к исследованию культуры как системы можно свести к следующему: философия делает упор на постижение всеобщих (родовых) начал культурной системы. Социальная психология рассматривает культуру как единичное (то есть как индивидуальный феномен), обладающее признаками всеобщего и особенного (культурные стили). Антропология изучает индивидуальное и индивидное в культуре сквозь призму всеобщего или родового развития человечества (культурные черты и универсалии); социология же обращает главное внимание на проявления особенного (типического) в культуре с учетом ее единичного /индивидуального и всеобщего развития (культурные нормы и ценности).
Философский подход
Данный подход
обладает наиболее широкой панорамой
видения культуры. Как известно,
философ рассматривает любое
явление с точки зрения целостности
и сущего, всеобщего и ценностно-
Философы и
мыслители всех времен пытались определить
смысл или основное предназначение
культуры и только немногие из них
приблизились к ее истинному пониманию.
Для одних культура — это известное в
мире неизвестного, “луч света в темном
царстве”. Для других ее смысл заключается
в бесконечном самосовершенствовании
человеческой природы, непрерывном оснащении
людей материальными, интеллектуальными
и духовными средствами.
2
В истории мировой
философии нового времени наиболее
полно концепции культуры представлены
в философии И.Канта, Г.Гердера, Г.Ф.Гегеля,
философии жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше,
В. Дильтей, Г.Зиммель и др.), философии
истории (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский
и др.), неокантианской традиции (Г.Риккерт,
В.Виндельбанд, Э.Кассирер и др.), феноменологической
философии (Э.Гуссерль и др.), психоанализе
(З.Фрейд, К.Юнг и др.).
В современной западной философии исследования культуры продолжают М.Хайдеггер, представители структурализма и постструктурализма (М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.-Ф.Лиотар, Р.Барт и др.).
Приведем лишь
некоторые из наиболее известных
определений культуры, встречающиеся
в современной философской
Попытки отдельных философов свести культуру к “внешним” благам и состояниям людей ничего не дали. Она “возделывает” не только физическую природу, но и человека изнутри, хотя и при помощи материальных или символических посредников. В этом смысле культура есть самопроявление и самораскрытие человеческой природы в предметах материального и духовного мира. Без этого трудно понять сущность культуры.
Как показывают отечественные исследователи, философское изучение культуры предполагает устремление к фундаментальным основаниям человеческого бытия, к глубинам самосознания народа.
3
В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия “культура”.
1. Культура есть “вторая природа”, мир искусственного, то есть созданного человеком по своему образу и подобию или для собственных нужд, не продиктованных однозначно природной необходимостью (в отличие от всего естественного) и силой инстинкта.
В философской литературе делаются попытки указать существенные признаки, позволяющие зафиксировать качественное отличие культуры от природы. Ее появлению способствовали, по мнению П.С.Гуревича, использование огня и орудий, возникновение речи, способы насилия над собой (табу и другие ограничения), образование организованных сообществ, формирование мифов и образов.
При этом деятельность рассматривается как своего рода посредник между природой и культурой. Именно в деятельности и посредством деятельности люди приспосабливают и преобразуют мир природы, превращая его в мир культуры.
2. Некоторые философы и ученые идут дальше в своем понимании культуры, заявляя, что последняя есть не что иное, как способ развития и саморазвития личности, способ личностного бытия в мире, истории.
Так, группа ученых, работавших под руководством М. Б. Туровского, еще десять лет назад предложила подобную версию культуры, понимание которой основано на актуализации личностного начала в истории. М. Б. Туровский в своей программной статье “Культура как предмет исследования” полагал, что в центр исследований культуры необходимо поставить такой системообразующий фактор, как субъектность процесса культурного развития.
В качестве субъекта
культурно-исторического
Другими словами, объектом научного исследования культуры выступает, по его мнению, субъектный (личностный) аспект истории, которая определяется им и его последователями с точки развития человеческой деятельности или применения способностей человека для реализации своего человеческого предназначения.
4
Приведенная выше позиция, дополненная рядом мнений исходит из противопоставления культуры как личностно-творческого начала истории и социальности как надличностно-регламентирующего фактора. Для регламентации избыточности человеческого творчества социальная институциональность вырабатывает собственные правила и ограничения. Взамен внешней регламентации, ограничивающей пространство личной свободы и творчества человека, предлагается модель деятельностного общения, увеличивающего степени свободы индивида посредством утверждения внутреннего самоограничения человека. В результате происходит вытеснение внешней регламентации, которая жестко детерминирует реализацию его способностей.
Нельзя сводить все многообразие проявлений культуры к одному лишь личностному началу или аспекту истории. Тем самым производится подмена одного понятия (“культура”) другим, не менее общим по своему содержанию (“личность”).
С нашей точки
зрения, личность и культура — не
только однопорядковые, но и взаимодополняемые
понятия, выражающие разные, хотя и
взаимосвязанные стороны