Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:29, курс лекций
Одним из подходов к изучению общества является культурологический подход. Культурология, занимающаяся его разработкой, конкретизирует представление об обществе вообще, сформированное социальной философией и макросоциологией. Таким образом задается место культурологии в системе гуманитарного знания.
В результате Реформации (XIV—XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве — протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.
6.2. Библия как источник мировой и отечественной культуры
Само слово «Библия» означает «книги» (от греч. biblia, букв. — книги). Библию называют также Священным Писанием, Святым Писанием. Она представляет собой собрание древних текстов, канонизированных в иудаизме и христианстве. Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет стал создаваться по меньшей мере с XIII—XII веков до н.э. по II век н.э. Эта часть Библии признается и иудаизмом, и христианством.
Ветхий Завет включает 50 книг, условно делимых на Пятикнижие (Тора), пророческие (Набиим), исторические (Кетубим) книги и писания. До нас дошли несколько вариантов Ветхозаветного текста: «традиционный» («масоретский») текст на древнееврейском языке (священное писание иудаизма); Септуагинта (перевод Ветхого Завета на греческий язык); самаритянское Пятикнижие; Таргумы — перевод библейских книг на арамейский язык.
Наиболее древний текст
• Я, Господь Бог твой, чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня;
• не сотвори себе кумира;
• не произноси имени Господа Бога твоего всуе;
• помни день субботний;
• почитай отца своего и мать свою;
• не убий;
• не прелюбодействуй;
• не укради;
• не лги;
• не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни раба и рабыни его, … и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.
Во вторую часть Ветхого Завета входят учения великих пророков (книги Иисуса Навина, судей, Царств) и последних, младших (книги Исаии, Иеремии, Иезекииля), а также книги малых пророков Осия, Иолия, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
Писания делятся на три части:
• псалмы, притчи и книги Иова;
• Песнь Песней, книга Руфи, плач Иеремии, Екклесиаст и книга Есфири;
• книга Даниила, книга Ездры, Неемии и Летописи (I и II Паралипоменон).
Закон — это основа богоизбранности еврейского народа; пророки излагают историю этого народа, а Писания знакомят с его духовной жизнью. Среди тем Ветхого Завета — сотворение Богом неба, земли, людей; грехопадение и его последствия, потоп, вавилонское столпотворение, гибель Содома и Гомморы, повествование об Аврааме, Исааке, Каине и Авеле, Иосифе, Иове, царях Давиде и Соломоне и многое другое.
Итак, Пятикнижие было провозглашено законом, регулирующим всю жизнь иудейского общества. К Пятикнижию относятся книги исторического содержания, призванные показать, что фундаментом благоденствия иудейско-израильского общества является монотеизм, т.е. вера в единого Бога, Яхве, тогда как отступления от единоверия ведут к катастрофам и гибели. Наконец, третьей группе книг принадлежат книги назидательного содержания (Притчи Соломона), псалмы — молитвенные песнопения, поэмы философского содержания: о смысле жизни (Книга Екклесиаста), о том, почему страдает праведник (Книга Иова), новеллы псевдоисторического содержания (Книга Есфири, Руфи), сборник любовных песен (Песнь песней Соломона) и т.д.
В православную и католическую Библию входят 11 ветхозаветных книг, не считающихся каноническими.
Новый Завет — часть Библии, почитаемая христианами как Священное Писание. Название — Новый Завет — выражает идею нового договора, завета Бога и людей в противоположность Ветхому Завету. В Новый Завет входят тексты, относящиеся ко второй половине I в. и начала II в. н.э. В Новый Завет входят 27 книг: четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, 21 Послание (Послание Иакова, 2 Послания Петра, 3 Послания Иоанна, Послание Иуды и 14 Посланий Павла) и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). В таком составе Новый Завет почитается всеми христианами. Его содержание раскрывает вероучение христианства. Главная идея Нового Завета — воплощение сына Божьего Иисуса Христа, искупившего своей смертью первородный грех, воскресшего на третий день и вознесшегося на небо. В Новом Завете говорится также об ожидаемом втором пришествии Христа, о проповеднической деятельности и поучениях учеников Иисуса — апостолов. Наиболее ранние книги Нового Завета — отдельные Послания Павла, а также Откровение Иоанна, созданное в 68—69 годах. К концу I-го века относятся Евангелия. Лишь в 363 году на Лаодикейском соборе был утвержден состав Нового Завета, однако дискуссия по этому вопросу продолжалась вплоть до VII-го Вселенского Собора. Не вошедшие в канон тексты были причислены к апокрифам.
На рубеже IV—V веков Иероним перевел Библию на латынь (Вульгата), на славянский язык Библия была переведена Кириллом и Мефодием в IX веке. В середине XIX века появился русский перевод Библии.
Авторство Библии — одна из дискутируемых тем на протяжении долгой истории существования культуры. Известны имена около 40 различных составителей Библии. Среди них: цари Давид и Соломон, ученые и врачи — Исайя и Лука, богословы — Ездра и Павел, сановники — Моисей, Даниил, Неемия; сельские труженики и рыбаки — Амос и Петр, пророки — Иезекииль, Иоиль и другие. Большинство из них жили в разные времена, творили независимо друг от друга. Но в целом текст Библии сохраняет единство своих частей. Можно ставить под сомнение подлинность приводимых авторами фактов, степень достоверности излагаемых событий, но до сих пор люди с верой и благоговением относятся к этой книге.
Библия является одной из самых читаемых книг в мире. Мир Библии обращен к душе человека, к его сокровенным мыслям и чувствам, именно в этом главная ценность этой книги.
Вернемся к Новому Завету. В центре всех его повествований — личность Иисуса Христа. Однако уже в Ветхом Завете имеются многочисленные указания на его предстоящий приход в мир. Но вместе с тем дух, настрой Ветхого Завета совершенно иные, нежели Нового Завета. Это отчетливо проявилось в Нагорной проповеди Христа. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус произносит ее, стоя на горе (отсюда и название):
• Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;
• Блаженны плачущие, ибо они утешатся;
• Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;
• Блаженны алчущие и жаждующие правды, ибо они насытятся;
• Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;
• Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
• Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
• Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное;
• Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5:3-11).
Во второй части Нагорной проповеди изложены основы новозаветной морали в форме их противопоставления ветхозаветному кодексу. «Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую…» (Мф. 5:38-39). Кроме того, заповедуется творить милостыню тайно, не гневаться, любить врагов своих, не клясться, не судить, не вожделеть к женщине, не разводиться, молиться наедине, не собирать сокровищ, не заботиться о завтрашнем дне, о пище и питье, но, прежде всего, искать царствия небесного. Любовь к человеку, к ближнему и дальнему, лежит в основе отношений между людьми в христианстве, а воплощением этой любви считается Иисус Христос. Иисус говорил о себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6). Дав образ истины и жизни, он тем самым дал образ культуры, пути, по которому она должна развиваться. Только такой путь, полагал Христос, приведет человека к высшим ценностям. Речь шла о превознесении совершенства самого человека, о его внутренней свободе.
Примером для подражания всех людей выступил Иисус Христос. Бог сотворил людей по образу и подобию своему, дал им разум, свободную волю и бессмертную душу для того, чтобы познавая Бога и уподобляясь Ему, они становились все лучше и добрее, совершенствовались. Поэтому, с позиции христианства, существование человека на земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Мало познать догматы веры, важно жить по этой вере, т.е. любить Бога и людей, творить добро. Необходимы не только правильная вера, но и жизнь по этой вере. С этих позиций, главное содержание Ветхого Завета состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготавливал их к принятию Его, через постепенные откровения, через святые заповеди, пророчества, молитвы и священнослужение. Главная идея Нового Завета в том, что Бог, действительно, даровал людям обещанного Спасителя. Однако из Библии вовсе не следует вывод о закономерном развитии культуры по пути к совершенству. Будущее не изменится к лучшему, если человек будет безучастен, если он не будет стремиться к самосовершенству.
6.3. Основные направления христианства
Мир христианской культуры имеет общие начала и принципы. Но вместе с тем он не един. Выделяются три основных направления христианства: православие, католицизм и протестантизм.
В 1054 году произошел крупный раскол христианства на восточную (православную) и западную (католическую) церкви. В свою очередь православие существует в качестве самостоятельных (автокефальных) церквей. Например, в настоящее время это Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Румынская, Американская и другие. Вместе с тем для всех этих церквей общим являются вероучение, культ, каноническая деятельность.
Кратко охарактеризуем особенности православного вероучения и культа. Православная церковь трактует по-своему суть догмата о божественной Троице. Бог выступает в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего создан мир: видимый и невидимый. Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра — первую женщину — Еву. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого обретал блаженство. Бог предопределил спасение людей через своего единородного Сына, являющегося вторым лицом Троицы, а в воплощении и вочеловечении — Иисуса Христа. Третьей ипостасью Божественного является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, способность познания и мудрость. Дух Святой исходит от Бога Отца.
Православное вероучение содержит и другие догматы: о происхождении, назначении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о божией благодати. Толкование символа веры составляет основу «Православного катехизиса». Догматика православия не менялась после VII-го Вселенского собора. Семь таинств принимаются православной церковью. Помимо Пасхи православная церковь торжественно отмечает двунадесятые и великие праздники (Рождество Христово, Крещение Господне, Троица, Сретение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим и др).
Католицизм преимущественно распространен в Западной, Юго-Западной и Центральной Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Германия, Австрия и др.), в Латинской Америке и США. Его исповедует часть населения прибалтийских государств, западных областей Украины и Белоруссии.
Католическая
церковь рассматривает в
Для католицизма характерно большое почитание Девы Марии. В 1854 году был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 — догмат о телесном вознесении Богоматери.
Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа на Земле, верховным правителем государства Ватикан является Папа римский, который избирается пожизненно конклавом. В 1870 году был принят догмат, устанавливающий непогрешимость Папы в вопросах веры и нравственности. Через посредство римской курии Папа руководит церковными и мирскими организациями.
Попытки активного приспособления католицизма к современному миру нашли свое отражение в обновленческом движении (аджорнаменто). Многие обряды и богослужение были значительно упрощены, приспособлены к местным условиям. Расширилась сеть духовных центров, разрабатывались методики религиозного воспитания, обновлялись катехизисы. В энцикликах римского папы высказывается позиция католической церкви по многим актуальным вопросам социальной общественной жизни.
В результате Реформации в христианстве возник протестантизм. Недовольство католической церковью, ее роскошью, обширными владениями, наживой на индульгенциях, лицемерием породили потребность в возникновении новой, реформированной церкви. Формирование протестантизма связывают с именами М. Лютера, Т. Мюнцера, У. Цвингли, Ж. Кальвина. Протестантизм объединил различные церковные организации, отколовшиеся от католической церкви. Реформация выступила не против религии и церкви как таковых, а лишь против католической церкви, противопоставляя ей новую церковь, приспособленную к интересам и запросам буржуазии. Протестантизм отрицал верховную власть римского папы, монашество, выступал за упрощение культовой обрядности. Единственным авторитетом веры признавалось Священное писание и право каждого истолковывать его по-своему. Протестанты считали, что в грехопадении человек утратил саму способность совершать добро, в силу этого он не может спастись своими заслугами. Спасение можно получить лишь как божественную благодать.
Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа.
Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в их выборных руководящих органах.
Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление культа, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице, святым, почитание мощей, икон и пр. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения. Большое значение имеет молитва, пение религиозных гимнов. Из всех таинств в протестантских организациях сохранились причастие и крещение.