Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:29, курс лекций
Одним из подходов к изучению общества является культурологический подход. Культурология, занимающаяся его разработкой, конкретизирует представление об обществе вообще, сформированное социальной философией и макросоциологией. Таким образом задается место культурологии в системе гуманитарного знания.
Итак, культура сформировалась как интегральная форма, охватывающая все без исключения процессы трансформации индивидуального опыта в социальной системе путем его стереотипизации и принятия соответствующими группами, а также передачу данного опыта последующим поколениям. Вместе с тем развитие культуры охватывало и информацию, выраженную в опыте и аккумулированную в традициях или в индивидуальных стереотипах поведения, и предметную материализацию этого опыта.
2.2. Особенности первобытной
Говоря о первобытной культуре, мы имеем в виду развитие как материальной, так и духовной культуры. Одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение орудий труда — все это проявления первобытной культуры. Но одновременно с названными проявлениями первобытная культура — это и зачатки рациональных знаний, становление первобытного искусства, зарождение ранних форм религии, формирование мифов.
Поскольку в обществе еще не произошла дифференциация структур, постольку и культуру отличал синкретизм, т.е. слитность, неразличимость многих явлений и процессов.
Одним из крупных шагов в дальнейшем развитии культуры явилось возникновение искусства. Искусство — это выражение образа, запечатление его в звуке, телодвижении, материальном субстрате. Произведения первобытного искусства отражают не только предметы, явления окружающего мира — в них запечатлились эмоциональные состояния человека.
Общепринятой
теории, объясняющей происхождение
искусства, нет. Марксизм связывает
возникновение искусства с
Сторонники еще одного подхода предлагают игровую теорию происхождения искусства. Игра имеет собственные цели, свои правила, что роднит ее с искусством. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру (Г. Гадамер, Й. Хейзинга).
Первые произведения искусства каменного века были созданы около XXV тысячелетия до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. К указанному же периоду относятся выделанные из кости или камня фигурки животных. Постепенно человек не только овладел новыми способами обработки мягкого камня или кости, что обусловило развитие скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать природные минеральные краски.
В новом каменном веке (неолите) пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре — глиняным статуэткам.
Наряду с искусством в первобытном обществе возникает и религия. Вопрос о происхождении религии не менее сложный, чем вопрос о происхождении искусства. И по этому вопросу также нет единого мнения. Так, ряд авторов выдвигает гипотезу о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Другие считают, что религия сразу получила форму монотеизма (единобожия). Среди конкретных причин происхождения религии называют страх, религиозный инстинкт, переживание бесконечного, чувство возвышенного и много других.
Можно выделить следующие факторы, повлиявшие на возникновение религии: выражение глубинных связей общества, необходимо формирующийся аспект жизнедеятельности человека и общества, способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения, отражение действительности. Таким образом, среди детерминант возникновения религии социумные, социокультурные, антропологические и гносеологические причины.
Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тысяч лет назад. О наличии религиозных верований в тот период истории свидетельствуют захоронения первобытных людей: обнаружены погребения, следы специальных обрядов и пр. О религиозных верованиях рассказывают и наскальные рисунки. Первобытные люди исходили из представления о том, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.
Выделяют несколько форм первобытных верований: фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. Фетишизм связан с поклонением первобытных людей предметам, чем-либо поразившим их воображение. Этим предметам приписывались такие свойства, как способность исцелять, предохранять от врагов и др. Тотемизм означал веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных или растений. Часто животные или растения, дававшие возможность людям выживать, становились объектом поклонения, что не мешало, однако, людям употреблять их в пищу. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных отношений (вера в то, что члены данного рода произошли от предков, имеющих в своем происхождении тесные связи с тотемом). Тогда возник запрет на употребление тотема в пищу.
Еще одна форма первобытных верований — магия. Магия — это совокупность представлений и образов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки этой формы религиозных верований были описаны Б. Малиновским в его работе «Магия, наука и религия». Он сделал вывод, что магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда решение какой-либо проблемы зависит от множества случайных факторов. В глубокой древности магические представления и обряды носили недифференцированный характер. Впоследствии магические ритуалы совершали специально подготовленные люди — колдуны, шаманы, которые пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.
Наконец, среди форм первобытных верований — анимизм. Анимизм — это вера в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тайлором в его работе «Первобытная культура». Согласно теории Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях — в представлениях первобытных людей о душе; в их стремлении к одухотворению окружающей действительности.
Перечисленные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, а взаимно переплетались друг с другом. Отметим, что впоследствии названные формы не исчезли, а трансформировались в более поздние религиозные образования.
Первобытные
верования стали ядром
В дальнейшем развитии родо-племенных отношений происходят большие перемены. Разделение труда, рост его производительности, появление регулярного избыточного продукта (что создавало возможность его отчуждения и накопления) привели к классообразованию, возникновению частной собственности и государства, социального неравенства. Все эти процессы нашли отражение в культуре. Умственный труд становится профессиональным занятием, что дало толчок к более быстрому и глубокому развитию культуры.
Вершиной развития культуры первобытного общества явилось создание упорядоченной письменности. Пиктографическая (рисуночная) письменность трансформировалась в идеографическую (логографическую), где знаки обозначали понятия. Таково было иероглифическое письмо шумеров, египтян, китайцев, майя и других народов.
На период разложения первобытного общества приходится и образование языковых семей*. Так, в Северной и Восточной Африке, в Передней Азии сложилась семито-хамитская семья языков (языки древних египтян, народов семитской, кушитской и берберской групп). К северу от нее образовалась кавказская языковая семья; к югу, в срединной Африке, — семья банту. В Юго-Западной Сибири сформировались языки уральской (финно-угро-самодийской) семьи, распространившиеся позже на север и запад. В районе между Балтийским морем и Средней Азией возникло крупнейшее в мире индоевропейское родство языков, включающее славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индо-арийские, армянский, греческий и албанский языки.
Отношение
к первобытной культуре до сих
пор является неоднозначным. Часто
понятие «первобытная»
2.3. Мифология как явление
Мышление первобытного человека имело свои особенности. Среди них — эмоциональность, антропоморфизм, т.е. уподобление мира человеку, слитность образа вещи с самой вещью (синкретичность), неразличие «я» и «мы», отсутствие осознания своей самобытности (саморефлексии). Центральное место в мировоззрении человека первобытного общества занимали мифы.
Исследователи отмечают множество
трактовок как понятия «
Для первобытного человека мифология являлась выражением и пониманием объективной действительности. Мир мифологии — это деяния: деяния богов, героев и людей. Боги, а точнее мир их бытия, не образуют сверхъестественной реальности. Понятие «сверхъестественное» вообще применительно к мифу как надреальности — бессмысленно.
В
древних типах общества мифология
выполняла регулятивные функции
и выступала главным
Вместе с тем можно говорить и о познавательном значении мифа. Это накопленный эмпирический опыт, который находил свое отражение в мифах. И кроме того, мифологическое знание — это знание ценностное. Оно предстает как знание запретов, норм поведения человека этого общества. Данное знание в своей основе символическое. Оно выражается в мифе в форме художественного образа, который наполнен определенным смыслом, являясь образом-символом.
Вопрос об истине или ложности знаний в самой мифологии не поднимался, так как для этого была необходима рефлексия над знаниями, а она в то время отсутствовала. Восприятие мифологических знаний рождало чувство, что миф — это скорее сама жизнь, нежели объяснительные схемы.
Итак, на ранних стадиях развития общества мифология была единственно возможным универсальным способом постижения мира и синкретически соединяла реалистические знания, художественные образы, религиозные верования, социальные нормы и образцы поведения.
Среди функций мифа выделяют:
• аксиологическую (миф формирует систему оценок, представление о ценностях);
• телеологическую (в мифе дается понимание цели и смысла истории, человеческого существования);
• праксиологическую (миф раскрывается в прогностическом, магическом и творческо-преобразовательном планах);
• коммуникативную;
• познавательную и объяснительную;
• компенсаторную (удовлетворение тех потребностей в воображении, которые, как правило, не осуществимы в жизни).
Древняя культура характеризуется
единством обрядов, ритуалов и мифов.
«Тесная связь и
Самым древним объектом культа, вероятно, был огонь, что связано с его огромной значимостью в жизни древнего человека.
В дальнейшем миф перестает быть универсальным и единственным способом объяснения действительности. Появляются религия, мораль, право и пр. Одни мифологические сюжеты дают начало народному эпосу и сказке, другие входят в содержание религиозных представлений, третьи обыгрываются в искусстве. Однако сам по себе миф не исчезает. Механизмы мифологического сознания воспроизводятся и на последующих этапах истории, особенно на обыденном уровне. Позже предпринимались и предпринимаются попытки рационально истолковать мифы. Софисты, стоики видели в них аллегории, поучения, уподобления. К. Юнг представлял миф как архетип, организующий восприятие людьми внешнего мира. Структуралистская теория мифа, согласно которой миф дает концентрированное, сжатое представление о мире, отражающее структуру бытия, была разработана К. Леви-Строссом. В работах Вяч. Иванова и В. Топорова отражен опыт реконструкции древних балто-славянских и индоевропейских мифов как знаковых систем, для чего ими были использованы методы семиотики. Современные ученые констатируют, что порой мифологическое сознание угадывало раньше и глубже то, что впоследствии доказывала наука, а идеи ряда научных открытий были предвосхищены мифологией.