Опросный метод как способ изучения проблем занятости молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение опросного метода как способа изучения проблем занятости молодежи.

Цель исследования определила следующие задачи:
ознакомиться со спецификой изучения проблем занятости молодежи как объекта социологического исследования;
рассмотреть определение метода опроса, его достоинства и недостатки;
ознакомиться с основными видами метода опроса;
изучить специфику ранее проведенных исследований по изучению проблем занятости молодежи;
составить программу социологического исследования на тему: «Работа в жизни студента МИФУБа».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОПРОС КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………..……………………………..……….…………….........5

1.1. Сущность метода опроса …………………………….……....…….........5

1.2. Виды опросов ……....…………………….................................................7

ГЛАВА 2. МЕТОД ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………..………...12

2.1. Опыт изучения проблем занятости молодежи …………………….....12

2.2. Специфика изучения проблем занятости молодежи…………….........17

2.3. Программа социологического исследования: «Работа в жизни студента Международного Института Финансов, Управления и Бизнеса»……20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…...…34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………............36

Файлы: 1 файл

Изучение занятости молодежи.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОПРОС  КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………..……………………………..……….…………….........5

     1.1. Сущность метода опроса …………………………….……....…….........5

     1.2. Виды опросов ……....…………………….................................................7

     ГЛАВА  2. МЕТОД ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ   МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………..………...12

     2.1. Опыт изучения проблем занятости  молодежи …………………….....12

     2.2. Специфика изучения проблем занятости  молодежи…………….........17

     2.3. Программа социологического исследования: «Работа в жизни     студента  Международного Института Финансов, Управления и Бизнеса»……20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…...…34

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………............36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 
 

     Проблема  становления молодого поколения, его  включения в социально-экономические  процессы, происходящие в стране, является одной из основных в системе проблем, затрагиваемых исследователями. В  очень непродолжительный период времени в российском обществе произошли глобальные перемены, при этом возросла острота, масштабность и значимость проблем отдельных категорий населения и, в частности, молодежи. Молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет образовали новую структуру поколений и интересов, ориентации и ценностей.

      Молодые люди сегодня во многом определяют политические, экономические и социальные структуры общества. Готовность молодежи к производительному труду является жизненно важной составляющей успешного экономического развития страны в будущем. Поэтому занятость молодежи должна рассматриваться в качестве важнейшего направления государственной политики занятости населения.

      При  изучении проблем занятости молодежи мы должны опираться на предшествующий опыт других исследователей. Относится  к исследованию, таких проблем мы должны  со всей серьезностью,  ведь  наши результаты  повлияют во многом на политику, экономику и другие сферы общественной жизни.

       В рамках данной курсовой работы рассматривается  применение метода опроса в изучении проблем занятости молодежи.

       Цель  данной курсовой работы – рассмотрение опросного метода как способа изучения  проблем занятости молодежи.

       Цель  исследования определила следующие  задачи:

    1. ознакомиться со спецификой изучения проблем занятости молодежи как объекта социологического исследования;
    2. рассмотреть определение метода опроса, его достоинства и недостатки;
  1. ознакомиться с основными видами метода опроса;
    1. изучить специфику ранее проведенных исследований по изучению проблем занятости молодежи;
    2. составить программу социологического исследования на тему: «Работа в жизни студента МИФУБа».

       Объект  исследования – опрос как метод социологического исследования.

         Предметом исследования является применение метода опроса в изучении проблем занятости молодежи.

       При написании данной работы были использованы труды таких  исследователей: Антонов Е. В. «Социологические аспекты управления процессами занятости молодежи в регионе», Герчиков В.И. «Феномен работающего студента», Романец И.В. «Молодежная занятость и региональная молодежная политика», Селиванова О. «Занятость молодежи – стратегическая проблема»,  Чукреев, Е.П. «Устойчивое развитие и рынок труда: оптимизация взаимообусловленных процессов» и др., а так же следующие научные журналы: «Социологические исследования», «Вестник Московского университета», «Регионология», «Служба кадров и персонал», «Педогогика», «Человек и труд».

       Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе освящены вопросы, касающиеся рассмотрения понятия социологического опроса, а также видов метода опроса.  Во второй главе рассмотрен опыт предшествующих социологических исследований, касающихся проблем занятости молодежи, а так же специфика изучения данной темы, и предоставление собственной программы социологического исследования. 
 
 
 
 

       ГЛАВА 1. ОПРОС КАК МЕТОД  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 

     Во  всех отраслях знания, где для получения  информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями метода опроса. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей – с другой.  
 
 

    1. Сущность  метода опроса
 

     Опрос является незаменимым и эффективным способом получения социологической информации.

       Социологический опрос – это метод получения  первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы [8, c. 151].

         В учебнике Г.Е. Зборовского  опрос трактуется, как форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов [8, c. 152].

       Таково  существенное достоинство метода опроса. При том он требует меньших материальных затрат, чем социологическое наблюдение и эксперимент.

       Этим  методом можно пользоваться в  отношении практически любых  слоев населения. Чтобы использование  опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий опроса отличает социолога-профессионала от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов [25].

       Метод опроса используется в двух типах  ситуаций: а) когда опрашиваемые являются уникальным источником информации (это могут быть данные о потребностях, интересах, мнениях, оценках, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д.); б) когда информация поступает не только от респондентов, но и из других источников (социологическое наблюдение, эксперимент, изучение документов).

       На  качество информации, получаемой в  ходе опроса, влияют по меньшей мере две группы факторов. Одна из них связана с личностью респондентов, другая - с деятельностью исследователей. Говоря о первой группе факторов, нужно назвать среди них: способность понять мотивы своих поступков; защитные механизмы психики; уровень образования, культуры; свойства памяти; установки по отношению к теме опроса. Характеризуя факторы второй группы, отметим: качество опросного листа; порядок вопросов в нем; ситуацию опроса (неудачное время и место, присутствие третьих лиц, несоблюдение анонимности, плохая организация и др.); внешний вид исследователя, его профессиональное поведение [23, c. 234].

       С учетом сказанного сформулируем некоторые  требования и правила проведения опроса. Так, респондент должен: знать, кто и зачем его спрашивает; быть заинтересованным в опросе; быть незаинтересованным в выдаче ложной информации; однозначно понимать содержание вопросов. Исследователь должен: предлагать систему вопросов, оптимальную для решения исследовательских задач; в процессе опроса вести себя нейтрально, не демонстрировать свое отношение ни к вопросам, ни к ответам [18, c. 917].

       В целом опросные методы обладают рядом  существенных достоинств:

  1. позволяют достаточно быстро получить большой массив наблюдений, причем каждый индивидуальный «случай» (отдельное наблюдение) описывается с помощью целого набора теоретически релевантных переменных – признаков;
  2. стоимость выборочного опроса оказывается сравнительно небольшой, если принять во внимание объем получаемой информации;
  3. использование стандартных опросных процедур и однородных количественных показателей при соблюдении определенных условий позволяет не только проверять гипотезы о причинных зависимостях, но и проводить вторичный и сравнительный анализ результатов [7, c. 115].

       Главный недостаток опросного метода состоит  в том, что данные, полученные с  помощью опроса, выражают субъективное мнение респондентов, поэтому их нельзя абсолютизировать, а обязательно нужно проверить информацией объективного характера, добытой иными методами [23, c. 229].

       Итак, можно сказать, что опрос –  универсальный метод, который выступает источником знаний о внутренних побуждениях людей и одновременно о событиях прошлого и настоящего. Он имеет ряд преимуществ и используется социологической наукой для изучения широкого спектра проблем. Опросные методы весьма разнообразны. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику. Подробнее достоинства и недостатки каждого из видов опроса будут рассмотрены в следующем пункте. 
 

       1.2. Виды Опросов 
 

       Метод опроса отличается большим разнообразием  видов (разновидностей). Среди них можно выделить: анкетирование, интервьюирование, социометрический, почтовый, телефонный, интернет-опрос, прессовый, экспертный, телевизионный, экспресс-опрос и др. Остановимся подробнее на некоторых видах опроса.

       Рассмотрим  подробнее  два наиболее важных для нас вида опроса: анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию [22, с. 36].

       Анкетирование - это письменный опрос, при котором  общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью. В короткий срок при небольшом числе анкетеров можно опросить большие совокупности людей. При этом подготовка анкетеров не требует значительных временных и финансовых затрат [18, c. 918].

       Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой в 15 - 20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет. Индивидуальное анкетирование - это способ проведения опроса «один на один» с анкетером. У человека есть возможность в этом случае спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей [8, c. 154].

       Важная составляющая часть анкетирования является социологическая анкета,  объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах [23, c. 231]. Выступая основным инструментом в социологическом опросе, анкета служит для сбора первичной социологической информации. Она является самым распространенным измерительным средством, от качества которого зависит интерпретация полученных данных.

       Анкета  имеет строгую структуру и  включает несколько элементов: титульный лист, вводную, основную, заключительную части. Титульный лист содержит: название организации, проводящей исследование; название анкеты; год исследования, регион (город), где проводится опрос.

       Анкету  можно разделить на три части:

    1. Вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты, приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.
    2. Основная часть анкеты. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета преследует несколько задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов.
    3. Паспортичка – выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключение выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты [8, c. 155].

Информация о работе Опросный метод как способ изучения проблем занятости молодежи