Опросный метод как способ изучения проблем занятости молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение опросного метода как способа изучения проблем занятости молодежи.

Цель исследования определила следующие задачи:
ознакомиться со спецификой изучения проблем занятости молодежи как объекта социологического исследования;
рассмотреть определение метода опроса, его достоинства и недостатки;
ознакомиться с основными видами метода опроса;
изучить специфику ранее проведенных исследований по изучению проблем занятости молодежи;
составить программу социологического исследования на тему: «Работа в жизни студента МИФУБа».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОПРОС КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………..……………………………..……….…………….........5

1.1. Сущность метода опроса …………………………….……....…….........5

1.2. Виды опросов ……....…………………….................................................7

ГЛАВА 2. МЕТОД ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………..………...12

2.1. Опыт изучения проблем занятости молодежи …………………….....12

2.2. Специфика изучения проблем занятости молодежи…………….........17

2.3. Программа социологического исследования: «Работа в жизни студента Международного Института Финансов, Управления и Бизнеса»……20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…...…34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………............36

Файлы: 1 файл

Изучение занятости молодежи.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

       Как показывают результаты опроса, различия в доходах определяют приоритетность источников информации при поиске работы молодежью. Так, наиболее приоритетное значение отдается знакомым, как источнику информации при поиске работы, более ориентируются на их помощь малообеспеченные и среднеобеспеченные молодые люди (37,4 и 42,0%), менее высокообеспеченные (27,2%). Ищущие работу высокообеспеченные молодые  люди  лучше адаптированы к изменяющейся ситуации на рынке труда и отдают более приоритетное значение формализованным информационным источникам и прежде всего службе занятости (19,6%), чем респонденты из других доходных групп. Существенное значение в подобном поведении имеет более высокий социальный статус, более независимое материальное положение. Молодые безработные из мало- и высокодоходных групп практически равно оценивают роль родителей в распределении источников информации о вакантных местах (22,4 % и 21,7%) [20, c. 36].

       К сожалению, современное законодательство не рассматривает молодежь как отдельную социальную группу, а это необходимо для усиления социальной защиты и повышения уровня профессиональной подготовки в условиях рыночных отношений.

       Метод опроса широко распространен в изучении занятости молодежи. Его применение позволяет получать данные, касающихся трудовых установок молодежи, профессиональных ориентаций, направление работы, сферы производства, в которых занята молодежь, в целях выработки механизмов помощи и поддержки молодежи со стороны государства.  
 

       2.2. Специфика изучения  проблем занятости  молодежи 
 

       Молодёжь  является той частью общества, которая  максимально восприимчива к изменениям, происходящим в обществе. Она определяет перспективы его развития и функционирования. Изучение процессов, происходящих в молодёжной среде, приобретают особую актуальность.

       Исследование  проблем молодёжи интересны, они  дают новые знания о  социальных интересах, установках, потребностях, жизненных перспективах молодёжи. Исследования молодёжных проблем имеют большое поле практического применения: при принятии решений в области государственной молодежной политики, программ социального развития и регуляции социального поведения молодёжи.

       Социологические исследования молодежных проблем в современных условиях постоянно преобразуется из собственно академических исследований в практическое изучение проблем молодежи [24].

       Определенный  вклад в расширение исследований, осуществление исследовательских  проектов, проведение всероссийских международных конференций, симпозиумов вносят академические структуры, государственная молодежная политика, различные службы и центры.

       Для аналитического обзора исследований по проблемам занятости  российской молодежи нами был изучен ряд источников.  В процессе поиска найдено значительное количество исследований, но для анализа и сравнения были выбраны те, которые проводились с 2000 года и содержали следующую информацию: тема, где и кем проведено исследование, какая выборка (сколько человек, пол, возраст), какие методы использовались и какого характера исследование.

       Тематика  исследований имеет разнообразную  направленность. Но для нас была важна только одна тема: поведение  молодежи на рынке труда (отношение  молодежи к труду, проблемы трудовой занятости молодежи, специфика положения молодежи на рынке труда, профессиональные ориентации, работающие студенты).

      Социологические исследования по данной тематике проводились  в таких городах как: г. Екатеринбург, г. Иркутск, г. Мурманске, г. Набережные челны, г. Пермь, г. Санкт-Петербург, г. Саратов, г. Тольятти, Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях.

       В проведенных исследованиях применялись  следующие методы: анкетный опрос, метод  экспертной оценки, интервью (глубинное, стандартизированное, формализованное), анализ документов, включенное наблюдение, беседа с экспертами. В основном использовался  опросный метод.

       Исследования  можно классифицировать по выборочной совокупности: на массовые (от 500 человек) и небольшие целевые (до 500 человек).

       Небольшие целевые исследования являются пилотажными  и носят описательно-разведывательный характер. Для исследований характерна квотная выборка. Обязательным признаком  для конкретного исследования является: определенный тип учебного заведения; студенты определенного факультета и университета; принадлежность к определенному предприятию, на котором проводится исследование. Возраст респондентов в данных исследованиях в пределах от 14 до 30 лет, пол респондентов в большинстве случаев приближается к равному процентному соотношению (женщины/ мужчины – 60 % и 40 %, 52 % и 48 %, 51 % и 49 %) [26].

       Использовались  выборки (трехступенчатая комбинированная, квотная, случайная, репрезентативная, многоступенчатая). Среди исследований можно выделить три мониторинговых исследования. Мониторинг молодежного рынка труда, который проводился с 2000г. по 2004г. Процентное соотношение женщин и мужчин в данном исследовании – 52,2 % и 47,8 % [26].

       Изучение  проблем молодежи носит описательно-аналитический  характер, отличается разнообразием исследуемых признаков и характеристик.    Каждое исследование имеет практическую значимость и специфическую область применения. Результаты подтверждают актуальность исследований молодежных проблем и доказывают необходимость всестороннего, продуманного и взвешенного подхода к решению основных проблем с учетом социального положения различных групп молодежи. Анализ изменений, происходящих в современном обществе, позволит минимизировать негативные последствия процесса трансформации в молодежной среде.

       Эта тема, как занятость молодежи очень  сложная, и требуют серьезного и  тщательного изучения. Необходимо не только изучить данную проблему, но также обобщить и систематизировать  весь материал. А для того чтобы  в будущем  другие исследователи  могли изучать эту проблему, нужно распространять положительный опыт.

2.3. Программа социологического исследования: «Работа в жизни студента Международного Института Финансов, Управления и Бизнеса» 
 

       Живя  в условиях формированиях рыночной экономики в Российском  обществе, мы можем отметить существенные изменения в динамике общественных отношений во всех сферах жизни общества. Значительные изменения коснулись и сферы занятости молодежи.

       На  сегодняшний день проблема трудовой деятельности молодежи получает все  большее развитие – в основном потому, что общество в целом и каждый работодатель в частности, желает направить поток молодежи, большая часть которой на сегодняшний день являются специалистами в какой-либо области, в нужное ему русло [4, с. 88]. Так как социологическое исследование сегодня имеет достаточно большой вес, то с помощью его результатов можно не только узнать ситуацию на рынке труда, но и изменить ее. Тем более такое исследование показывает «популярность» той, или иной сферы деятельности,  а так же  востребовано как в данной сфере – как элемент привлечения рабочей силы, так и в конкурирующих сферах и организациях – как источник анализа рынка труда и факторов, привлекающих рабочую силу к конкурентам.

       На  этом фоне довольно странным является то, что подобные исследования проводятся в основном по проблемам популярности той, или иной сферы деятельности, и очень мало – по проблемам трудовых ценностей – аспектов трудовой деятельности, являющихся в той или иной степени значимыми для молодежи, а именно для учащийся молодежи.

       Феномен работающего студента становится в  современной России очень распространенным.  Если  раньше для подавляющего большинства  студентов вузов постоянная оплачиваемая работа не была жизненной необходимостью, то в настоящее время ситуация обратная.

       Актуальность  этого исследования в том, что  сегодня все нуждаются  в средствах  существования и даже среди молодежи. Но не только деньги заставляют студентов  идти на работу. Существует и  ряд  других более значимых и актуальных проблем: «почему же все-таки студенты идут на работу?».

       Конечно, у студентов, как и раньше, остается потребность в работе как форме  вторичной социализации - трудовой, профессиональной, организованной (освоение норм работы в рамках некоей формальной организации), но эта потребность мало осознавалась раньше и по-прежнему мало осознается [2, с. 136].

       Сегодня очень актуально, если студент работает, ведь это помогает ему развиваться  и продвигаться дальше. Получая все  новые и новые знания.  Социальная значимость: это социологическое исследование даст дополнительные знания о студентах, а так же:

  • дать социологическую информацию для обеспечения работы в сфере занятости молодежи;
  • введении в научный оборот новой социологической информации о работающих студентах;
  • составление образа  работающего студента МИФУБа;
  • применение результатов работы может способствовать более эффективному протеканию процесса профессиональной социализации студентов;
  • выявлены проблемные области в сфере профессиональной социализации студентов и проблемы в работе вузов по данному направлению.

      Практическая  значимость: это социологическое исследование позволит  предложить новые направления исследования феномена трудовой занятости студентов. Результаты будущего исследования могут быть также использованы при:

    • подготовке учебных курсов по социологии и экономике труда и образования;
    • разработке политики высших учебных заведений относительно совмещения студентами учебы и работы;
    • совершенствовании работодателями критериев и методик отбора молодых   специалистов;
    • определении основных принципов работающих студентов;
    • создании и организации работы центров поддержки карьеры при высших учебных заведениях.

       Таким образом, результаты работы могут быть полезны самим студентам, сотрудникам  вузов, а также руководителям  и менеджерам компаний, в которых работают студенты.

       Этой  темой занимаются следующие авторы: Бекова Т.Е. «Молодежь в системе  высшего образования», Большакова  О.А. «Оплачиваемая работа в жизни  студентов»,  Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда» , Герчиков В.И. «Феномен работающего студента вуза» и другие.

     По  нашему мнению, данная тема очень значима  в социальном контексте,  так как  изучение феномена работающего студента, может дать ответы на многие вопросы: какие мотивы студентов побуждают  идти работать, на какой заработок они претендуют, с какими трудностями они встречаются, и многие другие вопросы.

       Целью данного исследования – исследовать причины и влияние трудовой занятости на жизнь студентов.

         Цель определила следующие задачи:

    1. выяснить основные сферы занятости подрабатывающих студентов;
    2. выяснить мотивы студентов, которые работают;
    3. связь работы с профилем учебы;
    4. выявить плюсы и минусы работающего студента;
    5. Определить значение термина работающий студент.

       Объект  исследования: студенты ВУЗов.

       Предмет исследования: трудовая занятость студентов.

       Проблемой  данного социологического исследования является противоречие между учебным  и рабочим временем студентов.

       Интерпретация основных понятий 

       В соответствии с целью исследования логическому анализу подлежит понятие: «занятость», «первичная занятость», «вторичная занятость», «работающей студент».

       Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

       Первичная занятость - основная занятость, имеющая место наряду с производной, дополнительной, вторичной занятостью. В нашем случае это учеба в ВУЗе.

       Вторичная занятость - дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время.

Информация о работе Опросный метод как способ изучения проблем занятости молодежи