Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций
Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.
Что касается социального дна, то главной его характеристикой служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями «социального дна» являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи т. д.
Тема 24. Понятие социального статуса. Виды социальных статусов
Социальный статус – определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций.
Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).
Значит, каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. В общем, главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.
В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный.
Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.) Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества.
В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигнутый.
Предписанный статус – это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д.
Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.
Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей самого индивида. Во многих отношения граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.
Поэтому, социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения этих функций.
Тема 25. Социально-экономическая мобильность и
общественный прогресс
Устойчивость бедности как макро- и микроэкономического явления необходимо рассматривать в контексте более широкой проблемы, связанной с социально- экономической структурой общества и ее эволюцией. Мобильность труда— содержательная, функциональная, пространственная и временная — является необходимой чертой современного рынка. Понятие мобильность может быть применено и к другим производственным ресурсам.
Социальная мобильность характеризует степень подвижности социально- экономической иерархии общества. Все формы социально-экономической дифференциации общества фокусируются в имущественной, доходной дифференциации населения. В любом реально существующем обществе, независимо от уровня его развития и модели функционирования, существуют богатые и бедные. Грубо говоря, это и есть имущественный статус. Общественный прогресс отражается в степени жесткости закрепления определенного статуса за индивидами. При заданной структуре общественной субординации возможности изменения социального статуса для отдельного человека и его семьи могут широко варьироваться. Чем более подвижной и гибкой является система общественной иерархии, тем более высока социальная мобильность, тем более демократичной выглядит система общественного устройства.
Социальная мобильность — это степень легкости, с которой человек может изменить свой общественный статус. Общественный статус в современных рыночных системах в качестве главной составляющей имеет статус имущественный (доходный), но не исчерпывается им. Важны также общественное признание (престиж) определенных видов деятельности, зависящие от национальных, культурных, исторических и политических условий жизнедеятельности общества.
Факторы, воздействующие на социальную мобильность, столь же многообразны и неоднородны, как и факторы дифференциации доходов. Ограничение мобильности связано с наличием барьеров социальной конкуренции, к которым относятся все формы дискриминации: скрытой и открытой, правовой и психологической, институциональной и пр. Одной из форм мобильности в современных условиях является диверсификация социального статуса.
Формирование гражданских обществ и гибких систем социальной субординации происходит противоречиво и неравномерно. Так называемый общественный прогресс вызывает ностальгию по «старым, добрым временам» у старшего поколения и дискуссии о границах экономического роста у специалистов.
Тема 26. Концепции и факторы социальных изменений
Социальные изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет под собой природные, физические основания.
Концепции социальных изменении:
1. Мифологические концепции:
- древнегреческая. Согласно поэме «Труды и дни» поэта Гесиода человечество прошло пять состояний, начиная с «золотого века» и кончая ныне длящимся «железным» (у Гесиода, как и во многих других мифических парадигмах, процесс изменений в обществе идет в направлении деградации).
- древневосточная. Она описывает жизнь человечества как систему длительных циклов, каждый из которых заканчивается в той же точке, из которой начальные социальные изменения существуют как нечто неизбежное, но совершенно напрасное.
2. Теория социальной эволюции
Спенсер: биологические организмы и человеческие общества подчиняются одному и тому же единому закону эволюционного развития, то есть общества становится все более крупными по размеру и сложными, их отдельные элементы все более дифференцируются, специализируются, становятся все более взаимосвязанными.
3. Идеалистическая концепция
Гегель: развитие общества - это чисто логический процесс, а историческое совпадало с логическим. Это означает, что все логическое содержание всеобъемлющего абсолютного понятия с необходимостью должно было, в свое время проявится в конкретных социальных формах в историческом процессе.
4.Социальная революция
Маркс: социальная революция — это свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предыдущего.
5. Антипрогрессизм
6. В конце 20 века
Дюркгейм рассматривал нарастающее разделение труда как базисный социальный процесс, ведущий к современному индивидуализму.
Вебер отвергал эволюционизм, доказывая, что развитие западного общества в корне отличается от других цивилизации и вообще исторически уникально.
7. Теория циклических изменений (20век)
Она отвергала идею долговременного прогресса. Здесь выделяют концепцию «циркуляции элит» Парето и теорию «жизненного цикла цивилизации», разработанной Шпенглером и Тайнби. Последняя теория утверждает, что стадии развития цивилизации не является неуклонно прогрессивным, а имеет стадии восходящие и нисходящие - этапы рождения, роста, расцвета, упадка и гибель (как жизненный цикл человека).
8. Концепция «пяти стадий экономического роста» (60гг 20 века) Ростоу
Традиционное общество - переходное общество - стадия экономического подъема - стадия зрелости - стадия развитости.
9. Теория «супериндустриального общества»
Тоффлер выделял здесь стадии или «волны». «Волны» технологического развития общества:
- первая волна соответствует аграрному периоду (до начала промышленного переворота),
- вторая волна связана с промышленным переворотом, индустриализацией и научно-технической революции,
- третья волна - эра индустриального общества. Неоэволюционистические теории Линтон, Уайт, Стюарт и другие авторы придерживались идеи социальной эволюции как долговременного развития человечества (кроме того, что все общества проходят в своем развитии одни и те же стадии социального развития)
11. Теории модернизации (середина 20 века)
Бедные страны остановились в своем развитии на относительно низком уровне и должны развиваться, или модернизироваться, в направлении общества западного образца.
12. Теории «мировой капиталистической системы» или теории взаимозависимости
Валлерстайн утверждал, что более богатые страны диктуют бедным политические решения.
Факторы социальных изменений.
Социальное изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывает взаимодействие множества факторов (различающиеся от ситуации, времени и места):
1. Физическая среда.
Люди живут в определенной среде обитания. Если окружающая среда по какой-либо причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями - человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.
2. Население
Изменение в численности, структуре и распределения народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества.
3. Конфликты из-за ресурсов и ценностей.
Интересы индивида и группы противоречат, друг другу - конфликт становится источником социальных изменений.
4. Поддерживающие ценности и нормы.
Ценности и нормы действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как «стимуляторы».
5. Инновации.
6. Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распределяются от одной социальной системы к другой.
Тема 27. Концепции социального прогресса.
Критерии общественного прогресса.
Концепции социального прогресса:
1. Большинство социологических теорий в XIX в., испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении к всё более разнообразным и взаимозависимым. Он считал «борьбу за существование» и «выживание наиболее приспособленных» основными законами природы и приравнивал эту борьбу к «свободной конкуренции». При условии невмешательства извне, особенно со стороны государства, самые «приспособленные» индивиды и социальные институты выживут и придут к процветанию, а «неприспособленные» с течением времени отомрут.
Социальный дарвинизм Спенсера отражал капиталистическое общество времен свободной конкуренции. Эта была концепция, отвечающая политике империалистической экспансии и оправдывающая колонизацию.
Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.