Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций
Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.
Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статутными или территориальными претензиями. В нашей стране доминирующей идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами государственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. Однако в национально-этнических конфликтах имеет место много других наслоений. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят политический характер. В период перестройки в различных. республиках и регионах России на волне демократизации и формирования рыночных отношений выросли новые элитарные социальные группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решения представителей новой элиты. Поэтому последняя была вынуждена облекать свои притязания на власть в форму национально-исторических лозунгов и требований. Старая правящая элита, чтобы удержаться у власти и получить большую свободу действий от центра, нередко поддерживала эти требования. В результате возникла своего рода «эпидемия суверенитетов». По мере того, как укрепляются позиции центра, и происходит проникновение новых элит к властным структурам, национально-этнические конфликты в такой форме ослабевают. Однако остается актуальной борьба за обладание властью, материальными и духовными ценностями между коренным населением и мигрантами, между этническим большинством и меньшинством.
Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам. Социально-экономические конфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируются переходом народного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой за перераспределение собственности между различными социальными группами населения, обнищанием широких слоев населения, структурной перестройкой экономики и связанной с ней скрытой или открытой массовой безработицей и т. д. Значительную роль в этом конфликте играет и субъективный фактор: имеющие место перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой политики, бюрократические извращения в институтах власти и т. д.
Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т. п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест — это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией, и какова общественная поддержка тех или иных требований. Лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может послужить основой для организации кампании гражданского неповиновения. Осознание четкости поставленных целей особенно важно в связи с организацией забастовки. Современная забастовка — это заранее подготовленная акция с четко сформулированными целями, предварительно обсужденными в коллективах, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляемая органом руководства (стачкомом, рабочим комитетом), пользующимся поддержкой прессы, какой-то части парламента и населения.
В заключение следует подчеркнуть, что, поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.
Тема 9. Понятие общества и его основные характеристики
Понятие "общество" рассматривается как некая совокупность людей, как сложная система, включающая в себя множество подсистем.
Над феноменом общества, его элементами, типами, структурой и природой общественных отношений люди размышляют c древнейших времен. Теория Гераклита разумно связана с обществом как c социальной реальностью. Здесь люди общаются друг c другом, управляют и контролируют одни других, здесь основа уверенности людей в том, что они живут в реальном мире. У Платона и Аристотеля размышления об обществе и его составляющих приобретает концептуальный характер. Для них общество – это подверженная постоянным изменениям социальная реальность со своими функциями, целями и возможностями принятия необходимых решений.
На сегодняшний день дано множество определений понятию общества. Но при всем многообразии подходов великих социологов, философов, ученых к понятию общества, таких как: Oгюст Конт, Георг Гегель, Kарл Маркс, Эмиль Дюркгейм и т. д. обнаруживается нечто единое, что общество – это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.
Субъектами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей и их институты. Коллективы людей делятся на:
естественные (семья, род, класс, народ, нация);
искусственные, основанные на членстве (различные объединения по профессиям и интересам, политические партии и движения).
Естественные коллективы характеризуются большей степенью интегрированности и образуют более прочные подсистемы, чем искусственные коллективы.
Общество выражает и согласовывает социальные интересы своих членов, осуществляет социализацию, регулирует поведения людей путем выработки общественно значимых норм и контролирует их выполнение.
Одной из важных специфических черт общества является его независимость, выражающаяся в том, что оно самостоятельно определяет содержание своей деятельности, вырабатывает нормы и принципы своего функционирования. Без независимости нет самостоятельного общества. Поскольку в мире существуют тысячи обществ (гражданских, политических и т. д.), каждое из них в той или иной степени сотрудничает со всеми остальными, оказывает на них и само испытывает определенное влияние, стремится к доминированию или вынуждено подчиняться. Необходимо отметить, что существенную роль в жизни общества играют отношения распределения и потребления, материальных благ.
Отличительные признаки общества:
1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Она отличает человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире;
2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга;
3. Территория, на которой происходят социальные взаимодействия;
4. Существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и в Социальном времени;
5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции;
6. Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов;
7. Любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличие от природных процессов не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей;
8. Наличие социальной структуры.
Тема 10. Типология обществ
Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию.
В социологии существуют множество типологий в зависимости от критерия типологизации.
1. Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.
Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.
Сложные общества – это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товаро-денежные отношения. На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широразветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно.
2. Вторая типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота и собирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охоте и собирательстве, является самым древним обществом. Более высокая стадия хозяйственной деятельности скотоводство и огородничество.
Небольшие огороды со временем со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги – деревянному, а позже железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, в основе хозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство. С земледелием связанно зарождение государства, городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.
На смену аграрному обществу пришло индустриальное общество, оснавная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике.
В 70-х годах XX века на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится на информационных технологиях: автоматизированные системы, повсеместная компьтеризация, преобладание сферы обслуживания над сферой производства – таковы характерные черты этого общества.
3. Третья типология строится на разделении общества на разделении общества на традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.
В соответствии с этой типологией традиционное общество характеризуется:
1) Естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку).
2) Персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных лиц);
3) Неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);
4) Связанностью членов отношениями родства;
5) Примитивной системой управления (правлением старейших, непосредственной властью).
Современное общество характеризуется иными, более развитыми социальными качествами:
1) Развившимся глубоким разделением труда (на профиссионально-
2) Ролевым характером взаимодействия (ожидание и поведение людей определяют общественным заказом и социальными функциями индивидов);
3) Формальной системой регулирования отношений и силой писаного права: законов, договоров и т. д.;
4) Сложной системой социального управления (выделением институтов управления, специальных органов управления);
5) Выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечить общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производства, общение).
Помимо рассмотренных выше трех типологизаций существуют типологии, исходя из теорий стадиального развития то общества, взаимодействия и развитие цивилизаций, общественно-экономичесикх формаций и др.
Тема 11. Социальные институты и социальные организации
Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействия. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида. Эти взаимодействия институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей, носят устойчивый самовозобновляющийся характер). Социальные институты и организации в системе социальных связей – это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества. Английский ученый-социолог Г. Спенсер был первым, кто предложил науке, человечеству термин «социальный институт». Он выделил 6 типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний.