Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение опросного метода как способа изучения проблем занятости молодежи.
Цель исследования определила следующие задачи:
ознакомиться со спецификой изучения проблем занятости молодежи как объекта социологического исследования;
рассмотреть определение метода опроса, его достоинства и недостатки;
ознакомиться с основными видами метода опроса;
изучить специфику ранее проведенных исследований по изучению проблем занятости молодежи;
составить программу социологического исследования на тему: «Работа в жизни студента МИФУБа».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОПРОС КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………..……………………………..……….…………….........5
1.1. Сущность метода опроса …………………………….……....…….........5
1.2. Виды опросов ……....…………………….................................................7
ГЛАВА 2. МЕТОД ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………..………...12
2.1. Опыт изучения проблем занятости молодежи …………………….....12
2.2. Специфика изучения проблем занятости молодежи…………….........17
2.3. Программа социологического исследования: «Работа в жизни студента Международного Института Финансов, Управления и Бизнеса»……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…...…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………............36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОПРОС
КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………..……………………………..
1.1.
Сущность метода опроса …………………
1.2.
Виды опросов ……....……………………...
ГЛАВА 2.
МЕТОД ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ
МОЛОДЕЖИ…………………………………………………………
2.1.
Опыт изучения проблем
2.2.
Специфика изучения проблем
2.3.
Программа социологического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
становления молодого поколения, его
включения в социально-
Молодые люди сегодня во многом определяют политические, экономические и социальные структуры общества. Готовность молодежи к производительному труду является жизненно важной составляющей успешного экономического развития страны в будущем. Поэтому занятость молодежи должна рассматриваться в качестве важнейшего направления государственной политики занятости населения.
При изучении проблем занятости молодежи мы должны опираться на предшествующий опыт других исследователей. Относится к исследованию, таких проблем мы должны со всей серьезностью, ведь наши результаты повлияют во многом на политику, экономику и другие сферы общественной жизни.
В рамках данной курсовой работы рассматривается применение метода опроса в изучении проблем занятости молодежи.
Цель данной курсовой работы – рассмотрение опросного метода как способа изучения проблем занятости молодежи.
Цель исследования определила следующие задачи:
Объект исследования – опрос как метод социологического исследования.
Предметом исследования является применение метода опроса в изучении проблем занятости молодежи.
При написании данной работы были использованы труды таких исследователей: Антонов Е. В. «Социологические аспекты управления процессами занятости молодежи в регионе», Герчиков В.И. «Феномен работающего студента», Романец И.В. «Молодежная занятость и региональная молодежная политика», Селиванова О. «Занятость молодежи – стратегическая проблема», Чукреев, Е.П. «Устойчивое развитие и рынок труда: оптимизация взаимообусловленных процессов» и др., а так же следующие научные журналы: «Социологические исследования», «Вестник Московского университета», «Регионология», «Служба кадров и персонал», «Педогогика», «Человек и труд».
Структура
работы. Работа состоит из введения,
двух глав и заключения. В первой главе
освящены вопросы, касающиеся рассмотрения
понятия социологического опроса, а также
видов метода опроса. Во второй главе
рассмотрен опыт предшествующих социологических
исследований, касающихся проблем занятости
молодежи, а так же специфика изучения
данной темы, и предоставление собственной
программы социологического исследования.
ГЛАВА
1. ОПРОС КАК МЕТОД
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Во
всех отраслях знания, где для получения
информации исследователь обращается
к человеку с вопросами, он имеет дело
с различными модификациями метода опроса.
Благодаря опросу можно получить информацию
как о социальных фактах, событиях, так
и о мнениях и оценках людей. Другими словами,
это информация об объективных явлениях
и процессах, с одной стороны, и о субъективном
состоянии людей – с другой.
Опрос является незаменимым и эффективным способом получения социологической информации.
Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы [8, c. 151].
В учебнике Г.Е. Зборовского опрос трактуется, как форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов [8, c. 152].
Таково существенное достоинство метода опроса. При том он требует меньших материальных затрат, чем социологическое наблюдение и эксперимент.
Этим методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий опроса отличает социолога-профессионала от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов [25].
Метод опроса используется в двух типах ситуаций: а) когда опрашиваемые являются уникальным источником информации (это могут быть данные о потребностях, интересах, мнениях, оценках, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д.); б) когда информация поступает не только от респондентов, но и из других источников (социологическое наблюдение, эксперимент, изучение документов).
На качество информации, получаемой в ходе опроса, влияют по меньшей мере две группы факторов. Одна из них связана с личностью респондентов, другая - с деятельностью исследователей. Говоря о первой группе факторов, нужно назвать среди них: способность понять мотивы своих поступков; защитные механизмы психики; уровень образования, культуры; свойства памяти; установки по отношению к теме опроса. Характеризуя факторы второй группы, отметим: качество опросного листа; порядок вопросов в нем; ситуацию опроса (неудачное время и место, присутствие третьих лиц, несоблюдение анонимности, плохая организация и др.); внешний вид исследователя, его профессиональное поведение [23, c. 234].
С учетом сказанного сформулируем некоторые требования и правила проведения опроса. Так, респондент должен: знать, кто и зачем его спрашивает; быть заинтересованным в опросе; быть незаинтересованным в выдаче ложной информации; однозначно понимать содержание вопросов. Исследователь должен: предлагать систему вопросов, оптимальную для решения исследовательских задач; в процессе опроса вести себя нейтрально, не демонстрировать свое отношение ни к вопросам, ни к ответам [18, c. 917].
В целом опросные методы обладают рядом существенных достоинств:
Главный недостаток опросного метода состоит в том, что данные, полученные с помощью опроса, выражают субъективное мнение респондентов, поэтому их нельзя абсолютизировать, а обязательно нужно проверить информацией объективного характера, добытой иными методами [23, c. 229].
Итак,
можно сказать, что опрос –
универсальный метод, который выступает
источником знаний о внутренних побуждениях
людей и одновременно о событиях прошлого
и настоящего. Он имеет ряд преимуществ
и используется социологической наукой
для изучения широкого спектра проблем.
Опросные методы весьма разнообразны.
Каждая из разновидностей опросов имеет
свою специфику. Подробнее достоинства
и недостатки каждого из видов опроса
будут рассмотрены в следующем пункте.
1.2.
Виды Опросов
Метод опроса отличается большим разнообразием видов (разновидностей). Среди них можно выделить: анкетирование, интервьюирование, социометрический, почтовый, телефонный, интернет-опрос, прессовый, экспертный, телевизионный, экспресс-опрос и др. Остановимся подробнее на некоторых видах опроса.
Рассмотрим подробнее два наиболее важных для нас вида опроса: анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию [22, с. 36].
Анкетирование - это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью. В короткий срок при небольшом числе анкетеров можно опросить большие совокупности людей. При этом подготовка анкетеров не требует значительных временных и финансовых затрат [18, c. 918].
Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой в 15 - 20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет. Индивидуальное анкетирование - это способ проведения опроса «один на один» с анкетером. У человека есть возможность в этом случае спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей [8, c. 154].
Важная составляющая часть анкетирования является социологическая анкета, объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах [23, c. 231]. Выступая основным инструментом в социологическом опросе, анкета служит для сбора первичной социологической информации. Она является самым распространенным измерительным средством, от качества которого зависит интерпретация полученных данных.
Анкета имеет строгую структуру и включает несколько элементов: титульный лист, вводную, основную, заключительную части. Титульный лист содержит: название организации, проводящей исследование; название анкеты; год исследования, регион (город), где проводится опрос.
Анкету можно разделить на три части:
Информация о работе Опросный метод как способ изучения проблем занятости молодежи