Культура как предмет культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:29, курс лекций

Краткое описание

Одним из подходов к изучению общества является культурологический подход. Культурология, занимающаяся его разработкой, конкретизирует представление об обществе вообще, сформированное социальной философией и макросоциологией. Таким образом задается место культурологии в системе гуманитарного знания.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

 

2.4. Культура Ближнего Востока  в древности

Рассмотрим некоторые древнейшие культуры мира. Это культуры Древнего Египта и Западной Азии.

Одна из величайших цивилизаций  человечества — древнеегипетская — сложилась в эпоху неолита в Северо-Восточной Африке в долине Нила. История Древнего Египта ведет свое начало с Древнего Царства (2900—2270 гг. до н.э.) до Нового Царства (1555—1090 гг. до н.э.).Отличительными чертами культуры Древнего Египта были наглядность и предметность. Жизнь Египта определяли разливы Нила: их опоздание грозило неурожаем и голодом. Религиозные гимны воспевали поклонение Нилу. Потребность в искусственном орошении повлияла на развитие инженерного дела, строительного искусства, точных наук (геометрии, алгебры, астрономии). Наблюдение за разливами Нила легло в основу создания в IV тыс. до н.э. древнеегипетского календаря. Необходимость в четкой организации земледельческого хозяйства привела к сложению письменности, основу которой составили иероглифы, дополненные рисунками-пиктограммами.

Свои  представления о Вселенной, об окружающей природе египтяне облекали в форму религиозно-мифологических образов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая; олицетворением небесного свода считалась богиня Нут, а земной поверхности — бог Геб. Вселенная представлялась соединением Нила небесного, где плывет божественное солнце Ра в дневной лодке, и Нила подземного, по которому Ра, одолев змйя Апопа (силу зла), возвращается в ночной ладье. Со временем значительное место в религии Египта занял заупокойный культ. Египтяне верили в продолжение жизни после смерти при условии, что тело остается нетленным (отсюда мумификация). Над всеми культами стоял обожествленный фараон.

В искусстве Древнего Египта появились  классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, пилон, колонна, колонный зал), виды скульптуры и живописи. Так, среди известных пирамид Древнего Египта — ступенчатая пирамида Джосера*, пирамиды Хеопса, Хуфу, Менкаура и др. Символом египетского духа по праву считают сфинкса. Это фантастическое существо с телом льва и головой человека.

Осирис  и Исида — самые популярные, известные за пределами Египта боги древнеегипетской мифологии. Осирис — бог плодородия, связанный с Солнцем и водами Нила. Исида — богиня плодородия, воды и ветра. Умирание и воскрешение Осириса свидетельствовали об умирании и воскрешении живой природы.

Огромную роль в искусстве Древнего Египта играла скульптура. Поминальные храмы и гробницы заполняли культовые статуи, исполненные согласно канону (строгим законам). В отличие от других культур древнего и средневекового Востока египетские мастера избегали в изображении богов приемов устрашения, силы и придавали им значительность и благообразие.

Говоря  о культуре Древнего Египта, нельзя не отметить использование папируса в качестве листов для письма. Листы  соединяли в свитки длиной около 40 м. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Буквой красного цвета начинали новый абзац (отсюда «красная строка»), а весь текст писали черной краской.

В 332 году до н.э. Египет был завоеван Александром  Македонским. Для греков Египет всегда считался колыбелью мудрости. Достижения культуры Древнего Египта, действительно, огромны. Она стала образцом для последующего развития культуры в других регионах. Папирус, монументальная каменная архитектура, пирамиды, скульптурный портрет, идея художественного канона, математические и астрономические познания и многое другое — таково культурное наследие Древнего Египта. Египтяне стремились все объективировать, всему придать форму, выразить с помощью наглядных средств. Но наряду с подобным рационализмом, здесь есть и элементы таинственности, иррациональности (оккультизм, мистерии, загадка сфинкса).

Занимающая  огромную территорию Передняя Азия — великий перекресток древних цивилизаций. Плодородную долину между реками Евфратом и Тигром греки называли Месопотамией, или Междуречьем (Двуречьем). В IV—III тыс. до н.э. на юге Месопотамии, в Шумере и Аккаде, сложились ранние города-государства. Шумерская культура в тот период достигла больших высот. Шумеры изобрели письменность, названную исследователями клинописью: клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на влажных глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Письменность шумер запечатлела законы, добытые знания, верования, богатую мифопоэтическую литературу, в частности, знаменитый героический эпос о Гильгамеше. Каждый из городов Шумера чтил своих богов, которым посвящались храмы. В Шумере не было жречества как особого сословия, высоко ценилось музыкальное искусство. Шумеры создали свирель, флейту, бубен, арфу. Была развита и математика — использовалась шестидесятиричная система исчисления. Шумерская мифология повествовала о сотворении мира, о всемирном потопе.

Небольшое поселение в среднем  течении Евфрата — Вавилон — к XIX веку до н.э. стало важнейшим торговым и культурным центром Древнего Востока. Вавилон объединил под своей властью Шумер и Аккад. При царе Хаммурапи Древневавилонское царство достигло наивысшего расцвета. Законы Хаммурапи — первый из известных во всемирной истории сборник законов. В них выражена попытка учета злой воли (умысла) при определении наказаний за преступления.

Среди наук наибольших успехов достигла математика (здесь зародилась алгебра), астрономия (были созданы первые карты звездного  неба), медицина. Не менее были развиты  и астрология, и магия.

В середине III тыс. до н.э. у аккадских семитских племен в северном Двуречье образовалось государство Ассирия. Ассирийские цари в победных надписях похвалялись разрушениями, которые они принесли другим странам. И вместе с тем, ассирийцы создали свой стиль искусства, и поныне покоряющий мощью и блеском. В основе его — прославление могущества обожествленной царской власти, военных успехов государства, роскоши придворной жизни. В архитектуре Ассирии преобладали крепостные и культовые сооружения. Но со временем особое место заняло строительство царских дворцов и архитектурных ансамблей, среди которых и одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды. В 605 году до н.э. Ассирия пала, завоеванная Мидией и Вавилонией.

Древняя культура не мыслима и без культуры Финикии (восточное побережье Средиземного моря). Финикия была страной мореходов — финикийцы достигали берегов Северной Европы и Южной Африки. Она была крупным торговым центром. В самой Финикии добывали пурпурную краску, производили изделия из стекла, узорчатые ткани, ювелирные украшения. В произведениях искусства финикийцы умело сочетали традиции разных культур. Каждый мотив, при создании предмета искусства, приобретал во многом иной, неканонический, смысл, подчиняясь новой задаче — служить прежде всего украшением. Финикийцы первыми стали использовать чисто алфавитную систему письма. От финикийского алфавита произошел и греческий.

К северу от Междуречья, между Синаем и Иорданом, находилась Палестина. Географическое положение Палестины способствовало влиянию на нее разных культур. В XII—XI веках до н.э. в Палестине сосуществовали городское классовое общество ханаанеев и родоплеменное общество древних евреев. В то время господствовал один из еврейских племенных союзов — Израиль. С XI века до н.э. предпринимались попытки создания древнееврейского государства. Среди царей объединенного государства — Саул, Давид, Соломон, чьи деяния нашли отражение в Ветхом Завете.

В 928 году до н.э. единое государство распалось  на Иудею и Израиль. В 722 году до н.э. ассирийский царь Саргон II уничтожил  Израильское царство. Иудея сумела сохранить видимость независимости.

После распада Ассирийской державы  политическое господство вновь перешло  к Вавилону, который стал центром  Нововавилонского царства. Процветающее государство славилось караванной и морской торговлей. Подъем государства связан с правлением Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.), известного также тем, что он разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел  плен большое число иудеев. В историю Нововавилонского царства он вошел как строитель городов, храмов, укреплений и создатель системы орошения, а также грандиозного архитектурного ансамбля Вавилона. При нем были сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады, построен первый подземный тоннель под рекой Евфрат.

Новый Вавилон стал религиозным центром Передней Азии. Ведущая роль в нем принадлежала жречеству, влиявшему на все стороны жизни, в том числе на художественное творчество.

В 538 году до н.э. Вавилония была завоевана  персами. Царь Кир, представив себя в  роли «освободителя народов», разрешил вернуться всем пленникам в родные места. Среди пленников Вавилона были и иудеи. Они получили возможность восстановить Иерусалим. Рождение иудейской религии было связано с реорганизацией иерусалимской общины, хотя ее истоки надо искать значительно раньше. С VII века до н.э. иудаизм становится монотеистической религией. Характерные особенности иудаизма — вера в единого Бога Яхве и Мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все стороны жизни верующих.

Источники вероучения иудеев — Ветхий Завет и Талмуд (комментарии к Ветхозаветным книгам). Особо драматично складывалась история Палестины во времена Римского господства.

К востоку от Двуречья, на территории современного Ирана, в древности существовало несколько государств. Земли южнее Мидии населяли персы. Религией персов был зороастризм (по имени ее пророка и основателя Заратуштры; по-гречески — Зороастр). Верховным божеством почитался Ахурамазда, бог добра и справедливости, боровшийся с силами зла. Первоначально зороастрийцы не имели храмов, но начиная с VII века до н.э. для поклонения священному огню сооружались искусственные террасы из огромных каменных блоков.

Значение  ближневосточной культуры Древнего мира трудно переоценить. Она оказала огромное влияние на мировую культуру в целом.

 

 

Тема 3 
Конфуцианско-даосистский тип культуры

3.1. Древнекитайская культура как  основа 
конфуцианско-даосистского типа культуры

Китайская культура является одной  из самых древних, сохранившейся  и по сей день. Народ Китая сумел  сберечь свои национальные и культурные традиции. Специфика древнекитайской  культуры во многом следовала из принципов организации древнекитайского общества: общинное землевладение, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке, ритуализация и бюрократизация общественной жизни. Система обязательных и общепринятых норм поведения в Древнем Китае была особенно жесткой. Этико-ритуальные принципы и соответствующие им нормы поведения были выдвинуты на первый план и явно гипертрофированы.

Специфика культуры Древнего Китая  частично обуславливалась и тем, что значительно удаленный от других центров древней цивилизации Китай на протяжении всей своей многовековой истории ни разу не подвергался таким кардинальным переменам религиозно-культурного и социально-политического характера, какие испытывали цивилизации Ближнего Востока.

Древнекитайское общество — типичная восточная деспотия. Главой государства был император, в подчинении которого находились религия и наука. Отношения между ним и подданными строились по принципу патриархата. Вообще дух семьи был очень развит. В Древнем Китае не существовало жречества как особого социального института, и религиозные действия производились главами семейств, чиновниками, царями. Светский ритуал взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице тесно связывался с религиозным ритуалом отношений живых к умершим, к духам предков. Был сильно развит культ предков (манизм).

Небо (тянь) — высший объект почитания. Однако в целом мифология была развита слабо, хотя и Древний Китай не избежал периода господства мифологического мировоззрения. Для этих мифов характерны представления о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах — небесной (Ян) и земной (Инь).

Древнекитайская предфилософия связана с древними книгами: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов» и др.

Особое  место в древнейших представлениях занимают борьба и в то же время  сотрудничество двух сил — ян и инь. Вначале это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, мужского и женского начал. Позднее — «янци» — небесная, легкая материя, а «иньцы» — земная и тяжелая. Об этом повествует «Книга перемен», авторство которой связывают с именем одного из мифических правителей древнейшего Китая — Фу-Си. Его считают и создателем древнекитайской письменности.

Постепенно  зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о  «дао» (путь) как безличном мировом  законе, которому подчиняются и природа, и люди. «Дао» — космический и нравственный закон.

Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» — положительность, ритуал; «сяо» — почитание родителей, «ди» — почитание старшего брата. Для психологии древних китайцев характерна покорность нижестоящих вышестоящим.

 

3.2. Материальная культура Древнего Китая

На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность  развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и  ремесла наиболее характерны гончарное дело (на базе которого развивалась выделка фаянса и фарфора), обработка дерева, плетение циновок, корзин, прядение и ткачество (в частности, шелкоткачество). В плодородных долинах реки Хуанхэ и ее притоков жили племена, занимавшиеся земледелием. Древнейший тип керамики (V—III тыс. до н.э.) был назван учеными по месту первых находок — Яншао. Искусно сделанные вручную или на гончарном круге, они поражают правильностью форм и красотой оттенков — от густо-красного и коричнево-лилового до лимонно-желтого. На верхнюю часть сосуда наносили орнамент, каждый элемент которого имел символическое значение. На основе условных знаков орнамента возникла древнекитайская пиктография (рисуночное письмо), которая, в свою очередь, стала основой иероглифического письма.

Информация о работе Культура как предмет культурологии