Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций
Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.
Важное достоинство метода опроса – широта охвата разнообразнейших сфер социологической практики.
Визуальный контакт – исключительно важный элемент общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересовать, но и помогает сосредоточить внимание на том, что говорят.
Визуальный контакт помогает реагировать и регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он ещё не закончил говорить. По завершению речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я всё сказал, теперь ваша очередь». Следует иметь в виду, каким тоном это сказано. Тон голоса – особенно ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Легко распознаются обычно гнев и печаль. Нервозность и ревность распознаются труднее. Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость, недоверие обычно передаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушённым голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо. Тот, кто хочет убедить или уговорить, обычно говорит медленно.
Существует 2 основных подметода опроса: интервью и анкетный опрос.
Интервью – это проводимая по определённому плану беседа, предлагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. При взятии интервью важно учитывать манеру слушать респондента. Как правило собеседник горит желанием высказать своё отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения. Именно поэтому многие интервьюеры в начале беседы применяют приём нерефлекторного слушания.
Исследования показали, что пустейшая реплика или утвердительный наклон головой ободряет собеседника и вызывает у него желание продолжать беседу, а главное – общение.
При формулировании вопросов и возможных ответов нужно следовать правилам: 1) вопросы и ответы формулировать по возможности кратко; 2) избегать многозначных слов; 3) различные обстоятельства не следует объединять в одном вопросе; 4) предпочтительны простые формы изложения.
Анкетный опрос предполагает регистрацию ответов самими опрашиваемыми. Существуют различные виды анкетного опроса: почтовый, прессовый, телефонный, раздаточный.
Опрос анкетный – один из видов социологического опроса, существенная особенность которого – использование анкеты, заполняемой респондентом.
Достоинство опроса анкетного – минимум влияния интервьюера на респондента. Недостаток – отсутствие помощи со стороны интервьюера при заполнении анкетных опросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы респондента (например, члены семьи подсказывают ответы). Опрос – наиболее распространённый вид сбора социологической информации.
Формулировки вопросов в анкете разрабатываются на основе исследовательских программ. Относительно широкие и ориентированные на познавательные цели формулировки раскрываются в виде нескольких деятельных вопросов и переведены в индикаторы. Формулирование программных вопросов, выражающих научную цель исследования, и их преобразование в индикаторы – основная проблема всей техники опроса.
Тема 36. Программы социального исследования
Основой для проведения любого эмпирического исследования, в том числе и конкретно-социологического, является разработка программы исследования. При разработке программы можно выделить пять основных этапов.
1 этап. Определение основной цели и задач исследования. Под целью и задачами исследования понимается общее содержательное определение предмета исследования, общая постановка задачи в рамках данного исследования и постановка ряда конкретных задач, отражающих специфику исследуемого контингента (школьники, рабочие, предприниматели, политики и т. д.).
На этом же этапе определяются методологические предпосылки, объект и предмет исследования, описываются основные гипотезы и область возможного применения конечных результатов. Очень важно точно и полностью определить объект и предмет исследования на основе выбранных методологических принципов и результатов ранее проведенных исследований.
2 этап. Разработка исследовательских гипотез. Этот этап является одним из важнейших при проведении конкретно-социологического исследования. На основе уже проведенных научных исследований по изучаемой проблеме и собственного опыта исследования дается предварительное объяснение проблемы, и выдвигаются гипотезы. Гипотезы теоретически обосновывают исследуемую проблему, а в итоге исследования либо подтверждают их, либо отвергают. Функции гипотез состоят в получении новых научных высказываний и суждений. Гипотезы могут быть основными и частными, главными и побочными и т. д. Выработанные до проведения эмпирического исследования гипотезы называются рабочими. Рабочие гипотезы должны быть непосредственно связаны с исследуемой проблемой, научно обоснованы с максимальной степенью вероятности подтверждения и возможностью эмпирической проверки в ходе исследования. Целесообразно выделить центральную гипотезу, придав ей системообразующую функцию для остальных рабочих гипотез.
3 этап. Отбор и конструирование эмпирико-аналитических процедур. Исходя из целей исследования, на этом этапе отбираются или конструируются конкретные процедуры сбора исходной (первичной) информации, проводится пилотажное исследование (проверка надежности инструментария, предложенного для сбора информации и отработки процедур при организации массового опроса всей выборочной совокупности).
В прикладной социологии существует набор апробированных специальных социальных методов сбора первичной информации. К основным их них относятся: анкетный спрос, интервьюирование (формализованное и неформализованное), анализ объективных данных, метод экспертных оценок, метод свободных характеристик, тестирование и некоторые другие. Наиболее используемыми и позволяющими охватить большой спектр проблем и репрезентативное число респондентов являются анкетный опрос и интервьюирование.
Этап 4. Сбор и обработка первичной социологической информации. Получаемую в ходе конкретного социологического исследования информацию можно разделить на два блока.
1). Объективная информация — это информация, собранная по статистической отчетности за прошлые временные интервалы, показатели оценок реальных процессов деятельности исследуемого объекта и его состояния на момент исследования.
2). Субъективная информация — информация, оценивающая мнения респондентов о предмете исследования, их установки, ценностные ориентации.
Техника сбора информации по каждому блоку имеет свою специфику. Если для первого блока это в основном анализ статистической отчетности и документов, то для второго — опрос и наблюдение по сконструированным процедурам.
Этап 5. Анализ и интерпретация результатов исследований. Это последний этап, на котором проводится аналитическая работа. Вся информация, полученная из разных источников (данные ЭВМ, статистическая отчетность и т. д.) пропускается через структурную модель в соответствии с задачами и гипотезами исследования, заложенными в программе.
Получив исходный (первичный) массив информации (опросные документы, числовые показатели и др.), необходимо свести их в информационные таблицы. Основная задача данного этапа — получение статистических оценочных показателей, позволяющих провести сравнение различных подгрупп выборки (частичных совокупностей) и на основе их анализа сделать достоверные выводы.
Тема 37. Теоретические и эмпирические исследования в социологии
Своеобразие социологии как науки находит свое выражение не только в общем определении ее предмета и метода, но и в более конкретной характеристике особенностей социологического исследования и его отдельных этапов. Сегодня это тем более необходимо и потому, что очень часто приходится встречаться с весьма произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы, особенно если при этом используются опросные методы, неправомерно именуется социологическим исследованием.
Социологическое исследование должно, во-первых, отвечать предмету и методу социологии; а во-вторых, опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов, эмпирического материала. С другой стороны, неправомерно и сводить социологическое исследование лишь к сбору первичных эмпирических данных, к социологическому обследованию, ибо это хотя и важный, но все-таки один из этапов социологического исследования.
Социологические исследования – это такая специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований, их «ядро», которая рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области ( на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Было бы серьезной ошибкой разрывать и тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании, как это имело место у нас в сравнительно недавнем прошлом, когда социология неправомерно сводилась то к историческому материализму, то к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это двуединые стороны целостного исследования социальных явлений, посоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.