Культура как предмет культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:29, курс лекций

Краткое описание

Одним из подходов к изучению общества является культурологический подход. Культурология, занимающаяся его разработкой, конкретизирует представление об обществе вообще, сформированное социальной философией и макросоциологией. Таким образом задается место культурологии в системе гуманитарного знания.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

В XVII веке было предпринято и дальнейшее укрепление церковной организации. Реформа Никона преследовала цель доказать ортодоксальность русской православной церкви, канонизировать культовую сторону православия. Вместе с тем он хотел утвердить приоритет духовной власти над светской. Однако Поместный собор осудил патриарха Никона и признал подчинение церкви царской власти. Реформы Никона привели к внутрицерковному расколу.

 

 

7.2. Петровская эпоха. Культура  России XVIII века

Конец XVII-го — первая четверть XVIII века — эпоха петровских преобразований и реформ. Радикальные реформы правительственных учреждений, армии и флота, строительство новой столицы, реорганизация общественной жизни всех сословий — все это оказало большое влияние на культуру. В соответствии с потребностями времени получили мощный импульс архитектура и театр, литература и живопись, проповедничество и музыка. Пропаганда нового мироотношения требовала масштабных форм идеологического воздействия. Эту задачу решали триумфальные массовые празднества — «всенародные торжествования», посвященные победам русского оружия и другим знаменательным событиям государственной жизни.

Сложность и многозначность аллегорических композиций, барочный динамизм отличают искусство петровского времени. Вместе с тем все отчетливее проявляются черты иного стиля — рабочая деловитость, напряженный и организованный ритм строительства государства, рациональность и простота. Это проявилось в «голландских» постройках Петербурга, в реалистичности живописных портретов И. Никитина и А. Матвеева, в литературных жанрах, тяготеющих к документальности.

Взаимодействие  стилевых потоков в русской культуре петровского времени было на редкость противоречивым. Ясно прослеживалась тенденция определить «правила», регламентировать формы общественной жизни. Эта тенденция являлась основополагающей в «Духовном регламенте». Здесь утверждалась внесословная ценность человека, важнейшее качество которого — верность гражданскому долгу.

Особенностью  культурного развития России в первой четверти XVIII века стала демократизация общественно-политической и научно-теоретической мысли. В обсуждение проблем государственного строительства вовлекаются представители различных слоев общества. Уникален документ эпохи — «Книга о скудости и богатстве…», написанная «землепашцем» Иваном Посошковым. Автор отстаивает принцип справедливого государственного устроения на основе равенства всех сословий перед законом.

До XVIII века эталоном считалась византийская культура. Петр I предопределил западноевропейскую ориентацию русской культуры. Но и восточная, и западная ориентации русской культуры носили искусственный характер и препятствовали созреванию своего, самобытного культурного образа.

Со  смертью Петра I в России миновало время стремительных преобразований. Однако процессы формирования новой культуры и просветительского мировоззрения продолжали развиваться и в условиях неустойчивости правительственной власти, борьбы в верхах между родовитым боярством и теми, кто выдвинулся в петровскую эпоху благодаря своим личным качествам, в условиях распрей между консерваторами и сторонниками новых форм общественной жизни. В этой связи нельзя не отметить деятельность просветителей, которых Ф. Прокопович назвал «ученой дружиной». Будучи деистами, они признавали самостоятельность и самоценность земных законов, управляющих нравственной природой людей и их отношениями в обществе (Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев и др.). Так, просветительскую мысль Прокоповича о единстве физической и духовной природы человека, о возможностях разума и свободной воли Кантемир дополнил утверждением о познавательных способностях чувства, творческой фантазии. Идеи Просвещения развивал В. Татищев.

Говоря  об общественной мысли того времени, нельзя не упомянуть о трудах Г. Теплова, В. Тредиаковского, А. Сумарокова, Я. Козельского, Н. Новикова и, конечно же, М. Ломоносова. Ломоносов — выдающийся ученый, поэт, художник и философ. Его работы содержат первоначальный итог накопленных предшественниками и современниками наблюдений. Первым из русских просветителей Ломоносов назвал критерием ценности научного и художественного творчества «народную пользу». Ломоносов мыслил историю национальной культуры как единый процесс, в котором новое питается старым, отчетливо ощущая преемственность культуры Нового времени, ее связь с традициями Древней Руси.

Проблема  национального характера и его  отражение в искусстве оказалась  своеобразным итогом развития просветительской мысли.

Правление Екатерины II оставило заметный след в  истории России. Ее политика «просвещенного абсолютизма» предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Стремление соответствовать этому образцу не помешало Екатерине усилить крепостной гнет и распространить его на новые земли. Крепостное право было незыблемым фундаментом дворянских представлений об обществе и справедливости.

Ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма» явился созыв Екатериной II Уложенной комиссии для кодификации  законов, вступивших в силу после  Соборного уложения 1649 года.

При Екатерине II была предпринята попытка заняться развитием просвещения народа. Система народного образования была заимствована ею из Австрии, а воплощать данную систему был приглашен в Россию Ф. Янкович. Янкович перевел на русский язык различные уставы и инструкции учителям, а также издал учебники: «Российский букварь», «Сокращенный катехизис», «Руководство к арифметике» и другие.

В 1795 году открывается государственная  общедоступная библиотека — Императорская публичная библиотека (первая была открыта еще Петром I в 1714 году).

В 1765 году возникло первое русское научное  общество — Вольное экономическое общество, способствовавшее разработке научных основ агрономии, усовершенствованию и созданию сельскохозяйственных орудий.

В 1783 году, по совету княгини Дашковой, была основана Российская академия.

В области отправления религиозных  обрядов и вероисповедания при  Екатерине II произошли значительные перемены, предоставляющие большую  свободу для различных религий.

На  церковное искусство и музыку очень сильно оказывал влияние Запад. Соборы и церкви, построенные в XVIII веке, совсем непохожи на древнерусские храмы.

Французская буржуазная революция 1789 года нашла  самый широкий отклик у российской общественности и во многом определила атмосферу духовной жизни России. Передовая общественная мысль все более решительно протестует против крепостничества во всех его проявлениях. Эти мотивы были свойственны творчеству А. Радищева.

Само  просветительство в России породило два основных художественных метода: интеллектуальный, представленный классицизмом, и сентиментальный. Ранний сентиментализм оказывал большое влияние на творчество культом пасторальных мотивов, идеей бегства в природу, воспеванием простых человеческих чувств, далеких от дидактической патетики классицизма.

«От Карамзина и Радищева идут два направления русской культурологической мысли. Одно из них, исходящее от Карамзина, ищет решения проблем исторического развития России через философско-эстетическое познание национального искусства. Оно получает особое значение в русской культуре 20-х годов XIX столетия»*. Другое направление, следуя Радищеву, ищет путей познания национального искусства как социального явления. Это направление проявилось в литературной деятельности декабристов и в демократической мысли 30—40 годов XIX века.

Видным  представителем русского сентиментализма  был И. Дмитриев, сильно повлиявший на творчество Жуковского, Батюшкова. Большую роль в литературе XVIII века сыграли сочинения Г. Державина, Д. Фонвизина. Из других видов искусства  развиваются опера, театр, портретная живопись. Русская архитектура развертывается в системе общеевропейских художественных стилей. С начала XVIII века распространяется барокко, а 1760—1770-е годы ознаменованы переходом к классицизму.

 

7.3. Культура России XIX века

Поскольку этой теме посвящена обширная литература, перечислим лишь ряд моментов, характеризующих русскую культуру в данный период. Большую роль в  философии, литературе играет обращение  мыслителей к социальной проблематике. Во многих работах того времени даются «рецепты» переделки общества, предлагаются модели будущего развития страны. Указанная особенность во многом была связана со спецификой исторического пути России, который не укладывался ни в западную, ни в восточную схемы смены формаций, эпох. Социально-экономический строй России представлял собой своеобразное соединение элементов восточных, западных и собственных самобытных культур. Россия явно отставала в развитии цивилизации, быта, права от Западной Европы. Все это не могло не поставить перед русской интеллигенцией вопросы о том, каким путем должна пойти Россия в своем развитии, какие социальные преобразования необходимы, чтобы переделать «гнусную российскую действительность» (В. Белинский), к какому будущему должна стремиться Россия. Нет истории, которая так бы заботилась о завтрашнем дне, как русская, метко определил Г. Шпет.

Русская мысль в известной мере утопична, устремлена в будущее, она  ищет место России в этом вселенском будущем. Н. Бердяев писал: «Даже  русский романтизм стремился не к отрешенности, а к лучшей действительности»*. Проекты социальных преобразований предлагались самые разные: от страстных призывов к народной революции и социалистическому переустройству общества до религиозных утопий всеобщего братства и христианской любви, поражавших своей нравственной чистотой и красотой.

Еще одной отличительной особенностью культуры России XIX века можно считать  «народопоклонство». Русской интеллигенции  всегда было свойственно болезненное  ощущение «долга перед народом». Эта  интеллигенция, по оценке Бердяева, «противополагала» себя народу, чувствовала свою вину перед ним и хотела служить ему. Тема «интеллигенция и народ» — чисто русская тема, малопонятная Западу.

Русская культура проникнута этицизмом. Р. Люксембург обоснованно назвала русскую литературу «учительной». Для русских мыслителей творчество часто приобретает характер нравственной проповеди. Ярким примером тут могут быть сочинения Л. Толстого, который не только свою философию строил, пытаясь дать теоретическое обоснование моральным нормам, но и фабулу своих художественных произведений ставил в зависимость от воспитательной функции искусства. Очевидно, что для русских мыслителей, если они и не писали специальных сочинений по этике, нравственная точка отсчета была основной, даже при построении картины мира или учения о познании: мир открывается лишь нравственно целостной, духовной личности.

Борьба  западничества и славянофильства  красной нитью проходит в духовной жизни русского общества. Историческая судьба России опровергает схемы, устанавливающие жесткие границы культурно-исторических ареалов Запада и Востока. Как уже отмечалось, евразийское положение страны приобрело символическое значение для национального самосознания. Полемика западников и славянофилов стала постоянной детерминантой развития русской культуры. Это были два взаимно предполагавшие друг друга полюса русской культуры.

Эпоха декабризма качественно повлияла на сам характер развития русской культуры, придала ей особые черты гражданственности  и политического вольнолюбия, которые нашли наиболее яркое выражение в произведениях писателей-декабристов и А. Пушкина.

Творчество  Пушкина является целой эпохой в  истории отечественной культуры, с которой начинается ее «золотой век». Достоевский, говоря о творчестве Пушкина, отметил гуманизм его произведений, всемирность и всечеловечность его гения. Благодаря Пушкину наша культура влилась в общеевропейскую и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание им русского литературного языка. Пушкин явился основоположником русской литературы и его творчество оказало огромное влияние на весь ход ее дальнейшего развития.

Русская культура XIX века изобилует примерами  синтеза различных форм культуры, образующих своеобразные комплексы. О  тончайшей пронизанности почти всей русской литературы и всего искусства философской проблематикой и беспокойством говорили очень многие русские мыслители. В России в конце XVIII — начале XIX века происходит становление целостной общности философии и художественной культуры. В русской истории XIX век — это период неимоверно интенсивного развития самосознания общества, который отличался стремлением философски осмыслить все явления действительности. Философия стала неотъемлемой частью духовной жизни русского общества того времени, вошла в плоть и кровь его культуры.

Особенно  характерен в данном смысле «серебряный  век» отечественной культуры, так  называемый русский религиозно-философский  ренессанс второй половины XIX — начала XX века. Даже поиск социального идеала в рамках философии истории часто принимал эстетизированный характер. Особенно очевидно «родство» философских идей и художественного творчества проявилось в поэзии русского символизма. А. Белый, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Блок неразрывно сплели в своих стихах философскую идею и художественную форму. Недаром даже известные стихи Блока о Прекрасной Даме содержали философскую идею, являясь не столько любовной лирикой, сколько рассуждениями о Софии-мудрости — центральном понятии религиозной философии того времени.

Сам православный характер христианства в  России предполагал тесное взаимопроникновение  религиозных и философских проблем. Не зря православие считают «духовной» формой христианства в отличие от политизированного католицизма. Внимание к проблемам внутреннего самосовершенствования, духовности было во многом следствием политической слабости русской православной церкви всегда сильно зависившей от государства. Это привело к тому, что в православном богословии была достаточно развита философская мысль, и многие вопросы, поставленные в нем (о свободе человека, его нравственной природе и смысле жизни, о соотношении рационального знания и веры), дали толчок развитию и светской философии.

Перечисленные характеристики не исчерпывают всей полноты русской культурной традиции XIX века. Но даже рассмотренные черты говорят о наличии национальной специфики культуры того периода, отражающей конкретные исторические судьбы и духовный опыт народов и преломляющей в себе особенности национального характера. Поэтому культуре нашей многонациональной страны всегда были свойственны своеобразный диалог различных традиций, причудливое переплетение разнородных идей и школ.

 

 

7.4. Советский период развития  культуры России. 
Современная социокультурная ситуация в России

Информация о работе Культура как предмет культурологии