Лекции по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:12, курс лекций

Краткое описание

6 лекций.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

    Этапы социализации:

    • Адаптация
    • Интериолизация (при успешной социализации нормы и правила становятся естественными)

    Виды социализации:

    1. успешная
    2. неуспешная

Односторонняя социализация – социализация человека только в одном направлении (учёный и профессор может быть не способен приготовить что-либо, не подкован в бытовом план). 

  1. Почему  в обществе существует отклонение?

    Девиация - отклонение от социальной нормы.

    Основные теории девиации:

    А) Теория физических типов (к девиации склонны люди, которые имеют определенные физические черты)

    Б) Психоаналитическая (сверх-я перестает контролировать бессознательные процессы в человеке, прорывается внутренняя агрессивность  человека, которая приводит к девиации)

    В) Теория сравнительных  возможностей (девиантное поведение объясняется

    социальным  неравенством и завистью, при которой, наблюдая за разным уровнем жизни, человек  склоняется к девиантному поведению)

    Г) Теория наклеивания  ярлыков (Теория стигматизации)

    Д) Теория референтных  групп

    Е) Теория социальной аномии  
     

Тема: Социальные институты

Вопросы:

  1. Понятие социального института и институционализации
  2. Виды социальных институтов
  3. Основные институты и их признаки
 
  1. Понятие социального института  и институционализации

Институтум –  с лат. установление, устройство.

Термин институт имеет два значения – широкое  и узкое. В узком значении, институт – это название учебного учреждения. Широкое толкование понятия институт - это совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений.

В социологии понятие  социальный институт - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения определенных потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Виды потребностей:

  • Потребность в воспроизводстве (семья и брак)
  • Потребность в безопасности и социальном порядке (государственные и социально-политические институты)
  • Потребность в добывании средств существования (экономические институты)
  • Потребность в передаче знаний и социализации поколений (образовательные институты)
  • Потребность в решении духовных проблем и смысле жизни (институт культуры и религии)

Передаваясь из поколения в поколение, нормы  в определенных сферах общественной жизни становятся коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляют образ мысли и поведение людей в определенное русло. К нарушителям норм всегда применяются санкции. Т.о., социальный институт рассматривается как закрепление закона или порядка или социальное учреждение.

Классифицируя социальные институты по разным основаниям, мы можем выделить следующие критерии классификации:

  • По характеру выполняемых задач
    • политические институты
    • экономические
    • институты родства, брака и семьи
    • институты, действующие в духовной сфере
  • По степени формальности
    • формальные (государственные, на основании регламента инструкции)
    • неформальные (на основании собственных привычек)
  • По степени влияния
    • основные
    • неосновные
 

Все социальные институты выполняют определенные функции.

Функция – польза, которую данный институт приносит обществу. Т.о., функция заключается в совокупности решаемых задач и оказываемых услуг. Если социальный институт приносит вред, можно говорить о дисфункции.

Признаки социальных институтов:

  • Выделение определенного круга субъектов
  • Наличие более или менее формальной организации
  • Выполнение ряда функций (социально значимых)
  • Наличие норм и правил, регулирующих деятельность людей в рамках данного соц. института

Основные социальные институты:

  • Семья (особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между родителями, детьми и другими родственниками, которые связаны общностью быта, моральной ответственностью и взаимопомощью). Функции:
    • репродуктивная
    • воспитательная
    • экономическая
    • психологическая

    Выделяют два  типа семейных структур:

  • нуклеарная (родители и дети)
  • расширенная семья

    Основой семьи  является брак. Под браком понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных  отношений. Брак имеет санкционированный  характер. Государство берет на себя обязательство по защите брака. Формы брака:

    • единобрачие (моногамия)
    • многобрачие (полигамия)
    • многоженство (полигиния)
 
 

Тема: Виды социологических  исследований

Социологическое исследование –  система логически построенных методических и методологических процедур, направленных на получение информации об интересующих нас объекте, явлении или процессе.

Социологическое исследование включает в себя следующие  этапы:

  • подготовка (определение цели, задачи, объекта и предмета, выдвижение гипотезы, интерпретация понятия, выбор метода, разработка инструментария, определение генеральной и выборочной совокупности)

    Генеральная совокупность – все гипотетически возможные объекты исследования, подходящие для нашей цели.

    Выборочная  совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным образом для получения информации.

  • Сбор первичной социологической информации («полевые работы»)
  • Подготовка собранной информации к обработке и ее интерпретация
  • Анализ собранной информации, ее интерпретация, подготовка отчета, выводов и рекомендаций
 
 

Классификация социологических исследований:

      1. В зависимости от цели
    • Разведывательное (сбор предварительной информации об исследуемом объекте, явлении или процессе; характерна некая размытость и неопределенность, проводится в короткие сроки каким-либо доступным методом и является предварительным этапом более масштабного исследования)
    • Описательное (проводится для описания ситуации, в которой находится объект, явление или процесс)
    • Аналитическое (проводится для выявления причинно-следственных связей; в задачу исследования входит не только описание объекта и его элементов, но и выяснение причин, лежащих в основе ситуации, в которую попал объект)
      1. В зависимости от метода сбора эмпирических данных
    • Анализ документальных источников
    • Опрос (процесс получение информации непосредственно от респондента (носителя) путем прямого задавания вопросов; основными формами являются анкетирование и интервьюирование; очный и заочный; массовый и специализированный)
    • Эксперимент
    • Наблюдение (целенаправленное слежение исследователя за изучаемым объектом, явлением или процессом с фиксацией необходимых характеристик; бывает включенным, не включенным, скрытым, открытым)
      1. В зависимости от количества респондентов
      • Количественные (формализованные исследования, направленные на выявление массовых количественных показателей; отвечают на вопрос «сколько» и «как часто»)
      • Качественные (неформализованные исследования, направленные на достижение глубинного понимания исследуемого явления)
      1. В зависимости от регулярности проведения
      • Разовые
      • Повторные
      • Мониторинг
      1. По способу получения информации
      • Первичные
      • Вторичные
      1. По источнику финансирования
      • Заказные
      • Инициативные
      • Омнибус
 
 

18.10.10

Тема: Сбор социологической  информации методом  анкетирования.

Вопросы:

  1. Анкета и ее структура
  2. Типология вопросов при составлении анкет
  3. Шкала и виды шкал
 
  1. Анкета  и ее структура.

Анкетирование – один из видов социологических  опросов. Под анкетированием понимают безличную форму общения исследователей с носителями информации, при котором  респонденты самостоятельно отвечают на вопросы анкеты. Анкетирование является формализованным количественным методом сбора социологической информации. Конечной целью анкетирования является получение информации, характеризующей генеральную совокупность. Анкета является массовым количественным опросом.

Как правило, анкета состоит из следующих блоков:

  • Преамбула (тема исследования, кто и зачем проводит исследование, указывается анонимность опроса, если иное не предусмотрено целями исследования, указывается, что исключены какие-либо негативные последствия за информацию, время заполнения и как следует заполнять анкету)
  • Основная часть («рыба»; содержатся вопросы, направленные на цель исследования, вопросы социально-демографического блока)
  • Детектор (направлены на выяснение честности, правдивости и информированность респондента)
 

Перед запуском исследования анкета проходит пилотаж. Пилотаж анкеты преследует следующие  цели:

  • Устранение грамматических ошибок, неточностей и двусмысленности
  • Хронометраж анкеты
  • Составление инструкции
  • Максимальное закрытие открытых вопросов
 
  1. Типология вопросов при составлении  анкеты.

По содержанию вопросы делятся на:

  • Вопросы о личных характеристиках респондентов
  • Вопросы об их знаниях и осведомленностиё
  • Вопросы о фактах поведения в прошлом
  • Вопросы об отношении и оценках
  • Вопросы о намерениях
 

По функциональной нагрузке вопросы бывают:

  • Водные или разогревающие
  • Фильтрующие
  • Основные
  • Уточняющие
  • Контрольные
 

По форме представления:

  • Простые, текстовые
  • Табличные
  • Графические
  • Анимационные
 

По форме ответа:

  • Закрытые
  • Полузакрытые
  • Открытые
 

Открытый вопрос – вопрос, где респонденту предлагается дать свой вариант ответа без каких-либо подсказок.

Закрытый  вопрос – вопрос, в котором перечислены максимально возможные варианты ответов, а респонденту предлагается выбрать тот, который в большей степени соответствует его мнению.

Информация о работе Лекции по социологии