Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 22:23, реферат
Раскрываются различные аспекты изучения культуры в рамках разных подходов.
2. Культура есть
особая форма или
Б.Малиновский, анализируя предметное содержание культуры, приходит к выводу: “Культура как наиболее широкий контекст человеческого поведения имеет важное значение как для психолога, так и для обществоведа, историка и лингвиста”.
Формальный анализ антропологических определений культуры, проведенный А.К.Кафанья, показывает, что в их основе лежит тот или иной тип человеческого поведения.
Это — социально-наследуемое поведение, научаемая форма поведения (Р.Бенедикт, Дж.Стюард, Э.Дэвис, К.Клахкон и др.), идеальное содержание символического или вербального поведения людей (К.Уисслер, Дж.Форд и др.), общее или стандартизированное поведение, присущее всем членам группы (Дж.Горер, К.Янг и др.), абстрактная форма поведения (А.Кребер, К.Клахкон и др.), сверхорганическое или экстрасоматическое поведение (Л.Уайт и др.) и пр.
3. Культура есть мир артефактов (материальная природа культурных объектов).
Артефакт понимается в науке как искусственно созданный объект или предмет. В культурной антропологии артефактом называется материальное и символическое воплощение какого-либо культурного явления или объекта.
Артефакт нельзя отделить от его культурной формы и материального субстрата. Он создается и существует только в контексте определенной культуры. На этом доводе строит свои предположения Б.Малиновский. “Задача исследователя предыстории и археолога, — писал он, — состоит в том, чтобы реконструировать полноту жизненной реальности прошлой культуры, исходя из частичных свидетельств, которые дают материальные следы” Частичные свидетельства или факты относятся к характеристике культурной формы артефакта, а материальные следы — способ его выражения.
12
4. Культура есть мир смыслов и значений (“интерпретативная” функция культуры).
(Понятие “смысл” буквально означает то, что связано с мыслью, мысленное содержание предмета или явления. Значение характеризует то, ради чего этот предмет существует. В отличие от смысла оно выражает объективную функцию предмета, которую он выполняет в деятельности людей, в процессе их общения. Другими словами, значение содержит указание на своеобразие и идентичность того или иного явления, а смысл — на его содержание. Один и тот же смысл может иметь несколько значений. Точно так же конкретное значение разных языковых выражений имеет, как правило, не один, а несколько смысловых оттенков)
Такой подход разделяют
некоторые западные и отечественные
исследователи. Символико-интерпретативный
подход К.Гирца является наиболее полной
и разработанной версией
С этой точки зрения культура представляет собой не внешнюю силу, детерминирующую поведение людей, а контекст данного поведения, в котором только и может быть понята деятельность.
Конкретизируя далее содержание указанного выше подхода, А.А.Пилипенко и И.Г.Яковенко пишут: “Культура есть система всеобщих принципов смыслообразования и самих феноменологических продуктов этого смыслообразования, в совокупности определяющих иноприродный характер человеческого бытия”.
Культурная реальность воплощает в себе феноменологическую (опредмеченную) сферу смыслового пространства, которое определяется посредством введения и интерпретации оппозиций: “имманентное — трансцендентное”, “дискретное — континуальное”, “сакральное — профаническое” и пр.
5. Культура есть
мир знаков и знаковых систем
(семиотическая функция
Такое понимание близко по содержанию к предыдущему определению. Однако имеются и некоторые специфические отличия. В отличие от смыслов знаки и значения являются их символическими посредниками.
13
(Под знаком
понимают обычно предмет,
Они занимают срединное положение между артефактами как материальными носителями определенных культурных форм и ментальностью как способом мысленного воспроизводства и конструирования реальности (системой смыслообразования).
Предметы и явления, зависящие от способности человека к символизации, Л.Уайт называет символатами. Они исследуются независимо от человеческого организма, то есть в экстрасоматическом контексте.
Следовательно, знаки как элементы смыслообразующей деятельности человека включаются в структурное содержание культуры благодаря способностям людей к символизации. Они в отличие от артефактов как материальных проводников являются символическими проводниками деятельности, а в отличие от институционально заданных способов удовлетворения человеческих потребностей, опосредующих взаимодействие между организмом и средой, они опосредуют отношения между различными классами культурных явлений безотносительно к их биологическим предпосылкам или материальным воплощениям.
6. Культура —
это своеобразный механизм, встроенный
в информационный процесс и
осуществляющий выработку и
В антропологии
обычно выделяются и рассматриваются
отдельно несколько общих концепций,
характеризующих содержание культуры.
Это — концепции черт культуры
и культурных универсалий, концепция
аккультурации и диалога культур, концепция
инкультурации.
14
Концепция черт культуры. Культурные универсалии
Культурными чертами в антропологии называют базисные единицы культуры. Это — далее не делимые единицы культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения). Они подразделяются, как показывает А.И.Кравченко, на универсальные, присущие всему человеческому роду, общие, присущие ряду обществ и народов, и уникальные или специфические.
Американский культурный антрополог Дж.Мердок попытался выделить и обосновать фундаментальные характеристики культуры. Он приводит семь основных черт:
(1) культура передается
посредством научения; она возникает
на основе наученного
(2) культура прививается воспитанием;
(3) культура социальна, то есть культурные навыки и привычки разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или сообществах;
(4) культура идеационна, то есть она выступает в виде идеальных норм или паттернов поведения;
(5) культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе;
(6) культура адаптивна,
так как она вооружает
(7) культура интегративна, поскольку способствует образованию коллектива как согласованного и интегрированного целого.
Культурные универсалии выражают родовые начала в культуре. Согласно данной концепции, базис или фундамент культурной системы образуют универсалии — общие черты, характеристики или компоненты культуры, присущие всем странам, государствам и народам независимо от их географического и социально-экономического положения. Так, К.Уисслер выделил девять фундаментальных черт, присущих всем культурам: речь (язык), материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война. В 1965 году Дж.Мердок выделил свыше 60 универсалий культуры.
15
Это — изготовление орудий труда, институт брака, право собственности,
религиозные обряды, спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, игры, запреты кровосмешения, правила гигиены, язык и пр.
Соотечественник Мердока К.Клахкон считает, что в основе культурных универсалий лежат биологические предпосылки (наличие двух полов, беспомощность младенцев, потребность в пище, тепле и сексе, возрастные различия между людьми и т.д.). Взгляды Дж.Мердока и К.Клахкона близки друг к другу. Поэтому можно предположить, что культурные универсалии базируются на соответствующих биологических потребностях (например, беспомощность младенцев и необходимость ухода за ними и воспитания, признанные во всех типах культуры).
Итак, антропологический
подход отличается предельной конкретностью,
ориентацией на исследование иного
— “промежуточных” слоев и
уровней культуры, удаленных от ее
институционального ядра. В первом
случае антрополог пытается найти и
указать на предельно конкретные
формы или единицы культуры, к которым
или благодаря которым человеческая жизнь
разлагается на рационально конструируемые
элементы, называемые культурными универсалиями.
Во втором случае он стремится определить
своеобразие этих элементов, отличающее
их друг от друга. Следовательно, его интересуют
как общие черты культуры (культурные
универсалии), так и ее специфические особенности.
16
Социологический подход
Общие положения
Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социетальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.
Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность — основа социетальности.
Если воспользоваться концептуальной схемой систем социального действия Т.Парсонса, то социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмы обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).
Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.
В социологии, как
и в социальной или культурной
антропологии, существуют и конкурируют
друг с другом три взаимосвязанных
аспекта изучения культуры — предметный,
функциональный и институциональный.
Предметный подход делает акцент соответственно
на изучении содержания культуры (системы
ценностей, норм и значений или смыслов),
функциональный — на выявлении способов
удовлетворения человеческих потребностей
или способов развития сущностных сил
человека в процессе его сознательной
деятельности, собственно институциональный
— на исследовании “типических единиц”
или устойчивых форм организации совместной
деятельности людей.
17
“Предметный” ракурс социологического анализа культуры
В рамках данного понимания культуру принято рассматривать как систему ценностей, норм и значений, господствующих в данном обществе или группе.
Одним из первых
разработчиков предметного
К предметному пониманию культуры примыкают также трактовки известных западных социологов Н.Смелзера и Э.Гидденса.
Н.Смелзер определяет культуру как систему “ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни”.
Культура определяет специфику человеческого поведения, которое в отличие от поведения животных не обусловлено инстинктами и не запрограммировано генетически, а является результатом научения и обучения.
К данной трактовке близка точка зрения Э.Гидденса, который рассматривает культуру как систему ценностей, которых придерживается данная группа людей, норм и которым следуют ее члены, и материальных благ, которые они создают.
Итак, культура
устанавливает ценностные, нормативные
и символические рамки или
пределы их родовой жизни. Следовательно,
ее назначение состоит в обеспечении участников
и субъектов социальной жизни средствами
социокультурной регуляции.