Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:29, курс лекций
Одним из подходов к изучению общества является культурологический подход. Культурология, занимающаяся его разработкой, конкретизирует представление об обществе вообще, сформированное социальной философией и макросоциологией. Таким образом задается место культурологии в системе гуманитарного знания.
Авторитет дхармы был основан не на обычае, а на почитании тех, кто создал эти правила, — мудрецов древних времен. Дхармы излагались в специальных трактатах — дхармашастрах. Наиболее известными среди них были «Законы Ману», хотя существовали и другие — законы Яджнавалкья, законы Нарада. Сборник «Законы Ману» в понимании индийцев — это не просто правовой кодекс, а руководство к религиозному и гражданскому поведению человека. Кроме правовых норм, в нем было много религиозных и нравственных предписаний.
4.5. Мировое значение индо-
Письменные древнеиндийские
Но существует и иная позиция — востокоцентризм. Ее сторонники преувеличивают роль восточной культуры в развитии мировой цивилизации и рассматривают Восток как единственный источник высших духовных достижений.
Здесь необходимо отметить, что европоцентризм и востокоцентризм — крайности в оценках этой культуры. Разные типы культур должны не противопоставляться, а дополнять друг друга.
Культура Древней Индии оказала сильное влияние на русскую культуру. Известны памятники русской литературы, в которых обнаруживаются заимствования из древнеиндийской традиции. Например, «Повесть о Варлааме и Иоасафе» представляет собой переработку жития Будды в христианско-догматическом духе. Через византийскую культуру происходило влияние древнеиндийской культуры на русскую. В более позднее время некоторые исследователи даже делали предположение о единых корнях индийской и русской культур. В частности, эту мысль проводил Н. Рерих.
Тема 5
Мир исламской культуры
5.1. Формирование исламской
С древнейших времен Аравия и прилегающие
к ней районы сирийской пустыни
были заселены арабами. Большинство
населения полуострова
Ислам возник не сразу, его появлению предшествовали учения ханифов — ранняя форма арабского монотеизма. В древности каждое племя имело своих богов. Но постепенно верования более мощных в экономическом и политическом отношениях племен вытесняли богов прочих племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов (именно ему принадлежало древнее святилище Кааба, находящееся в Мекке). Племенного бога мекканских курейшитов — Аллаха — сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов. Отметим, что еще до этого в Аравии уже были приверженцы монотеистических религий. Так, здесь были еврейские эмигранты из Римской империи, исповедывавшие иудаизм, христианство. Поэтому на формирование ислама оказали влияние иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки староарабских культов.
Возникновение ислама связано с именем пророка Мухаммеда (ок. 570—632), одного из видных мекканских ханифов. Пророк ислама — реальное историческое лицо, о чьей жизни написано огромное количество книг. Он происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом. Затем женился на богатой вдове Хадидже, стал купцом в Мекке. Около 610 года он выступил с проповедью монотеистической религии, названной им исламом. В своих проповедях Мухаммед призывал к вере в единого Бога Аллаха, к соблюдению простых норм морали, к ограничению ростовщичества, к оказанию богатыми благотворительной помощи неимущим. Переселившись из Мекки в Медину, он организовал общину, члены которой признали его своим пророком. Новое учение было принято в других регионах полуострова не сразу. Так, лишь в 630 году мекканская знать приняла новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское феодально-теократическое государство получило название Арабский халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммеда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам превратился в господствующую религию арабского государства.
В ходе ведения завоевательных войн происходило распространение ислама за пределами Аравии. В конце VII века ислам проник в южные районы Средней Азии, на Северный Кавказ, в IX—X веках — в Волжско-Камский бассейн и в Приуралье, в IX веке — в Северную и Северно-Западную Индию, в глубь африканского континента.
5.2. Вероучение ислама
Основные положения
Текст Корана содержит 114 сур (глав), самые длинные суры помещены в начале книги, короткие — в конце, за исключением первой суры.
Содержание Корана состоит из проповедей, предписаний, регулирующих разные виды общественных отношений, в нем содержатся бытовые правила, нормы поведения. Основная часть Корана представляет собой полемику — диалог между Богом и противниками ислама. Многие сюжеты Корана — о сотворении мира, грехопадении, рае, аде и прочие — схожи с библейскими.
«В сознании мусульманина понятие “ислам” отражает единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры»*. К этому можно было бы добавить, что ислам для мусульман — это не просто религия, а их образ жизни.
Среди основных догматов ислама:
• вера в Аллаха. Он — всемогущий, всеведающий, вездесущий, владыка мира, творец всего сущего. Бог един. Главная добродетель мусульманина — покорность Аллаху;
• вера в ангелов и демонов (среди которых Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил);
• вера в святость Корана;
• вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. Среди пророков — Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Однако предпочтение отдается Мухаммеду;
• вера в рай и ад;
• вера в божественное предопределение (все зависит от воли Аллаха и происходит по его предначертанию);
• вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскрешение из мертвых в день Страшного суда.
Ислам опирается на пять «столпов веры», указывающих на важнейшие обязанности мусульманина:
• исповедание веры, т.е. произнесение шахады («Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Его»);
• ежедневная пятикратная молитва (намаз, салят);
• соблюдение поста (ураза, саум) в месяц рамазан;
• добровольная очистительная милостыня (закят);
• паломничество в Мекку (хаджж).
5.3. Мусульманский культ. Шариат
В исламе нет церкви как специального института, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Богослужение может совершать любой член уммы (религиозной общины). Культ требует исполнения пяти столпов ислама. Так, молитва совершается на заре, в полдень, во второй половине дня, на закате солнца и с наступлением ночи. Молитве предшествует ритуал омовения. Священным местом для мусульман является мечеть.
В исламе существует обряд инициации (суннат), совершаемый над мальчиками 7—10 лет — обрезание крайней плоти.
Мусульманский культ представляет собой некий цикл, содержащий в себе суточные, годичные, т.е. соразмерные всей человеческой жизни, ритмы.
В шариате связаны в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь мусульман. Источником шариата и его составной части — мусульманского права (фикх) являются Коран и Сунна. Сунна — это сборник хадисов, т.е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал оформляться в VII веке.
Сначала все действия мусульман разделялись на два вида — запретное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного оформления шариата действия были разделены на пять категорий: фарз — действия, выполнение которых считалось обязательным; суннат — выполнение желательно; мухоб — добровольные действия; макрух — нежелательные действия; харом — строго запрещенные виды действий.
По
шариату устанавливаются
Согласно шариату, основными мусульманскими праздниками являются «ид аль-адха» (курбан-байрам) — великий праздник жертвоприношения и «ид аль-фитра» (ураза-байрам) — малый праздник разговения. Отмечаются также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо). К праздничным дням в исламе относится пятница.
Говоря о системе шариатского права, необходимо отметить, что сложившееся в X веке мусульманское право не всегда отвечает запросам современного общества. В нем нет регламентации деятельности ряда институтов, существующих сегодня, а некоторые нормы мусульманского права шокируют тех, кто знакомится с ними. Но это вовсе не означает, что мусульманское право принадлежит прошлому. Сегодня оно продолжает оставаться одной из крупных правовых систем и регулирует отношения между более чем 800 миллионами мусульман. В 28 странах современного мира ислам признан государственной или официальной религией. Многие государства с мусульманским населением закрепляют в своих законах и часто даже в конституциях верность принципам ислама. Подчинение государства этим принципам провозглашено конституциями Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Ирана, Пакистана.
Мусульманское право остается основой законодательства многих мусульманских стран. Однако государства мусульманской традиции, сохранив основу этого права, предприняли серьезные законодательные реформы. Действительно, фикх оставляет поле для реформационной деятельности. Например, мусульманское право регулирует не все проявления межличностных отношений, предоставляя место обычаю, административной регламентации. Мусульманское право создает и другую возможность приспособления к современному миру — применение юридических стратагем и фикций. Так, мусульманское право разрешает мужу полигамию и развод с женой. Однако действие соответствующих норм можно существенно ослабить, дав женщине возможность потребовать возмещение ущерба, если муж развелся с ней без достаточных оснований. Процентный заем запрещен мусульманским правом, но можно обойти этот запрет, прибегнув к двойной купле-продаже и пр.
Мусульманское право признает законность регламентирующих мер, которые принимаются в данной связи властями. Даже в рамках строгой ортодоксии влияние властей ощутимо. Например, они могут предписать судьям, какой из толков следует применить к определенным обстоятельствам.
Сегодня ни одно из мусульманских государств не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят либо дополнения, либо исправления в это право, хотя, в принципе, его авторитет является бесспорным.
С мусульманским (религиозным) правом не следует смешивать позитивные правовые системы мусульманских стран. Гражданское общество никогда не смешивается в исламе с обществом религиозным. «Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время — в различные эпохи, в определенных странах или по определенным вопросам — отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права»*.
Три значительных события произошли в XIX—XX веках в праве мусульманских стран. Первое из них — вестернизация этого права, затронувшая многие его разделы; второе — кодификация разделов, которых не коснулась вестернизация, и третье — упразднение специальных судов, призванных применять мусульманское право.
Вместе с тем позитивные правовые системы мусульманских стран в их современном виде различны между собой. Например, Афганистан, Кувейт, Саудовская Аравия и некоторые другие страны теоретически живут по нормам мусульманского права, хотя, признавая его превосходство, иногда в обычном праве с ним расходятся. В ряде стран мусульманское право сохранилось только для регулирования отдельных сторон общественной жизни, затрагивающих личный статус, религиозные учреждения, иногда земельный режим. Таковы, в частности, Турция, Индонезия.
5.4. Основные направления в исламе
В середине VII века в исламе оформились три направления: движение хариджитов, суннизм и шиизм. Суннизм представляет собой ортодоксальное направление, которое имеет большое количество приверженцев. Он распространен в Средней и Малой Азии, Закавказье, Поволжье, Сибири, на Урале, в Египте и Северной Африке. Почти 90% мусульман относится к суннитам. В отличие от других направлений, в суннизме не возникали особые секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.
Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Шииты считали, что все суннитские халифы в свое время незаконно захватили власть и лишь потомки Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) являлись бы законными правителями. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, традиционную мусульманскую обрядность, но в Сунне почитают лишь те хадисы, авторами которых являются халиф Али и его последователи. Шииты имеют собственные «священные писания» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али. У шиитов очень распространен культ мучеников. Особый праздник шиитов — шахсей-вахсей, именно в этот день был убит, по их верованиям, сын халифа Али имам Хусейн.