Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:41, контрольная работа
Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания.
Введение
Методика изучения риска
Производственные излучения. Технические и организационные способы защиты.
Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями (рис.1).
Прямые связи человека со средой очевидны.
Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.
Система “человек – среда” является двухцелевой:
Другими словами, окружающая нас природа рассматривается человеком с двух противоположных позиций. С одной стороны, для нормального существования нам необходимо обеспечивать стабильность всех факторов окружающей среды. Например, потепление, изменение давления, влажности, уровня радиации, уменьшение количества растений и т.д. может оказывать вредное влияние на человеческий организм. Насколько важна эта проблема, можно судить по возросшей роли “зеленых” в политической жизни развитых стран.
С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла – вот лишь небольшая часть “последствий” человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду.
Именно в одновременности этих двух сторон состоит противоречие во взаимодействии человека с природной средой. Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна (так называемая “аксиома о потенциальной опасности”).
Тема взаимодействия человека и окружающей среды выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появление новой области знаний – безопасности жизнедеятельности (БЖД).
БЖД – комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасность человека применительно к любому виду человеческой деятельности.
БЖД решает три взаимосвязанные задачи:
Изучение риска проводится в три стадии
Первая стадия: предварительный анализ опасности.
Риск чаще всего связан с бесконтрольным
освобождением энергии или
Средствами к достижению понимания опасностей в системе являются инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования. При этом очень важно знание степени токсичности, правил безопасности, взрывоопасных условий, прохождения реакций, коррозионных процессов, условий возгораемости и т.д.
Перечень возможных опасностей является основным инструментом в их выявлении. Фирма “Боинг” использует следующий перечень:
и т.д.
Процессы и условия, представляющие опасность:
Разгон, торможение.
Загрязнения.
Коррозия.
Химическая реакция (
Электрические: поражение током; ожог; непредусмотренные включения; отказы источника питания; электромагнитные поля.
Взрывы.
Пожары.
Нагрев и охлаждение: высокая температура; низкая температура; изменение температуры.
Утечки.
Влага: высокая влажность; низкая влажность.
Давление: высокое; низкое; быстрое изменение.
Излучения: термическое; электромагнитное; ионизирующее; ультрафиолетовое.
Механические удары и т.д.
Обычно необходимы определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды (Например, нерационально в деталях изучать параметры риска, связанного с разрушением механизма или устройства в результате авиакатастрофы, т.к. это редкое явление, однако нужно предусматривать защиту от таких редких явлений при анализе ядерных электростанций, т.к. это влечет за собой большое количество жертв). Поэтому необходим следующий шаг.
Таким образом, целью первой стадии анализа риска является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
Опасности после их выявления, характеризуются в соответствии с вызываемыми ими последствиями.
Характеристика производится в соответствии с категориями критичности:
1 класс - пренебрежимые эффекты;
2 класс - граничные эффекты;
3 класс - критические ситуации;
4 класс - катастрофические последствия.
В дальнейшем необходимо наметить предупредительные меры (если такое возможно) для исключения опасностей 4-го класса (3-го, 2-го) или понижения класса опасности. Возможные решения, которые следует рассмотреть, представляются в виде алгоритма, называемого деревом решений для анализа опасностей (рис.6).
Рис.6. Дерево решений.
После этого можно принять
Типовая форма, заполняемая при проведении предварительного анализа риска имеет следующий вид (рис.7.).
класс 1 - безопасный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), не приводит к существенным нарушениям и не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев с людьми;
класс 2 - граничный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к нарушениям в работе, может быть компенсировано или взято под контроль без повреждений оборудования или несчастных случаев с персоналом;
класс 3 - критический: (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к существенным нарушениям в работе, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, ситуацию требующую немедленных мер по спасению персонала и оборудования;
класс 4 - катастрофический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к последующей потере оборудования и (или) гибели или массовому травмированию персонала.
Таким образом предварительный анализ опасности представляет собой первую попытку выявить оборудование технической системы и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей и выполняется на начальном этапе разработки системы.
Пример предварительного анализа
опасности химического
Подсистема или операция |
Ситуация |
Опасный элемент |
Событие, вызывающее опасное состояние |
Опасные условия |
Событие, вызывающее опасные условия |
ПотенциальØная авария |
Последствия |
Класс опасности |
Мероприятия |
Емкость для хранения щелочи |
1. Эксплуатация |
1, Сильный окислитель |
1. Щелочь загрязнена смазочным маслом |
1. Возможность сильной реакции от восстановления или окисления |
1. Выделение достаточного количества энергии для начала реакции |
1. Взрыв |
1. Ранение персонала, повреждение близлежащих построек |
IV |
Хранение щелочи на достаточном расстоянии от всех источников загрязнения. Контроль чистоты элементов оборудования |
2. Заправка емкости щелочью |
2. Коррозия |
2. Содержимое емкости загрязнено парами воды |
2. Образование ржавчины внутри бака |
2. Увеличение давления в емкости при закчке щелочи |
2. Разрушение емкости под давлением |
2. Ранение персонала, повреждение близлежащих построек |
IV |
Использование емкостей из коррозионностойких сплавов, размещение их на достаточном расстоянии от другого оборудования и персонала |
Вторая стадия: выявление последовательности опасных ситуаций.
Вторая стадия начинается после того, как определена конфигурация системы и завершен предварительный анализ опасностей. Дальнейшее исследование производят с помощью двух основных аналитических методов:
Рассмотрим построение дерева событий и дерева отказов на примере ядерного реактора.
Пусть на первой стадии (предварительный анализ опасности) было установлено, что наибольший риск связан с радиоактивными утечками, а подсистемой, с которой начинается риск, является система охлаждения реактора (рис.8).
Рис.8. Семь главных задач, решаемых при анализе безопасности реактора.
Анализ риска на второй стадии начинается
с прослеживания последовательн
Обратимся к блоку 1 и рассмотрим дерево событий (рис.9). Авария начинается с разрушения трубопровода, имеющего вероятность возникновения РА. Далее анализируются возможные варианты развития событий, которые могут последовать за разрушением трубопровода.
На основе анализа возможных
событий строится дерево отказов (рис.9).
При этом выполняется правило: верхняя
ветвь соответствует желательно
А – поломка трубопровода; В – электропитание; С – автоматическая система охлаждения реактора; D – удаление радиоактивных продуктов; Е – целостность замкнутого контура.
Рис.9. Способ упрощения дерева событий.
На практике дерево отказов анализируют с помощью обычной инженерной логики и упрощают, отбрасывая “ненужные ” события.
Например, если отсутствует электропитание (В), то никакие действия, предусмотренные на случай аварии, не могут производиться (не работают насосы, системы охлаждения и т.д.). В результате, упрощенное дерево отказов не содержит выбора в случае отсутствия электропитания и т.д.
Таким образом, вторая стадия заканчивается определением всех возможных вариантов отказов в системе и нахождением значений вероятности для этих вариантов.
Третья стадия: анализ последствий.
При анализе последствий
По данным дерева отказов и полученным значениям вероятности возможных отказов можно построить гистограмму частот для различных величин утечек (на примере ядерного реактора).