Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:12, курс лекций
6 лекций.
СОЦИОЛОГИЯ
Воробьева Ирина Владимировна
Тема: «Общество и его социальная структура»
Вопросы:
Социальное образование можно считать обществом, если оно обладает следующими признаками:
Существует следующий перечень компонентов, необходимых для поддержания целостности общества:
В целом общество и его структуру можно рассматривать по следующим основаниям:
Социальная структура - строение общества в целом, система связей между его элементами и отношения между ними.
В социальной структуре общества выделяют социальные статусы, социальные общности и социальные институты.
Социальная общность – широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей. Традиционно в социологии в качестве основных социальных общностей рассматриваются группы, классы и организации. Для всех социальных общностей характерно не только наличие общих черт среди своих членов, но и осознание чувства «мы» по сравнению с другими обществами.
Социальный статус – позиция человека в группе или обществе, за социальным статусом закрепляются определённые права и обязанности, предполагает определённую модель поведения.
Социальный институт – это относительно устойчивый тип и формы социальных практик, посредством которых организуется социальная жизнь (семья, образование, религия).
В результате взаимодействия люди образуют социальные общности. В этих общностях мы можем выделить спонтанные групповые образования и социальные группы.
Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом. Эти индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и считаются таковыми с точки зрения других людей.
Признаки:
Причины, по которым люди образуют группы:
Виды социальных групп:
Референтная
группа – это реальная или воображаемая,
выступающая для личности неким эталоном
или критерием, как правило, человек ориентируется
на оценку этой группы, сверяет свои жизненные
успехи с ориентирами данной группы. На
разных этапах жизни для человека могут
быть разные референтные группы.
Тема: Статусно-ролевая система общества.
Социальный статус – позиция индивида в группе или обществе. Статус предполагает наличие определенных прав и обязанностей. Социальный статус показывает положение человека в обществе, обозначает его место и ранг. В отношении каждого статуса общество выдвигает определенные требования, которые должны реализовываться в поведении.
Как правило, выделяют предписанные и достигнутые социальные статусы. В группу предписанных социальных статусов входит: пол, национальность, раса. Эти характеристики определяются врожденно, человек не в силах их изменить. Они влияют на статус человека.
Достигнутый социальный статус – это положение человека в обществе, которое он получил по своей воле благодаря своим действия и усилиям. Достигнутый социальный статус не передается по наследству.
Обычно одна и та же личность имеет несколько социальных статусов. В современном обществе статус рассматривается как интегральный показатель положения личности, который включает в себя профессию, квалификацию, материальное положение, национальность, возраст, семейное положение и т.д.
Необходимо различать личный статус и социальный статус.
Личный статус – положение человека в малой группе (семье, кругу друзей и т.д.). Он приобретается благодаря личным качествам характера и заслугам.
Социальный статус – положение человека в больших социальных группах или в обществе.
Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Статус, который приобретается в связи с взрослением и развитием, называется транзитивным статусом. Социальный статус может выражаться в статусных символах, которые организуют поведение их носителей и делают узнаваемыми в массе представителей того или иного статуса.
Часто социальный статус выражается в нашем ролевом поведении.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.
Роль человека – это способ и модель поведения. Статус накладывает на человека определенные ролевые требования и ролевые ожидания.
Ролевые ожидания – это то, что другие люди ждут от носителя этой роли.
Ролевое поведение – это то, как человек выполняет свою роль. Не всеми людьми роль выполняется одинаково. Существует понятие трактовка роли.
В процессе исполнения какой-либо роли может возникнуть ролевое противоречие – трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности ролевым ожиданиям и требованиям. Ролевое противоречие может перерасти в ролевой конфликт. Выделяют межролевой конфликт и внутреролевой. Социальная структура общества состоит из определенных слоев. Социальный слой – это совокупность индивидов, объединяющихся по каким-то общим признакам и имеющих одинаковый социальный статус. В современном обществе слои располагаются неравномерно. Каждый социальный слой имеет свой вес, расположенный на вертикальной оси социальной группы, отличается друг от друга по признаку неравенства.
Социальная
стратификация – совокупность больших
социальных групп, расположенных иерархически,
слоями по определенному критерию.
Признаки социальной стратификации:
Социальная
мобильность – это изменение индивидом
или группой лиц места в социальной структуре
общества.
Тема: Социализация личности.
Личность – нормативный тип индивида, соответствующий требованию общества, его ценностно-нормативным стандартам. Личность всегда рассматривается как член социальной группы, общества и коллектива, включенный в процесс социальных отношений.
Человек рождается
индивидом, а личностью становится
в процессе социализации.
Ценности – предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представление о значимом и важном, которые определяют жизнедеятельность человека.
Интерес – активная направленность человека на различные объекты. Интересы возникают из потребностей человека и служат основой мотивации его поведения.
В процессе
социализации принято
Агенты социализации – люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Различают первичную и вторичную социализацию:
Ресоциализация – усвоение новых ценностей и ролей взамен утраченных или устаревших.
Адаптация – процесс приспособления субъекта к условиям социальной среды.
Дезадаптация – неспособность, невозможность или нежелание приспособиться к социальной среде.
Социализация осуществляется на основе норм и правил.
Социальная
норма определяется как общепризнанное
правило, образец поведения. Выделяют
формальные и неформальные нормы. К
формальным нормам относятся нормы,
которые зафиксированы в