Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций
Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.
Лекция 1. Социология культуры
как комплексная научная
1. Общая социология и социология культуры.
Социология как наука, ее объект и предмет исследования.
Впервые слово «социология», обозначающее «науку об обществе, социальной жизни», введено О. Контом (фр.). Предпосылками формирования и развития науки служили развитие производства и усложнение в связи с этим всех сфер жизнедеятельности людей. Это поставило проблему регулирования общественных отношений, создания социального порядка, что и привело к необходимости изучения людей, их поведения и деятельности в процессе взаимодействия.
Объектом
исследования является часть окружающего
человека материального и
Предметом является лишь часть объекта, одна или несколько его сторон. Например, конкретное произведение искусства, как объект исследования, искусствоведа интересует с т.зр. худ. языка, философа – как явления культуры, педагога – воздействия на личность, социолога - с позиций бытования в обществе.
Т.о., объект м.б. одним для многих наук, а предмет всегда специфичен, что и отличает одну науку от другой.
Объектом общей социологии является общество в целом, рассматриваемое как общность индивидов и во взаимосвязи между ними.
Предметом социологии являются общие закономерности его возникновения, функционирования и развития, а также механизмы реализации этих законов и закономерностей. Кроме того, предметом социологии выступают социальные структуры (группы, общности) не как простое скопление индивидов, а как целое, имеющее систему устойчивых связей между ними.
Т.о., выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку, изучающую структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.
Ключевым для социологии является понятие «социальное». Нельзя отождествлять «социальное» и «общественное». Социальное – это одна из сторон общественной жизни. Понятия «общественный», «общественные отношения» употребляются, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон – экономической, политической и т.д. Когда же имеется ввиду природа отношений людей друг у другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе, то используются понятия «социальное», «социальные отношения».
Итак, социальное – это совокупность тех или иных свойств и отношений друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.
Три уровня социологии. Уровень социологии культуры.
Социология
развивалась в двух основных направлениях
– теоретическом и
Социология не может обходиться без конкретных данных о социальных фактах, связанных со структурой общества. Эти данные собирают исследователи, используя методы наблюдения, анализа документов, опроса. Обработка и анализ полученных данных позволяет сделать обобщения, сформулировать выводы относительно социальной жизни. Социолог движется индуктивным путем.
Теоретические и эмпирические исследования тесно связаны. Эмпирические исследования направлены на решение узкопрактических задач, а фундаментальная наука не всегда может приспособиться к изучению многообразия социальных феноменов.
Разрыв между
фундаментальной
В рамках общей (теоретической) социологии развиваются теории среднего уровня (отраслевые социологии) – социология труда, социология культуры, экономическая социология и т.д. Каждая из них имеет свои объекты и предметные области.
Т.о., существуют
три уровня социологических знаний:
фундаментальная
Социология культуры представляет собой средний уровень в общей структуре социологической науки. Это прикладная социология, изучающая культуру и формирующая отраслевую социологическую теорию. Она опирается на фундаментальную социологическую теорию высшего уровня и учитывает знания, полученные на уровне эмпирической социологии.
Современная роль социологии культуры в гуманитарном социологическом знании.
По мнению Л.Г. Ионина, социология культуры (да и другие науки о культуре) все более выходит на передний край социально-гуманитарной мысли, становясь одной из тех дисциплин, которые могут наиболее полно и адекватно выразить происходящие изменения. Социология культуры постепенно превращается в ведущую социологическую дисциплину нового тысячелетия. В этом смысле социология культуры и есть путь в новое тысячелетие.
Изменяется роль культуры в обществе, при этом сменяется само понимание культуры. Это уже не столько пассивное отражение, пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная «форма». «Кодируя», «драматизируя» свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности.
2. Место социологии культуры в системе наук о культуре.
Основные науки, сосредоточившиеся на описании и анализе культуры, это – этнология, этнография, культурная и социальная антропология, культурология, социология культуры и философия культуры.
Этнография – (греч.) – отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.
Этнология –
то же, что и этнография; некоторые
буржуазные ученые рассматривают этнологию
как дисциплину, изучающую общие
закономерности развития человеческой
культуры, а этнографию – как
чисто описательную дисциплину; такое
разделение единой отрасли знания на
описательную и теоретическую дисциплины
методически неправильно; термин Э.
в советской науке
Новейшие научные издания в этой области подтверждают редкость употребления термина этнография. В прошлом в России чаще употребляется термин «этнография»; в наст. время специалисты в большей степени склонны к устранению различий с терминологией, принятой в мировой науке, и предпочитают термин этнология.
В отличие от этнографии и этнологии, тяготеющих к истории, культурная и социальная антропология тяготеют к социологии. Этнография и этнология должны сосредотачиваться на описании народов (этносов) Земли, а культурная и социальная антропология должны заниматься исследованием культур разных народов. Предметом социальной (культурной) антропологии выступает человек и общество в контексте культуры. Этнологи и этнографы отличаются от социальных и культурных антропологов прежде всего тем, что первые в основном ориентируются на описательные процедуры, а вторые – на теоретическое осмысление своего предмета – функционирования и изменения культур. Культурные и социальные антропологи в отличие от культурсоциологов, как правило, анализируют традиционные общества, а вторые – современные. Этнология, этнография, культурная и социальная антропология – это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала. Различия между ними состоят в уровне абстракции при анализе явлений культуры.
Все перечисленные дисциплины отличаются от философии культуры тем, что они являются эмпирическими науками, а философия культуры – спекулятивная наука. (Спекуляция – от лат. – рассматривать издалека, - попытка исключительно мысленным путем получить знание о вещах, лежащих по ту сторону опыта.) Философия культуры – это обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условий и форм проявления. Она имеет огромное количество форм и часто оказывается тождественной философии истории, поскольку именно история рассматривается как процесс развертывания и воплощения смысла культуры.
Культурология
– область научного знания, призванная
исследовать культуру как единую
систему и особый класс явлений.
Изучением различных разделов культуры
заняты несколько специализированных
дисциплин - философия, языкознание,
археология, этнография, искусствоведение,
история архитектуры, история естествознания,
религиоведение и др. Обобщить их усилия,
создать для них общую
Социология
культуры – наука, рассматривающая
строение и функционирование культуры
в связи с социальными
Социология
культуры (или культурная социология,
или культурный анализ – как называет
Ионин) – это направление
3. Проблемное поле социологии культуры. Объект и предмет социологии культуры.
Проблемную область социологии культуры можно обозначить как законы и инфраструктуры функционирования и развития в обществе специализированной (высокой) и массовой культур.
В.И. Добреньков и А.И. Кравченко определяют проблемное поле социологии культуры так: «Предмет социологии культуры – любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы» (Социология. – М., 2000). Однако социокультурный процесс намного сложнее, чем просто «культурный процесс»; здесь необходим анализ возникновения и воспроизводства культурной продукции, ее социодинамики, ее «вхождения в массу», социализации.
Л.Н. Коган в социологию культуры включает три группы процессов, связанных с изучением материальной культуры, духовной культуры и группы, не относящихся ни к первой, ни ко второй группам. Ясно виден философский подход.
Основное содержание социологии культуры – осмысление роли и места культуры в современном обществе, осознание особенностей взаимодействия социокультурных процессов и происходящих в стране реформ. Культура является основным стержнем развития человечества, а формирование внутреннего духовного мира индивида, его потенциальных возможностей представляет собой единственно верный путь дальнейшего прогресса.
Ядро социологии культуры как науки составляет научное осмысление таких аспектов, как функционирование науки в обществе, социокультурные процессы, происходящие в различных группах, общностях, а также характеризующие внутренний мир индивида. Логика социологии культуры отражает трехуровневую систему: «общество - социальные группы, общности – индивид».
Краткое содержание некоторых известных учебников по социологии культуры.
Коган Л.Н. рассматривает культуру в контексте социальных общностей и социальных институтов, раскрывает специфику ее исследования.
Ионин Л.Г. –
фундаментальный труд, где основное
внимание уделено истории зарубежной
социологии, главным образом, немецкой.
Бесспорной заслугой автора является
преодоление в понимании
Ерасов Б.С. - «Социальная культурология». Автор замечает, что не претендует на социологию культуры, но называет социологический взгляд в качестве отличительной особенности социальной культурологии, что может рассматриваться как социология культуры. Книга посвящена раскрытию проблем культуры в их современном контексте.
Михайлова Л.И.: учебное пособие основано на идее многоаспектности, многомерности культуры, ее всепроникающем характере и определяющим особенности всех общественных явлений и процессов, оказывающих воздействие на саму культуру.
Ирхин Ю.В. – социология политической культуры.
По мнению
Л.Г. Ионина, «очевидно, что в социологии
культуры, т.е. в дисциплине, предмет
которой – взаимоотношения