Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций

Краткое описание

Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.

Файлы: 1 файл

Социология. Лекции.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

Социальные институты (от лат. установление, учреждение) – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

В зависимости   от   сферы   действия   выполняемые   функции   социальных   институтов   могут подразделяться на реляционные – определяющую ролевую структуру общества по различным признакам  и регулятивные – определяющие  границы независимых по  отношению к нормам общества действий индивида для достижений личных целей.

Социальные институты, постоянно развиваясь, имеют свои формы. Источником развития являются эндогенные, т. е. внутренние и экзогенные (внешние) факторы.

Функциональные качества различных институтов отличаются друг от друга. В реальной жизни их функции переплетены тесно, так что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно.

Существуют различаемые по функциональным качествам институты, такие как экономический, политический, социально-культурный и воспитательный, государственные.

С социальными институтами тесно связаны соц. организации.

Социальная организация — в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле – социальные подсистемы организации. Термин «организации» используется в нескольких значениях:

1.    как элемент социальной структуры общества;

2.    как вид деятельности какой-либо группы;

3.  как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане соц. организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив.

 

Видный исследователь проблемы социальной организации А. И. Пригожий выделил ряд основных черт социальных организаций:

1)     Они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.

2)     Члены  организации  распределяются  по  иерархической  лестнице  соответственно  ролям  и статусам.

3)     Характерная черта организации возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку.

4)     Управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организаций.

 

Социологи специалисты дают типологию социальных организации, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные.

Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер. Он высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее не возможен технический, технологический, организационный процесс. Французский социолог Мишель Крозье отмечает, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновациям. Американские исследователи Питер Блау и Скотт справедливо подметили, что бюрократия стремится к однотипности в организационных системах.

Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, коммерсант должен иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 12. Социальный институт – религия

 

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая  или смыслополагающая. B религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе; которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и

компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир – человек» дополнительное опосредующее образование – сакральный мир, соотнося с миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия.

С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Tолкотт Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его  членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определённым  узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т. е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменять основу религии составлять культовую систему. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс как институционализации религиозных культовых систем.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса

институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую  роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих – служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную иерархизированную систему – церковь. Внутренняя структура

такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. B частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемые системы. Первая включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем поведения, включающим в себя разработку и применением санкций. Вторая, управляемая, подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношение, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в уставах и положениях конфессиональных организаций.

 

 

Тема 13. Семья как важнейший социальный институт

 

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности. Но семья, как правило, представляет более слож­ную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, a также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную груп­пу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодей­ствий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроиз­водства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодей­ствия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последо­вательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз это­го цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак – образование семьи;

2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделе­ния типов семейной организации. B зависимости от формы брака вы­дeляются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья преду­сматривает существование брачной пары – мужа и жены, мужей. B зависимости от структуры родственных связей выделяют­ся простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нук­леарная семья представляет собой супружескую пару c детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в бра­ке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла c момента формирования общества. Процесс формирования и функционирования семьи обус­ловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандар­тами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., a также санкции за их невыполнение. Эти цен­ности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном об­ществе исторически изменяющуюся форму Отношений между муж­чиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санк­ционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

Основная, первая функция семьи, как следует из определе­ния A. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспро­изводство населения в общественном плане и удовлетворение по­требности в детях – в личностном плане. Наряду c этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

1)     воспитательная – социализация молодого поколения, под­держание культурного воспроизводства общества;

2)     хозяйственно-бытовая – поддержание  физического Здо­ровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3)     экономическая – получение  материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов общества;

4)     сфера первичного социального контроля – моральная рег­ламентация поведения членов семьи в различных сферах Жизнедея­тельности, a также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представите­лями старшего и среднего поколений;

5)     духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6)     социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7)     досуговая – организация  рационального досуга, взаимо­обогащение интересов;

8)     эмоциональная – получение  психологической защиты, эмо­циональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое зна­чение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные ро­ли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпо­коленные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Инди­вид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или же­ной, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно оп­ределить свое место и место других в ролевой структуре семьи.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согла­сием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт ролевых обра­зов, что связано c неправильным их формированием y одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором про­тиворечие заложено в противоположности ролевых ожиданий, ис­ходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения од­новременно являются и детьми и родителями и должны соответст­венно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. B современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присуши женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хо­зяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) c со­временной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Информация о работе Лекции по "Социологии"