Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение опросного метода как способа изучения проблем занятости молодежи.
Цель исследования определила следующие задачи:
ознакомиться со спецификой изучения проблем занятости молодежи как объекта социологического исследования;
рассмотреть определение метода опроса, его достоинства и недостатки;
ознакомиться с основными видами метода опроса;
изучить специфику ранее проведенных исследований по изучению проблем занятости молодежи;
составить программу социологического исследования на тему: «Работа в жизни студента МИФУБа».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОПРОС КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………..……………………………..……….…………….........5
1.1. Сущность метода опроса …………………………….……....…….........5
1.2. Виды опросов ……....…………………….................................................7
ГЛАВА 2. МЕТОД ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………..………...12
2.1. Опыт изучения проблем занятости молодежи …………………….....12
2.2. Специфика изучения проблем занятости молодежи…………….........17
2.3. Программа социологического исследования: «Работа в жизни студента Международного Института Финансов, Управления и Бизнеса»……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…...…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………............36
Анкета не должна быть слишком большой. Время ее заполнения для взрослого человека - 40 - 45 мин., для учащегося - на 10 минут меньше. Если это время оказывается большим, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми респонденту уже не хочется думать [25].
Имеет значение и процедура опроса. К нему все должно быть подготовлено: посадочные места, ручки (карандаши), спокойные условия (без присутствия лишних людей). Важно добиться самостоятельности ответов каждого респондента, особенно при групповом опросе. Здесь анкетер должен по возможности проверять заполнение каждой анкеты, начиная с паспортички, но не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности. Задача анкетера - быть дружелюбным, вежливым, разговорчивым (в меру) и беспристрастным, располагать к себе. В случае отказа респондента заполнить анкету постараться убедить его, но если не помогает, не прибегать к давлению.
Теперь, перейдем к следующему виду опроса – интервьюирование.
Интервьюирование – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента. Он основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии, представляет собой целенаправленный процесс их общения, осуществляемый согласно исследовательской программе.
Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого [18, c. 928].
Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания.
Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключается в следующем:
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации.
При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении может передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.
Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказывается для них общими.
Разобрав
некоторые виды опросного метода
и основные требования к каждому
из них, мы отметим, что выбор того или
иного метода определяется исследователем
и зависит, прежде всего, от цели исследования,
практической и научной целесообразности
применения данного метода. Также от
сущности и специфики социальной проблемы,
избранной предметом исследования. Кроме
того, предпочтение какого-либо метода
определяется возможностями исследовательской
группы.
ГЛАВА 2.
МЕТОД ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ
ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ
МОЛОДЕЖИ
В
последнее время все чаще и
чаще многие ученые и общественные
деятели изучают молодежь. Наряду с
проблемами здоровья, образования, досуга,
создания семьи, жилья и т.д. актуальной
для молодежи является проблема трудовой
занятости. Изучение трудовой занятости
молодежи необходимо для понимания и
решения проблем в России.
2.1.
Опыт изучения
проблем занятости
молодежи
Уже в середине 90-х годов ХХ века довольно распространенным явлением стали ситуации, при которых полученная специальность оказывалась невостребованной, а профессиональное будущее большей части молодежи характеризовалось как неопределенное. Проводимые в этот период исследования показали, что большинство молодежи испытывает дефицит инструментальных знаний и практических навыков, которые могли бы обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда [4, с. 99].
В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Кейнс и др.). Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М.Блинов, В.П.Шубин и другими.
Существенный вклад в изучение проблем молодежной занятости, динамики ценностей молодежи и ее профессиональной ориентации, структуры профессиональной подготовки внесли труды П.И. Бабочкина, В.В. Быкова, И.Е. Золина, И.М. Ильинского, Р.П. Колосовой, Д.Л. Константиновского, В.И. Чупрова, Д.А. Шевченко, В.Н. Шубкина и др.
В конце XX века в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам, посвященных проблеме занятости вообще и молодежи в том числе. Однако большинство работ имеет относительно поверхностный характер и изучает лишь отдельные аспекты проблем безработицы среди молодежи.
К числу наиболее известных и фундаментальных исследователей проблемы занятости молодежи в современной России относится П.А.Чукреев.
Исследование «Российская молодежь в регионах скромного достатка: каковы жизненные перспективы?» проводилось по предложению, при научно-методической поддержке Института социологии РАН и представительства Фонда им. Ф.Эберта в РФ.
Исследование проведено в декабре 2006 г. в Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях. По квотной выборке (учащиеся и работающие, городские и сельские жители) опрошено 1500 респондентов (по 500 в каждом регионе) в возрасте от 16 до 30 лет. Результаты сгруппированы по трем возрастным группам: 16— 21 год, 22—26 лет, 27—30 лет. Более 40 % работающей молодежи трудятся не по специальности [6, с. 135].
Значительная часть работающих не по специальности назвала причину «отсутствие вакансий», т.е. невостребованность их на данном сегменте рынка труда (27,8 %). Практически равной по удельному весу с указанной оказалась причина «отсутствие опыта работы» (27,6 %). Выявленный дисбаланс берет свое начало в сфере образования. Высоко оценивая роль образования в своей жизни, большинство (почти 60 %) учащихся респондентов затрудняются оценить свои шансы на трудоустройство после окончания учебного заведения. Лишь 31,6 % уверены в том, что найдут работу по специальности. Почти каждый десятый не желает искать работу по специальности. По-видимому, этот дисбаланс можно преодолеть, изменив механизм регулирования региональных (межрегиональных) рынков труда и образовательных услуг.
Большинство опрошенных (55 %) живут с родителями или родственниками, 10,0 % — снимают жилье, 6,7 % живут в общежитии и лишь около 27,0 %, в основном из старшей возрастной группы, имеют собственное жилье. Для решения жилищной проблемы нужны действительно кардинальные шаги со стороны государства [6,с. 136].
Молодые люди из небогатых регионов Среднего Поволжья делают ставку прежде всего на собственные способности, знания и характер, но чем старше они становятся, тем меньше верят в себя (16—21 год — 64,8 %, 22—26 лет — 62,4 %, 27—30 лет — 56,1 %). Больше половины опрошенных надеются на создание рабочих мест, рост экономики в регионе (от 58,8 до 63,7 %). Очень рассчитывают они и на политическую стабильность общества, и чем старше человек, тем крепче его надежда. Каждый третий надеется на бесплатное качественное образование, каждый четвертый — на систему особых льгот для молодежи, а каждый пятый — на помощь родственников.
В первую пятерку главных проблем, которые волнуют сегодняшнюю молодежь, входят инфляция, рост цен, преступность, пьянство и наркомания в обществе, жилищная проблема, невозможность найти работу по душе. Причем инфляцию и рост цен называет каждый третий из респондентов 16—21 года, а к 30 годам эта озабоченность возрастает почти в два раза (до 58,6 %). Преступность больше беспокоит совсем молодых людей. Пьянство и наркоманию считают бичом общества более трети молодежи. По мере взросления молодых людей все больше заботит жилищная проблема. Каждый третий страдает от отсутствия реальных возможностей найти работу по душе и вообще работу. В числе проблем молодежи — отсутствие рабочих мест на производстве, неважное здоровье, коррупция, резкое расслоение общества, загрязнение окружающей среды, трудности с получением образования и плохая организация досуга молодежи [6, c. 137].
По
данным Всероссийского социологического
мониторинга «Социальное
По характеру труда в материальном производстве молодежь распределяется следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7% владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2% трудятся по найму и имеют небольшой собственный бизнес, 2,5% заняты частным бизнесом без образования юридического лица, 5,5% заняты, другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в ЛПХ и домашнем хозяйстве). Таким образом, основная масса молодежи в материальном производстве трудится по найму и лишь более 2 % молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими товарную продукцию, т.е. являются работодателями; около 10 % заняты в малом бизнесе.
Уровень образования молодежи, занятой в материальном производстве, достаточно высок. Так, более 2/3 из них владеют не только профессией, но и имеют соответствующее профессиональное образование, что, несомненно, свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодежи. О положении молодежи в материальном производстве можно судить и по уровню ее профессиональной квалификации, степени соответствия профессии выполняемой работе: чем выше оценки этих показателей, тем устойчивее социально-профессиональное положение и выше статус в материальном производстве [13, c. 233].
В профессиональной молодежной группе промышленных рабочих, рабочих легкой и транспортной промышленности возросли оценки соответствия приобретенной профессии реально выполняемой работе и удовлетворенности профессией; в группе инженерно-технических работников растет оценка удовлетворенности профессией и ее престиж, что свидетельствует о пользе роста профессионального само определения молодых людей и повышения их социально-профессионального статуса в большинстве профессиональных групп.
Еще одно исследование проводилось по данной проблеме в 2003 г.в г. Мурманске, «Молодежной биржей труда». Исследования показывают, что из числа ищущей работу молодежи 40,8% из малообеспеченных семей, 25,4% - из среднеобеспеченных и 38,9% - из высокообеспеченных [20, с. 36].
Только каждый третий работающий, из числа молодежи, имеет доход более 5 тыс. рублей, что указывает на низкий уровень оплаты труда. По состоянию на 1 января 2003 г. статус безработного по критерию образования имели граждане из числа молодежи:
Приведенные данные еще раз подтверждают конкурентоспособность на рынке труда молодежи с высшим образованием. Вместе с тем стоит отметить, что наибольшее совпадение уровня образования между детьми, ищущими работу, и родителями отмечается по признаку среднего специального образования и составляет соответственно 69,6% и 53,3%. Удовлетворены полученной специальностью 30,8% работающей и 31,1% ищущей работу молодежи [20, с. 37].
Наиболее
"важными условиями для
Информация о работе Опросный метод как способ изучения проблем занятости молодежи