Методы и источники изучения истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:32, реферат

Краткое описание

История (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 4
Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 6
Глава 3. ОСНОВАТЕЛИ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 26.20 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ         3

Глава 1. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ   4

Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ                       6

Глава 3. ОСНОВАТЕЛИ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ        10  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ       13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

История (др.-греч. ἱστορία  — расспрашивание, исследование) — наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или  иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это  необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания  прошлого. Состав каждого исторического  архива зависит от содержания более  общего архива, в котором найдены  те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи  и изображения на памятниках, устные предания и другие источники, например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные промежутки, о которых нет свидетельств современников.

 

 

 

Глава 1. ИСТОЧНИКИ  ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 

Развитие      исторической        науки    непосредственно        связано с расширением круга  источников. В результате прогресса  в технике фиксации круг исторических источников непрерывно расширяется. Так, после появления письменности важным этапом было изобретение бумаги и  книгопечатания.    В наши дни  в качестве источников могут выступать  фотографические, кинематографические  материалы, а также магнитные  записи.

Открытие нового источника  часто проливает свет на какую-то проблему прошлого, заставляя исследователей отказываться от уже устоявшейся  точки зрения, а иногда даже «переписывать» историю отдельных периодов и  эпох.

Большое   внимание,   которое   историки   уделяют   поиску, изучению        и   обработке      источниковедческого           материала, а также его публикации и комментированию, объясняется  тем, какую роль играет источник в  историческом исследовании.

Познавательным средством  для всего этого многообразия исторических источников является классификация. Условно можно выделить 4 вида исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) фонические (звуковые);

4) изобразительные.

Только привлечение всех видов источников позволит воссоздать объективную картину исторического  развития.

Наибольший интерес для  историков представляют письменные источники. Их изучает вспомогательная  историческая дисциплина источниковедение. Письменные источники также подлежат классификации. Согласно отечественному историку Л.Н. Пушкареву, можно разделить  письменные источники на два рода: делопроизводственные и повествовательные. Делопроизводственные источники делятся  на 4 вида: картографические, статистические, актовые, канцелярские. Повествовательные  источники Пушкарев разделил также  на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные. Существуют и другие классификации  исторических источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы: 1) Когда исторический источник был  написан? 2) Где он был создан? 3) Кем? 4) На каком ранее существовавшем материале основывался автор? 5) Какова была оригинальная форма источника? 6) Насколько источник заслуживает  доверия?

Большое значение для истории, как и любой другой науки, имеют  методы познания, именно поэтому совершенствуются старые и постоянно обнаруживаются новые. Исторический метод заключается  в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими  доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми  при написании исторического  труда.

К специально-историческим методам относятся:

- условно-документоведческий  и грамматически-дипломатический  методы, т.е. методы членения текста  на составные элементы, применяются  для изучения делопроизводства  и делопроизводственных документов.

- методы текстологии.  Так, например, логический анализ  текста позволяет интерпретировать  различные «темные» места, выявить  противоречия в документе, существующие  лакуны и т.п. Применение этих  методов дает возможность выявить  недостающие (уничтоженные) документы,  реконструировать различные события. 

- историко-политический  анализ позволяет сопоставить  сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической  борьбы, породившие документы, конкретизировать  состав участников, принявших тот  или иной акт. 

Есть и другие специальные  методы исторического анализа и  синтеза.

  К методам общеисторического научного исследования относятся:

- историко-генетический (ретроспективный)  метод позволяет показать причинно-следственные  связи и закономерности развития  исторического события (явления,  структуры). Он заключается в последовательном  проникновении в прошлое с  целью выявления причин каких-либо  фактов, событий, явлений. Историко-генетический  метод применяется и для выявления  соотношения субъективного, личностного  фактора в историческом развитии  и объективных факторов (логики  политической борьбы, экономического  развития и т.п.).

- проблемно-хронологический  метод предполагает расчленение  широких тем на ряд узких  проблем, каждая из которых  рассматривается в хронологической  последовательности. Этот метод  используется как при изучении  материала (на первой стадии  анализа, совместно с методами  систематизации и классифицирования), так и при его компоновке  и изложении внутри текста  работы по истории. 

  Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

- историко-сравнительный  метод (в сочетании с методом  отождествления, аналогии как логической  основы этого метода) позволяет  выявить как общие, так и  особенные черты в развитии  разных событий, явлений, структур.

- историко-типологический  метод позволяет упорядочить  предметы изучения по качественно  различным типам (классам) на  основе присущих им существенных  признаков. Типологизация по форме  является разновидностью классификации,  но позволяет выявить существенные  признаки предмета. Основой метода  является понимание взаимосвязи  единичного, особенного, общего и  всеобщего в историческом процессе.

- метод периодизации позволяет  выделить ряд этапов в развитии  различных общественных, социальных  явлений. Критерии периодизации  в каждом случае могут выдвигаться  различные. 

- структурно-диахронный  метод направлен на изучение  разновременных исторических процессов.  Применение этого метода позволяет  выявить продолжительность, частоту  различных событий, а также  динамику развития различных  элементов сложной системы. 

К методам теоретического познания может быть отнесен метод  моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Долгое время в научном  мире присутствовало мнение, что проводя исследование, достаточно просто заглянуть в источник и извлечь оттуда истину, как она есть. Сегодня становится очевидной неправомерность и, по сути, ошибочность этой точки зрения, так как прошлое не может познаваться только из источника. Этим фактом обусловливается существование ряда методов исторической науки. В первую очередь это метод «догадки», основанный на наблюдении и личном опыте. Также широко используется в исследованиях сравнительный, или компаративный метод. Проведение аналогий позволяет вы являть сходство одного явления с другим и прослеживать их особенности. Один из наиболее распространенных методов -  генетический, основанный на анализе одного объекта в различных фазах его развития. Историческая наука, обладая целым рядом собственно исторических методов, постоянно обращается к опыту других наук. Наиболее интенсивно развиваются связи истории с науками, изучающими общество, - социологи ей, этнографией, социальной психологией и др. Очевидно, подобному сближению в первую очередь способствовало то, что все они изучают один и тот же объект - общество.

    Таким образом,  история как наука, изучающая  развитие  общества,   призвана,   исследуя   и   анализируя   многовековой опыт, решать проблемы, которые ставит перед нами жизнь. И общество   на   любом   этапе   своего   развития   должно   знать и уважать свою историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ОСНОВАТЕЛИ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ  

Большинством историков  «отцом» этой науки считается  Геродот (484—425 гг. до н. э.). Он собрал и  записал исторические сведения, чтобы  прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и  великие и удивления достойные  деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности  же то, почему они вели войны друг с другом. Однако начало использования  научных методов в истории  связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие  от Геродота и его религиозных  коллег, Фукидид рассматривал историю  как продукт выбора и поступков  не богов, а людей, в которых искал  все причины и следствия.Собственные  традиции и развитые методы исторического  исследования существовали в древнем  и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145-90 гг. до н. э.), автор «Исторических  записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

На христианскую и вообще западную историграфию большое влияние  оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX в. историю обычно воспринимали как  результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и  придал ей более светский вид. Из философии  Гегеля идея линейного исторического  прогресса попала и в марксистскую философию истории.

Арабский историк Ибн  Хальдун в 1377 г анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчёркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного  отношения к источникам, выделения  принципов, согласно которым можно  дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн  Хальдун критиковал предвзятость и  легковерие историков. Его метод  заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии, в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской сториографии». Большое значение имела разработка Ибн Халдуном концепции политико-демографических циклов, представлявшей собой одну из первых попыток научного описания исторической динамики.

Среди других историков, оказавших  влияние на становление методологии  исторических исследований, можно упомянуть  Ранке, Тревельяна, Броделя, Блока, Февра, Фогеля. Против применения научной  методологии в истории выступали  такие авторы, как Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания  истории требуется воображение, поэтому следует считать историю  не наукой, а искусством. Не менее  спорный автор Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской  традиции, рассматривал историю как  движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера, ставит целью подтверждение философских  идей Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест, предлагают интерпретацию истории  противоположную марксистской. Существует также обширная историография с  точки зрения феминизма. Ряд постмодернистских  философов вообще отрицает возможность  непредвзятой интерпретации истории  и существования в ней научной  методологии. В последнее время  всё большую силу начинает набирать клиодинамика - математическое моделирование  исторических процессов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе  развития общества неизбежно обнаруживается ряд проблем, решение которых невозможно   без   привлечения   опыта   предыдущих   поколений. Наша история, многоэтапная и противоречивая, является источником огромного и по сути неоценимого опыта. Именно поэтому изучение отечественной истории сегодня не только расширяет кругозор и дает чистые фактические знания, но и позволяет правильно понять нашу действительность и оценить возможные перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.  Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: ТК  Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 528 с.

2. Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. М., 1983. – 272 с.

3. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. / под редакцией Л. И. Бородкина, В. Н. Владимирова . М.: РОССПЭН, 2006. 221 с.

4. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / М.Н. Данилевский, В.В. Кобанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М.: Российский гос. Гуманит. ун-т, 1998.

5. Никулин П.Ф. Учебное пособие «Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв.» М., 2004.


Информация о работе Методы и источники изучения истории