Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:29, курс лекций
Одним из подходов к изучению общества является культурологический подход. Культурология, занимающаяся его разработкой, конкретизирует представление об обществе вообще, сформированное социальной философией и макросоциологией. Таким образом задается место культурологии в системе гуманитарного знания.
Ситуация осмысления самобытности отечественной культуры, ее несводимости ни к западной, ни к восточной моделям развития усугубилась после Октябрьской революции 1917 года — произошедшие колоссальные изменения требовали анализа и оценки. Вместе с тем жесткая идеологическая монополия, сложившаяся в стране, обусловила достаточно односторонний подход к событиям, буквально переломившим ход развития русской культуры. В результате в стране сложились, с одной стороны, условия развития новых направлений культуры, а с другой — все они были сконцентрированы вокруг коммунистической идеологии. Иные же направления русской культуры на несколько десятилетий переместились в эмиграцию.
Исход из России огромного числа людей (по некоторым данным от 2 до 3-х миллионов) после Октябрьской революции 1917 года стал уникальным явлением в европейской истории; русская диаспора не только смогла на долгие годы избежать культурной ассимиляции, но и внесла свой вклад в отечественную и западную культуры. Философия эмиграции сохранила духовное единство с «материнской» культурой: недаром эмиграция видела свою особую миссию в сохранении и развитии русской культуры, в продолжении ее традиций. С другой стороны, культура зарубежья эволюционировала в результате неизбежного взаимодействия с культурой стран расселения. Обе эти черты — сознательно культивировавшееся сохранение традиций и модернизация не противоречили друг другу прежде всего потому, что основная линия зарубежной русской культуры продолжала тенденции Серебряного века. Культура же Серебряного века имела ярко выраженный синтетический характер — это была восточно-западная или же русско-европейская культура, которая смогла осуществить подлинное единство европейских художественных форм и самобытных творческих заданий.
Представители
эмиграции осуществили
Культура
послеоктябрьского зарубежья
Среди тех событий, которые произошли непосредственно в культурной жизни России после 1917 года, выделяется проведение культурной революции. С одной стороны, культурная революция привела к созданию социалистической системы народного образования и просвещения, способствовавших ликвидации неграмотности, общему подъему культурного уровня населения, открывших доступ народным массам к овладению ценностями культурного наследия, к созданию широкой прослойки интеллигенции, творящей буквально во всех областях науки, искусства, образования. Культура социалистического реализма породила многие шедевры живописи, скульптуры, литературы и т.д.
Но, с другой стороны, развитие культуры находилось под неусыпным оком идеологии. Тот же метод социалистического реализма предполагал изображение жизни в свете идеалов социализма. Соответственно, те формы или проявления культуры, которые не укладывались в социалистическую модель, игнорировались или уничтожались. Гонениям подвергались, например, религиозная культура, светская культура инакомыслящих, культура, ставившая под сомнение некоторые моменты социалистической идеологии. Так, в начале ХХ столетия русское искусство приняло на себя ведущую и влиятельную роль в европейском искусстве авангарда. Однако в результате неодобрения этого направления официальными властями страны Советов эта традиция была пресечена.
Бескомпромиссная борьба с пережитками прошлого приводила порой к тому, что нарушались традиции русской культуры, терялась связь времен.
Последовавшие в конце 80-х — начале 90-х годов в ходе перестройки преобразования привели к появлению новых процессов в культурной жизни России. Россияне получили возможность широкого ознакомления с культурным наследием, созданным мировой цивилизацией. Тем самым была ликвидирована культурная изоляция России. Изменилось и представление россиян о стандартах материальной культуры. Культурная жизнь обрела свою многоцветность, избавившись от диктата идеологии. Но резкое ухудшение экономической ситуации, реальное падение уровня жизни большей части населения привели и к ряду негативных тенденций, так или иначе отразившихся на развитии культуры. Недофинансирование институтов культуры, вовлечение культурных ценностей в сферу коммерческих отношений, отток части интеллигенции за границу, культурная дифференциация социальных групп, социальная незащищенность культурного наследия негативно сказались на культурной жизни страны. Вновь возникла ситуация неопределенности, поиска новых культурных идеалов. Встал вопрос: на какие идеи опираться при построении культуры постсоветского периода (монархические, православные, националистические, преобразованного марксизма и пр.).
Расколотость общества в социальном плане не могла не отразиться и в распаде единства (пусть даже иллюзорного, как это было в советском периоде) культуры.
Еще сильны традиции культуры коммунистического идеала и многие люди являются их носителями. Часть населения ориентирована на идеалы западной культуры и стремятся перестроить российскую культуру по западному образцу. Особую группу составляют те, кто придерживается позиции восстановления аутентичной русской традиции и ратуют за возрождение православия, монархии, в известной степени культуры допетровской Руси. Многих прельщает мысль о возрождении «русской идеи», вера в особую миссию России.
Мировоззренческая неопределенность, эклектизм, шараханье от ярой критики марксизма к массовой религиозности с одновременной верой в оккультные науки, социальную мифологию, магию, затем вновь к повторному ренессансу коммунистической идеологии уже с примесью западничества — таковы вехи современной культурной жизни российского общества. На самом деле иллюзия решающего выбора вряд ли отражает реальные культурные процессы. В действительности, и человек, и страна имеют дело с цепочкой последовательных выборов, которые и определяют последствия, в том числе и в культуре.
Литература
1. Аванесова Г.А., Бабаков В.Г. и др. Морфология культуры. Структура и динамика. — М.,1994.
2. Актуальные проблемы культуры ХХ века. — М., 1993.
3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М., 1994.
4. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М., 1987.
5. Буддизм: история и культура. — М., 1989.
6. Введение в культурологию / Под рук. Е.В. Попова. — М., 1996.
7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. — М., 1995.
8. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. — М., 1999.
9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984.
10. Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996.
11. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. — М.,1990.
12. Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2-х ч. — М., 1994.
13. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М., 1990.
14. Журавский В.А. Христианство и ислам: социокультурные проблемы взаимовлияния. — М., 1989.
15. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.
16. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996.
17. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. — М., 1994.
18. История культуры России. — М., 1993.
19. Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. — М., 1996.
20. Культурология: ХХ век. Антология. — М., 1995.
21. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. — СПб., 1996.
22. Культурология. Теория и история культуры / Рук. В.И. Добрынин. — М.,1996.
23. Лихачев Д.С. Книга беспокойств. — М., 1991.
24. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994.
25. Мамонтов С.П. Основы культурологии. — М., 1996.
26. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М., 1983.
27. Мень А. Культура и духовное восхождение. — М., 1992.
28. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х т. — М., 1993—1995.
29. Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973.
30. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. — М., 1998.
31. Полищук В.И. Культурология. — М., 1998.
32. Пути и миражи русской культуры. — СПб.,1994.
33. Рерих Н.К. Мир через культуру. — М., 1991.
34. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. — М., 1996.
35. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1994.
36. Сноу Ч. Две культуры. — М.,1973.
37. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории культуры. — М., 1994.
38. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. — М., 1993.
Вопросы для самоконтроля
1. Культурология как учебная и научная дисциплина.
2. Многообразие подходов к исследованию культуры.
3. Мыслители античности и средневековья о культуре.
4. Мыслители эпохи Возрождения о культуре.
5. Проблемы культуры в трудах просветителей.
6. Культурологическая мысль в России (до ХХ века).
7. Культурологические концепции западноевропейских мыслителей XIX века.
8. Западноевропейская культурологическая мысль ХХ века.
9. Отечественная (русская) культурологическая мысль ХХ века.
10. Многообразие определений сущности культуры.
11. Сущность культуры. Культура как традиция.
12. Культура как способ реализации творческих возможностей человека.
13. Миф, первобытные формы религии и культура.
14. Становление культуры. Особенности архаичной культуры.
15. Первобытное искусство и культура.
16. Конфуцианско-буддийский тип культуры.
17. Индо-буддийский тип культуры.
18. Исламская культура: картина мира, идея последовательного монотеизма.
19. Христианский тип культуры. Социокультурные предпосылки становления христианства.
20. Ценностные ориентации христианства.
21. Художественная практика христианства.
22. Русская культура: типологическая характеристика.
23. Социально-исторические условия формирования русской культуры.
24. Система ценностей русской культуры.
25. Искусство в системе русской культуры.
26. Актуальные проблемы современной культуры.
27. Современная российская социокультурная ситуация.
28. Многообразие и взаимодействие культур.
29. Культура и личность.
30. Социальные функции культуры.
31. Культура и идеология.
32. Художественная культура: сущность, структура, функции.
33. Понятия прогресса и регресса в культуре.
34. Роль преемственности в культуре. Традиции и новаторство.
35. Постмодернизм и культура.