Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:29, курс лекций
Одним из подходов к изучению общества является культурологический подход. Культурология, занимающаяся его разработкой, конкретизирует представление об обществе вообще, сформированное социальной философией и макросоциологией. Таким образом задается место культурологии в системе гуманитарного знания.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Одним из подходов к изучению общества является культурологический подход. Культурология, занимающаяся его разработкой, конкретизирует представление об обществе вообще, сформированное социальной философией и макросоциологией. Таким образом задается место культурологии в системе гуманитарного знания.
Культурология относительно новая научная дисциплина, которая вместе с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами призвана помочь студенту определить мировоззренческие ориентиры, ценностные установки, сыграть значимую роль в процессе его общекультурной самоидентификации.
Студент должен понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры. Он должен знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации, уметь оценивать достижения культуры на основе понимания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения региональных особенностей этнической культуры (республики, края, области) и национальных традиций.
Тема 1
Культура как предмет культурологии
1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения
Слово «культура» появилось в латинском
языке, его первоначальный смысл
— «возделывание», «обрабатывание»,
«уход», «воспитание», «образование»,
«развитие». Исследователи отмечают,
что как самостоятельное
Известны следующие виды определений культуры: предметно-ценностный («совокупность материальных и духовных ценностей»); деятельностный («способ человеческой деятельности»); личностно-атрибутивный (то, что отличает человека от животного; специфический способ мышления и чувствования, поведения); общественно-атрибутивный (социальное наследование, внегенетический способ передачи информации); информационно-знаковый («знаковая система»); системообразующий («совокупность организационных форм и методов»).
Помимо этой есть и другая классификация подходов к пониманию культуры, условно их называют антропологическим, социологическим и философским. Суть первого подхода — в признании самоценности культуры каждого народа, ее уникальности, рассмотрение ее как основы образа жизни отдельного человека или общества. В антропологическом подходе культура понимается как способ существования человечества, т.е. она трактуется здесь предельно широко и по сути совпадает со всей жизнью общества в его истории.
Несколько сужает антропологическое понимание культуры социологический подход, в котором культура осмысливается как фактор образования и организации жизнедеятельности общества. С позиций этого подхода, культура препятствует хаотизации общественной жизни, привнося в нее организованность и упорядоченность. Внутренняя логика общественного развития задается культурой, т.е. совокупностью произведенных в обществе ценностей.
И, наконец, еще одно понимание культуры — философское. Этот подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры, а предполагает проникновение в их сущность путем выявления закономерностей, базисных характеристик и т.д. Для современной отечественной философии культуры достаточно традиционен деятельностный подход. Причем одни авторы говорят о культуре как о совокупном результате деятельности человека, другие — включают в нее и саму деятельность. Иные полагают, что культура — не всякая деятельность, а лишь та, которая связана с творческим ее развитием.
Давая обобщенное определение понятию «культура», можно сослаться на дефиницию, сформулированную В. Межуевым: «Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе»*. В понятии «культура» фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни и вместе с тем качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности, особенности поведения, сознания и деятельности людей в многообразных сферах общественной жизни.
Феномены культуры чрезвычайно вариативны. Любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют его культуру. Среди подобных явлений — знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи, язык, символика и коды, институты, орудия, технологии, ритуалы и многое другое.
1.2. Культурология как особое направление научных исследований
В западном обществознании («social sciences») культурология как самостоятельная дисциплина отсутствует, а ее функции выполняет комплекс антропологических дисциплин (социокультурная антропология, этнология и др.). В отечественной мысли она понимается как синтетическая дисциплина, предметом которой являются особенности рождения, становления, дальнейшего развития и возможной гибели культуры. Культурология изучает не только специфику феномена культуры, ее генезис и смысл, но и особенности познания. Объектом ее внимания могут быть как культура в целом, так и отдельные явления культуры.
Культурология претендует на изучение культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, что предполагает включение в нее таких базовых разделов, как философия культуры, теория культуры и история культуры.
Культура стала предметом познания с момента возникновения философии, однако оформление культурологических исследований как специфического направления гуманитарного знания относится к Новому времени (Д. Вико, И. Гердер, Г. Гегель). Основополагающее влияние на становление и развитие философии культуры оказали труды В. Дильтея, Г. Риккерта, Э. Кассирера, О. Шпенглера.
Основные идеи и концепции культуры ХХ века связаны с именами З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, Х. Ортеги-и-Гассета, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Бубера и других.
В отечественной литературе культурологическая проблематика разрабатывалась в трудах Н. Данилевского, Н. Бердяева, А. Лосева, в работах современных авторов — таких, как С. Аверинцев, М. Бахтин, Д. Лихачев, Ю. Лотман, А. Мень и др.
Среди тех факторов, которые привели к созданию особой дисциплины культурологии, можно назвать следующие:
• понимание принципиального многообразия культур, их самобытности;
• обнаружение кризисных явлений в культуре ХХ века;
• несовпадение исторического и культурного развития.
В связи с этим возникает самостоятельная научная дисциплина — культурология, призванная разобраться в тех непростых процессах, которые происходят в культурном развитии общества.
Бесконечная сложность и многообразие культуры в ее действительных проявлениях предопределяют разные версии построения культурологии. Среди них — «семиотическая» (Ю. Лотман); «литературоведческая» (С. Аверинцев, М. Бахтин); «диалогическая» (В. Библер); «историческая» (Л. Баткин, А. Гуревич); «методологическая» (А. Кробер, К. Клакхон), «антропологическая» (М. Мид) и т.д. Но при всех вариативных концепциях ее построения в настоящее время в культурологии различают философию, теорию и историю культуры.
Понятие культуры, методология ее изучения сформировались в лоне философского дискурса при обсуждении вопроса о специфике и основаниях исторического изучения общества и человека. Философия культуры — это обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, условий и форм ее проявления. Она занимается осмыслением культуры на уровне предельных оснований бытия, а также разрабатывает методологический аппарат для изучения общих проблем культуры. Коренные вопросы развития культуры рассматриваются не только в философии, но и в социологии. Как и культурология, социология нередко обращается к анализу культурных феноменов. Однако при этом в истолковании явлений культуры социологи акцентируют внимание, прежде всего, на анализе их конкретных социальных механизмов. Изучение культурных процессов оказывается в данном случае фрагментом более общей социальной теории.
Задача теории культуры — выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры. Теория культуры представлена многообразием школ и даже индивидуальных версий культуры. «Именно в связи с этим говорят, что в культурологии столько теорий, сколько крупных культурологов»*.
История культуры занимается исследованием процесса изменений культуры в ее истории.
Среди конкретных частей культурологии (наук о культуре) — социальная и культурная антропология, психологическая антропология, культурная семантика; теория и методика социокультурных взаимодействий между индивидами, малыми группами неформального плана; этнология, этнография, социология культуры. «Можно сказать, что этнология, этнография, культурная антропология и социальная антропология — это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала»*.
Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура представляет собой систему смыслов, имеющую свою сущность, внутреннюю логику, которые постигаются путем рационального объяснения. Последнее предполагает мысленную реконструкцию культурно-исторического процесса, исходя из его всеобщей сущности (что требует применения методов философского анализа, выступающих общей методологией культурологии в целом). Как и любая гуманитарная наука культурология не может ограничиться лишь объяснением. Культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне ее. Отсюда возникает необходимость понимания, т.е. обретения целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому предмету. Культурология стремится соединить полноту понимания с полнотой объяснения, что позволяет проникать в жизненный мир разных культур. Как следствие — выведение диалогичности, полифоничности в трактовке соотношения культур. Диалог культур в данном случае может пониматься по-разному. Бахтин трактовал его как высказывания целостных суверенных форм культурного сознания. Шибутани осмысливал диалог как поведение, адаптированное к взгляду представителей другой культуры, а Парсонс понимал его как стремление культур к согласию и компромиссу.
Как учебная дисциплина культурология призвана дать культурологическое образование студентам. В условиях реформирования российского общества предпринимаются усилия в направлении нового концептуального выражения культурологического образования. Так, сформировались представления о приоритетной роли культуры в общественном развитии, гуманизации обучения и воспитания, огромном значении культурологии в системе гуманитарного знания.
1.3. Основные этапы становления культурологии
Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить явления культуры, тем самым оказывая влияние на культурные процессы, происходящие в обществе. «Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии»**.
Периодизация этапов становления культурологии может вестись по разным основаниям. Выделяют доклассический (античность, средневековье); классический (XIV — конец XIX века); неклассический (первая половина XX века); постнеклассический (конец XX века) этапы. Другие авторы приводят иную периодизацию: донаучный, научно-исторический и научно-философский этапы. В. Розин выделяет следующие периоды становления культурологии: философский (здесь конституируется сама идея культуры); эмпирическое изучение явлений культуры; построение культурологии как научной дисциплины; развертывание прикладных исследований*.
Вместе с тем многие исследователи считают, что периодизация культурологии в известной мере может основываться на хронологии исторических типов культуры: древность и античность, средневековье, Возрождение, Новое время, современность.
Рассмотрим становление культурологии, основываясь на последней из приведенных схем периодизации.
В
древности и античности господствовали
мифологические представления о
закономерностях культурно-
Вместе с тем в древности и античности понятие «культура» часто трактовалось как целенаправленное воздействие человека на природу (например, обработка земли, посадка садов и пр.), хотя было и иное ее понимание — воспитание и обучение самого человека. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, т.е. образованностью. Пайдейя, по Платону, означала руководство к изменению всего человека в его существе.
Проблематика философии культуры впервые осознается софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой).
Как уже отмечалось, научный термин «культура» появился лишь в XVII веке, однако на ранних этапах исторического развития имелись сходные с ним понятия (например, жэнь — в китайской традиции, дхарма — в индийской традиции). В латинском же языке возникает слово «культура». К примеру, Марк Порций Катон написал трактат о земледелии, перевод названия которого — «агрикультура». Речь в нем шла не только о возделывании почвы, но и об особом душевном отношении к ней. Поэтому «культура» обозначала здесь еще и почитание, поклонение. Римляне употребляли слово «культура» в родительном падеже: культура речи, культура мысли и т.д.