Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение опросного метода как способа изучения проблем занятости молодежи.
Цель исследования определила следующие задачи:
ознакомиться со спецификой изучения проблем занятости молодежи как объекта социологического исследования;
рассмотреть определение метода опроса, его достоинства и недостатки;
ознакомиться с основными видами метода опроса;
изучить специфику ранее проведенных исследований по изучению проблем занятости молодежи;
составить программу социологического исследования на тему: «Работа в жизни студента МИФУБа».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОПРОС КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………..……………………………..……….…………….........5
1.1. Сущность метода опроса …………………………….……....…….........5
1.2. Виды опросов ……....…………………….................................................7
ГЛАВА 2. МЕТОД ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………..………...12
2.1. Опыт изучения проблем занятости молодежи …………………….....12
2.2. Специфика изучения проблем занятости молодежи…………….........17
2.3. Программа социологического исследования: «Работа в жизни студента Международного Института Финансов, Управления и Бизнеса»……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…...…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………............36
Как показывают результаты опроса, различия в доходах определяют приоритетность источников информации при поиске работы молодежью. Так, наиболее приоритетное значение отдается знакомым, как источнику информации при поиске работы, более ориентируются на их помощь малообеспеченные и среднеобеспеченные молодые люди (37,4 и 42,0%), менее высокообеспеченные (27,2%). Ищущие работу высокообеспеченные молодые люди лучше адаптированы к изменяющейся ситуации на рынке труда и отдают более приоритетное значение формализованным информационным источникам и прежде всего службе занятости (19,6%), чем респонденты из других доходных групп. Существенное значение в подобном поведении имеет более высокий социальный статус, более независимое материальное положение. Молодые безработные из мало- и высокодоходных групп практически равно оценивают роль родителей в распределении источников информации о вакантных местах (22,4 % и 21,7%) [20, c. 36].
К сожалению, современное законодательство не рассматривает молодежь как отдельную социальную группу, а это необходимо для усиления социальной защиты и повышения уровня профессиональной подготовки в условиях рыночных отношений.
Метод
опроса широко распространен в изучении
занятости молодежи. Его применение
позволяет получать данные, касающихся
трудовых установок молодежи, профессиональных
ориентаций, направление работы, сферы
производства, в которых занята молодежь,
в целях выработки механизмов помощи и
поддержки молодежи со стороны государства.
2.2.
Специфика изучения
проблем занятости
молодежи
Молодёжь является той частью общества, которая максимально восприимчива к изменениям, происходящим в обществе. Она определяет перспективы его развития и функционирования. Изучение процессов, происходящих в молодёжной среде, приобретают особую актуальность.
Исследование проблем молодёжи интересны, они дают новые знания о социальных интересах, установках, потребностях, жизненных перспективах молодёжи. Исследования молодёжных проблем имеют большое поле практического применения: при принятии решений в области государственной молодежной политики, программ социального развития и регуляции социального поведения молодёжи.
Социологические исследования молодежных проблем в современных условиях постоянно преобразуется из собственно академических исследований в практическое изучение проблем молодежи [24].
Определенный
вклад в расширение исследований,
осуществление
Для аналитического обзора исследований по проблемам занятости российской молодежи нами был изучен ряд источников. В процессе поиска найдено значительное количество исследований, но для анализа и сравнения были выбраны те, которые проводились с 2000 года и содержали следующую информацию: тема, где и кем проведено исследование, какая выборка (сколько человек, пол, возраст), какие методы использовались и какого характера исследование.
Тематика исследований имеет разнообразную направленность. Но для нас была важна только одна тема: поведение молодежи на рынке труда (отношение молодежи к труду, проблемы трудовой занятости молодежи, специфика положения молодежи на рынке труда, профессиональные ориентации, работающие студенты).
Социологические исследования по данной тематике проводились в таких городах как: г. Екатеринбург, г. Иркутск, г. Мурманске, г. Набережные челны, г. Пермь, г. Санкт-Петербург, г. Саратов, г. Тольятти, Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях.
В
проведенных исследованиях
Исследования можно классифицировать по выборочной совокупности: на массовые (от 500 человек) и небольшие целевые (до 500 человек).
Небольшие
целевые исследования являются пилотажными
и носят описательно-
Использовались
выборки (трехступенчатая
Изучение
проблем молодежи носит описательно-
Эта тема, как занятость молодежи очень сложная, и требуют серьезного и тщательного изучения. Необходимо не только изучить данную проблему, но также обобщить и систематизировать весь материал. А для того чтобы в будущем другие исследователи могли изучать эту проблему, нужно распространять положительный опыт.
2.3.
Программа социологического
исследования: «Работа
в жизни студента Международного
Института Финансов,
Управления и Бизнеса»
Живя в условиях формированиях рыночной экономики в Российском обществе, мы можем отметить существенные изменения в динамике общественных отношений во всех сферах жизни общества. Значительные изменения коснулись и сферы занятости молодежи.
На сегодняшний день проблема трудовой деятельности молодежи получает все большее развитие – в основном потому, что общество в целом и каждый работодатель в частности, желает направить поток молодежи, большая часть которой на сегодняшний день являются специалистами в какой-либо области, в нужное ему русло [4, с. 88]. Так как социологическое исследование сегодня имеет достаточно большой вес, то с помощью его результатов можно не только узнать ситуацию на рынке труда, но и изменить ее. Тем более такое исследование показывает «популярность» той, или иной сферы деятельности, а так же востребовано как в данной сфере – как элемент привлечения рабочей силы, так и в конкурирующих сферах и организациях – как источник анализа рынка труда и факторов, привлекающих рабочую силу к конкурентам.
На этом фоне довольно странным является то, что подобные исследования проводятся в основном по проблемам популярности той, или иной сферы деятельности, и очень мало – по проблемам трудовых ценностей – аспектов трудовой деятельности, являющихся в той или иной степени значимыми для молодежи, а именно для учащийся молодежи.
Феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. Если раньше для подавляющего большинства студентов вузов постоянная оплачиваемая работа не была жизненной необходимостью, то в настоящее время ситуация обратная.
Актуальность этого исследования в том, что сегодня все нуждаются в средствах существования и даже среди молодежи. Но не только деньги заставляют студентов идти на работу. Существует и ряд других более значимых и актуальных проблем: «почему же все-таки студенты идут на работу?».
Конечно, у студентов, как и раньше, остается потребность в работе как форме вторичной социализации - трудовой, профессиональной, организованной (освоение норм работы в рамках некоей формальной организации), но эта потребность мало осознавалась раньше и по-прежнему мало осознается [2, с. 136].
Сегодня очень актуально, если студент работает, ведь это помогает ему развиваться и продвигаться дальше. Получая все новые и новые знания. Социальная значимость: это социологическое исследование даст дополнительные знания о студентах, а так же:
Практическая значимость: это социологическое исследование позволит предложить новые направления исследования феномена трудовой занятости студентов. Результаты будущего исследования могут быть также использованы при:
Таким образом, результаты работы могут быть полезны самим студентам, сотрудникам вузов, а также руководителям и менеджерам компаний, в которых работают студенты.
Этой темой занимаются следующие авторы: Бекова Т.Е. «Молодежь в системе высшего образования», Большакова О.А. «Оплачиваемая работа в жизни студентов», Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда» , Герчиков В.И. «Феномен работающего студента вуза» и другие.
По нашему мнению, данная тема очень значима в социальном контексте, так как изучение феномена работающего студента, может дать ответы на многие вопросы: какие мотивы студентов побуждают идти работать, на какой заработок они претендуют, с какими трудностями они встречаются, и многие другие вопросы.
Целью данного исследования – исследовать причины и влияние трудовой занятости на жизнь студентов.
Цель определила следующие
Объект исследования: студенты ВУЗов.
Предмет исследования: трудовая занятость студентов.
Проблемой данного социологического исследования является противоречие между учебным и рабочим временем студентов.
Интерпретация
основных понятий
В соответствии с целью исследования логическому анализу подлежит понятие: «занятость», «первичная занятость», «вторичная занятость», «работающей студент».
Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.
Первичная занятость - основная занятость, имеющая место наряду с производной, дополнительной, вторичной занятостью. В нашем случае это учеба в ВУЗе.
Вторичная занятость - дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время.
Информация о работе Опросный метод как способ изучения проблем занятости молодежи