Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций

Краткое описание

Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.

Файлы: 1 файл

Социология. Лекции.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

Следующая функция культуры также способствует социализации личности и организации общественной жизни. Это – информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции, которые часто рассматривают отдельно:        информационно-коммуникативную,        информационно-накопительную        и информационно-трансляционную.

Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности.

Однако ценности и потребности, которыми располагает человек и которые во многом определяют поле его деятельности, могут реализовываться, достигаться самыми различными средствами. Для того чтобы указать на те пределы рамки, за которые человек не должен выходить,   культура  только   культура  формирует  целую   совокупность  различных  норм, выполняя таким образом в обществе и нормативно-регулирующую функцию.

Культура  выполняет  в  обществе  функцию  психологической  разрядки,  так  называемую антистрессовую функцию. Современная жизнь    создает предпосылки для возникновения психологической неустойчивости, "взрывоопасности" поведения человека и соответственно для обострения социальной ситуации в обществ.  Далеко не всегда существуют условия для удовлетворения желаний и потребностей, нормального отдыха, спокойного общения. Перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф, досуговая сфера и прочее), которые призваны "увести" человека в другую, мечтаемую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени.

Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, происходят определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Культура, ее смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.

Одна из поразительных черт культуры как явления в том и заключается, что она способна постоянно развиваться, изменяться и при этом сохранять свою особенность. Это свидетельствует прежде всего о том, что социокультурный процесс – функционирование культуры как социального явления — представляет собой переплетение двух противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости, преемственности и тенденции к развитию, модернизации, изменениям.

Тем самым культура выявляет еще один аспект социологического осмысления – как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко — нашей жизнедеятельности в настоящем.. Способность к саморазвитию и изменчивости – это важнейший признак социокультурного процесса. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности, то в этом случае сама культурная традиция как бы "подталкивает" людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьезные трудности. Функция культуры по передаче социального опыта осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому когда речь идет об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, различных средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе), и, самое главное, осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая своим собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

 

 

Тема 30. Личность как социологический тип

 

Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т. д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему              могут              складываться              различные              типы              личности.
          Социальное поведение можно оценивать количественно – по уровню социальной активности людей – и качественно – по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то, и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во - вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентации, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания              отдельных              индивидов.
            Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К. Маркс – формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский,              накопительский              и              рыночный.
               В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в              зависимости              от              их              ценностных ориентации:
– Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.
– У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы              то              ни              стало.
– Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

– Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
– Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
              В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности.   Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное              поведение.
               Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни – эмоциональность, сердечность, привязанность,              поиск              гармонии              любой              ценой.
                В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.
                 Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный инфантилизм», двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, «паразитическая новация».
Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности - закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в не подконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем              и              проводником              их              воли.
                 Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его восприятие этой ситуации. Большинство людей недооценивают те, пусть и небольшие, возможности изменения собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность на себя, требуют поиска.

 

 

Тема 31. Общность и личность

 

Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству. Общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности, поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации.

Различными проблемами теории личности были посвящены труды таких мыслителей, как H. A. Бердяев, B. B. Розанов, M. M. Рубинштейн, B. C. Соловьев и др. M.

Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, K. Маркс — формационную и классовую принадлежность. Свою типологию личности разработал и Л. Н. Гумилев, которую можно назвать теорией пассионарности. Широко распространены типологии,  в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей признаков определенных общностей — классов, социальных групп (рабочие, студенты, военнослужащие).

Нельзя не учитывать, что специфика отношений в разных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, a сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других. Любое новое поколение проходит свой путь освоения культуры общества, в котором ему приходится жить. Процесс, обучающий нас быть членами общества, в котором мы родились, разделять и понимать его культуру, вследствие чего происходит становление индивида, называется социализацией.

B процессе социализации формируются социальные качества, ценности, знания, навыки и умения человека. Ценности — общепризнанные поведенческие убеждения социальной общности, слоя, группы относительно целей, к которым нужно стремиться. Без ценностей не может обходиться ни одно общество, люди могут выбирать себе ценности. Ценности обуславливают нормы поведения людей в обществе. Норма — это поведение, правило, о6язывающее людей к определенной форме поведения в конкретной ситуации.

Ценности и нормы одного общества отличаются от норм другого. Вежливость и соответствующее поведение человека в одном обществе могут поставить в неловкое положение в другом. Но все же большая часть норм поведения y разных народов совпадают.

B течение жизни меняются сам человек, его вкусы, привязанности, статусы, роли и т.д. Общество тоже постоянно развивается, меняются его структура, цели, задачи, ценности, нормы и т.д. Социализация помогает людям строить свои отношения c другими членами общества, c обществом в целом. Это позволяет им чувствовать себя уверенно в этом обществе.

 

 

 

Тема 32. Личность как деятельный субъект

 

Личность - это человек, как субъект адаптивно-адаптирующей внешневнутренней, сознательной и целенаправленной активности, т.е. деятельности.

Более подробно можно рассмотреть данную тему по философскому подходу. В философии личность рассматривается с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания и творчества.

В отечественной философии и науке личность рассматривается преимущественно как социальное явление. Оно выражает в данном контексте способ деятельного, предметно-практического существования человека в обществе посредством освоения и преобразования данной культуры.

К числу несомненных заслуг отечественных философов и психологов относится разработка деятельностного подхода к изучению личности. Так, большинство ученых сходится во мнении, что сущностной характеристикой личности выступает деятельность, а главным способом её изучения – деятельный подход, суть которого можно свести к следующему:

1.  Фундаментальный принцип современного познания личности заключается в том, чтобы рассматривать личность не в отрыве от её деятельности, а непосредственно в контексте деятельности, т.е. как ее субъекта и в какой-то мере как объекта.

Следовательно, личность есть порождение и продукт деятельности, деятельное существо.

2. Деятельность обуславливает не только сущность личности, но и её структуру, которая характеризуется единством её социальных и психических качеств.

В зависимости от уровня организации деятельности можно выделить 3 взаимосвязанные стороны личности:

1. Внутреннюю или субъективную, изучаемую главным образом общей философией и психологией личности.

2. Внешнюю или объективно детерминированную, опосредующую взаимодействие субъекта и окружающего Мира и исследуемую преимущественно науками о поведении, в том числе социологией.

3.  Смешанную или интерсубъективную, согласующую позиции индивидов, их взаимные представления или ожидания.

В марксистской теории личности главный акцент смещён в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.

Информация о работе Лекции по "Социологии"