Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций
Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.
Т, Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию общества как важнейший критерий его эволюции. По мнению Белла:
«Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки... Это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть».
2. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода — концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка, В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представители теорий циклических изменений — в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации.
3. Такие сторонники структурно-функционального подхода, как Парсонс, включили в свой арсенал понятие эволюции. Тем самым они сделали попытку расширить идею равновесия таким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоянии динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.
4. Концепция «столкновения цивилизаций». Оригинальную концепцию предложил С. Хантингтон, директор Института стратегических исследований Джона М. Олина в Гарвардском университете, в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996).
Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основные группировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи «холодной войны»; теперь речь идет о семи-восьми основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. По мере роста их мощи и уверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом.
Хантингтон пишет, что шесть основных держав — США, Европа, Китай, Япония, Россия, Индия — принадлежат к пяти резко различающимся цивилизациям, а кроме них существуют и влиятельные исламские государства, стратегическое местоположение, многочисленное население, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможность сказать свое веское слово в мировой политике. В этом новом мире региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная — на уровне отношений между цивилизациями. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций.
В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные, конфликты будут вспыхивать не между социальными классами, не между богатыми и бедными, а между народами, принадлежащими разным культурам.
Критерии общественного прогресса
Что же касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся длительные дискуссии между представителями разных социологических школ и направлений. Пожалуй, наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», говоря философским языком. Не менее важны и другие их стороны — обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать сам факт социальных изменений и социального развития, определить их типы, выявить движущие силы. Не менее важно понять их гуманистический, человеческий смысл — ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.
Социолог должен стремиться находить более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса. Как правило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для оценки. Так, в Институте социально-политических исследований РАН разработана обстоятельная «Система социальных показателей Российского общества». Она разделена на четыре группы по сферам общественных отношение: собственно социальной, социально-политической, социально-экономической и духовно-нравственной. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измерения: социальные условия как объективные данные, определяющие «фон» развития общественных отношений; социальные индикаторы как количественные характеристики общественных отношений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общественных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отношений позволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые выступают в качестве базовой основы системного порядка.
Тема 28. Понятие и формы существования культуры
Социологическое понятие культуры
Говоря о культуре, следует подчеркнуть, что данный социальный феномен трактуется неодинаково. Особенно неоднозначный характер его понимания закреплен на уровне повседневно-обыденного сознания. Ниже представлено лишь научно-теоретическое понимание культуры. В Научной трактовке культура рассматривается как масштабная система человеческой активности, по значимости сравнимая с системой социальной деятельности и общественных связей. Краткое определение культуры сводят к различным результатам деятельности людей, к многообразным формам активности по поддержанию и обновлению своего социального бытия: материальных объектов, норм деятельности и взаимодействия людей, их представлений, оценок. В целом ряде случаев научный подход допускает также трактовать культуру в оценочном ракурсе, т. е. говорить о высоком уровне владения социальным субъектом, нормам и, стандартам и деятельности, видами духовной активности, закрепленными в той или иной области социальной практики. В этом случае говорят о культуре речи, общения, досуга, о профессиональной культуре и др.
Развернутое научно-теоретическое понимание культуры, которое включает выше приведенные разновидности ее определения и трактовки как частные случаи, означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности какого—либо этноса или граждан страны, который, складываясь исторически, постепенно обновляется в вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий. Культура - явление небиологическое. В определенном смысле она противоположна природе, так как в ее рамках формируется особый мир, отличный от природной стихии. Этот мир представляет совокупность искусственных порядков и объектов, созданных многими поколениями людей в дополнение к природным, а также множество заученных форм человеческого поведения и деятельности, накопленных знаний, образов самоидентичности, символических обозначений окружающего мира, которыми обмениваются люди в процессе коммуникации.
Итак, культура предоставляет всему обществу, социальным группам, индивидууму нормированные способы организации поведения, формирования своих эмоций, оценок и чувств. Через культуру каждый человек получает возможность осознавать себя членом масштабной общности, маркировать свое окружение самобытными ценностно-символическими знаками, отображать свое индивидуальное Я. В целом культура заключает в себе длительно действующие механизмы самоадаптации общества к меняющейся среде обитания, которые позволяют конкретному народу динамизировать свою практику, оставляя в прошлом одни традиции, утверждая новые повседневческие и духовные нормы.
В средние века слово «культура» означало «возделывание земли».
1. Культура в философском смысле. Под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческого поведения, общения и действия.
2. Культура изучается так же социальной антропологией. В антропологическом ракурсе главное значение приобретает сравнительный анализ культур различных обществ с тем, чтобы выявить общие черты, присущие им всем, и на их основе дать определение культуре как таковой.
Классическим определением культуры считается определение, данное в рамках антропологии – знаменитым антропологом Э.Тайлором в 1871 году:
«Культура...это сложное целое, включающее в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом Общества».
Иное определение предложил современный антрополог Клиффорд Гирц, рассматривающий культуру как систему символов, которые каждое общество интерпретирует по-своему.
Согласно Гирцу, культура локализуется не в умах индивидов, а в специфическом «поле культуры», которое несводимо к простой сумме индивидуальных частей. Аналогичное понимание культуры присутствует у С.Грегори.
3. Культура в собственно социологическом смысле. Ф. Дюмон, современный социолог из Квебека, считает, что в культуре следует выделять уровень первичной, или спонтанной, культуры – это непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту, например, гигиенические навыки, этикет и т.п., и вторичной культуры - литература, кинематограф, живопись и т.д.
Спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Понятие «культура» имеет и такое производное значение, как «цивилизация».
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.
Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература – создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться "массовой", когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
Тема 29. Культура как фактор социальных изменений
Культура — широкое, сложное и многообразное явление, оно охватывает практически все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности к одному сообществу. Она в значительной мере осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Для организованного и институционализированного общества характерна упорядоченность социальных связей и взаимодействий, во многом обусловленная наличием в нем неких культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному, а не хаотическому пути развития. Таким образом, в социологии культура определяется прежде всего как система социальных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как сама эта деятельность.
Культура – это мир человека. Создание и сохранение культуры является не самоцелью, а способом существования и выживания человека как общественного существа и общества как человеческой организации.
Отсюда вытекают основные задачи, которые решает культура: это, во-первых, социализация человека, т. е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит, общественного; во-вторых, такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека.
Исходя из этого рассмотрим первую функцию культуры - природопреобразующую. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. С этой функцией культуры неразрывно связана и функция, отражающая потребность человека и общества в поддержании равновесия между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство.
Следующая функция культуры – человекотворная, человекоформирующая. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет "поле деятельности" человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности.