Лекции по "Социологии культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.

Файлы: 1 файл

Лекции для заочников.docx

— 224.62 Кб (Скачать)

Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.

 

1. Общая социология  и социология культуры.

Социология как наука, ее объект и предмет исследования.

Впервые слово  «социология», обозначающее «науку об обществе, социальной жизни», введено О. Контом (фр.). Предпосылками формирования и развития науки служили развитие производства и усложнение в связи с этим всех сфер жизнедеятельности людей. Это поставило проблему регулирования общественных отношений, создания социального порядка, что и привело к необходимости изучения людей, их поведения и деятельности в процессе взаимодействия.

Объектом  исследования является часть окружающего  человека материального и нематериального  мира. Это реальность, существующая независимо от нас, - явления и процессы, живые организмы и человек. Важно, что объект всегда представляет собой  эмпирическую реальность, конкретный мир.

Предметом является лишь часть объекта, одна или несколько  его сторон. Например, конкретное произведение искусства, как объект исследования, искусствоведа интересует с т.зр. худ. языка, философа – как явления культуры, педагога – воздействия на личность, социолога -  с позиций бытования в обществе.

Т.о., объект м.б. одним для многих наук, а предмет всегда специфичен, что и отличает одну науку от другой.

Объектом  общей социологии является общество в целом, рассматриваемое как  общность индивидов и во взаимосвязи  между ними.

Предметом социологии являются общие закономерности его возникновения, функционирования и развития, а также механизмы реализации этих законов и закономерностей. Кроме того, предметом социологии выступают социальные структуры (группы, общности) не как простое скопление индивидов, а как целое, имеющее систему устойчивых связей между ними.

Т.о., выделение  объекта и предмета социологии позволяет  определить ее как науку, изучающую  структуры общества, их элементы и  условия существования, а также  социальные процессы, протекающие в этих структурах.

Ключевым  для социологии является понятие  «социальное». Нельзя отождествлять  «социальное» и «общественное». Социальное – это одна из сторон общественной жизни. Понятия «общественный», «общественные отношения» употребляются, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон – экономической, политической и т.д. Когда же имеется ввиду природа отношений людей друг у другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе, то используются понятия «социальное», «социальные отношения».

Итак, социальное – это совокупность тех или  иных свойств и отношений друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Три уровня социологии. Уровень  социологии культуры.

Социология  развивалась в двух основных направлениях – теоретическом и эмпирическом. Теоретический уровень выделился в свое время из философии и рассматривает фундаментальные вопросы развития общества и места в нем человеческой личности. Его принято называть общесоциологической теорией. Она связана с другими фундаментальными науками: философией, психологией, историей, политологией, экономикой, культурологией и др., строится на наблюдениях и обобщениях различных сторон жизни.

Социология  не может обходиться без конкретных данных  о социальных фактах, связанных  со структурой общества. Эти данные собирают исследователи, используя  методы наблюдения, анализа документов, опроса. Обработка и анализ полученных данных позволяет сделать обобщения, сформулировать выводы относительно социальной жизни. Социолог движется индуктивным путем.

Теоретические и эмпирические исследования тесно  связаны. Эмпирические исследования направлены на решение узкопрактических задач, а фундаментальная наука не всегда может приспособиться к изучению многообразия социальных феноменов.

Разрыв между  фундаментальной общесоциологической  теорией и эмпирической социологией был преодолен благодаря созданию  еще одного уровня социологии – теории среднего уровня. Эти теории используют идеи и терминологию из фундаментальной социологии. Но они относительно самостоятельны, так как создают теорию на основе обобщения и структурирования эмпирических данных в конкретной области знания, например, в образовании, науке, культуре, религии, политике и т.д. В данном случае можно говорить об отраслевой социологической теории. Кроме того, на этом уровне создаются специальные социологические теории на основе исследования различных социальных общностей, организаций и социальных процессов.

В рамках общей (теоретической) социологии развиваются  теории среднего уровня (отраслевые социологии) – социология труда, социология культуры, экономическая социология и т.д. Каждая из них имеет свои объекты и предметные области.

Т.о., существуют три уровня социологических знаний: фундаментальная общесоциологическая  теория; прикладная, включающая в себя отраслевую и специальную социологическую теорию; и эмпирическая социология. Социологическая теория среднего уровня  является как бы связующим звеном, опирается на теорию макроуровня и использует эмпирику микроуровня.

Социология  культуры представляет собой средний  уровень в общей структуре  социологической науки. Это прикладная социология, изучающая культуру и формирующая отраслевую социологическую теорию. Она опирается на фундаментальную социологическую теорию высшего уровня и учитывает знания, полученные на уровне эмпирической социологии.

Современная роль социологии культуры в гуманитарном социологическом знании.

По мнению Л.Г. Ионина, социология культуры (да и  другие науки о культуре) все более  выходит на передний край социально-гуманитарной мысли, становясь одной из тех  дисциплин, которые могут наиболее полно и адекватно выразить происходящие изменения. Социология культуры постепенно превращается  в ведущую социологическую дисциплину нового тысячелетия. В этом смысле социология культуры и есть путь в новое тысячелетие.

Изменяется  роль культуры в обществе, при этом сменяется само понимание культуры. Это уже не столько пассивное  отражение, пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная «форма». «Кодируя», «драматизируя» свое поведение, соотнося его с мифом  и архетипом, индивиды сознательно  используют культуру для организации  и нормализации собственной деятельности.

 

2. Место социологии  культуры в системе наук о  культуре.

Основные  науки, сосредоточившиеся на описании и анализе культуры, это – этнология, этнография, культурная и социальная антропология, культурология, социология культуры и философия культуры.

Этнография  – (греч.) – отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.

Этнология –  то же, что и этнография; некоторые  буржуазные ученые рассматривают этнологию  как дисциплину, изучающую общие  закономерности развития человеческой культуры, а этнографию – как  чисто описательную дисциплину; такое  разделение единой отрасли знания на описательную и теоретическую дисциплины методически неправильно; термин Э. в советской науке употребляется  редко.

Новейшие  научные издания в этой области  подтверждают редкость употребления термина  этнография. В прошлом в России чаще употребляется термин «этнография»; в наст. время специалисты в большей степени склонны к устранению различий с терминологией, принятой в мировой науке, и предпочитают термин этнология.

В отличие  от этнографии и этнологии, тяготеющих к истории, культурная и социальная антропология тяготеют к социологии. Этнография и этнология должны сосредотачиваться на описании народов (этносов) Земли, а культурная и социальная антропология должны заниматься исследованием культур разных народов. Предметом социальной (культурной) антропологии выступает человек и общество в контексте культуры. Этнологи и этнографы отличаются от социальных и культурных антропологов прежде всего тем, что первые в основном ориентируются на описательные процедуры, а вторые – на теоретическое осмысление своего предмета – функционирования и изменения культур. Культурные и социальные антропологи в отличие от культурсоциологов, как правило, анализируют традиционные общества, а вторые – современные. Этнология, этнография, культурная и социальная антропология – это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала. Различия между ними  состоят в уровне абстракции при анализе явлений культуры.

Все перечисленные  дисциплины отличаются от философии  культуры тем, что они являются эмпирическими  науками, а философия культуры –  спекулятивная наука. (Спекуляция –  от лат. – рассматривать издалека, - попытка исключительно  мысленным путем получить знание о вещах, лежащих по ту сторону опыта.) Философия культуры – это обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условий и форм проявления. Она имеет огромное количество форм и часто оказывается тождественной философии истории, поскольку именно история рассматривается как процесс развертывания и воплощения смысла культуры.

Культурология – область научного знания, призванная исследовать культуру как единую систему и особый класс явлений. Изучением различных разделов культуры заняты несколько специализированных дисциплин -  философия, языкознание, археология, этнография, искусствоведение, история архитектуры, история естествознания, религиоведение и др. Обобщить их усилия, создать для них общую теоретическую  базу, определить наиболее общие закономерности формирования, функционирования и развития культуры и призвана культурология.

Социология  культуры – наука, рассматривающая  строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами  и институтами и применительно  к конкретно-историческим ситуациям. Данное  определение является традиционным и устроит социолога любого направления.

Социология  культуры (или культурная социология, или культурный анализ – как называет Ионин) – это направление теоретического исследования, применяющего методологию  и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии  культуры и ставящее своей целью  обнаружение и анализ закономерностей  социокультурных изменений.

 

3. Проблемное поле  социологии культуры. Объект и  предмет социологии культуры.

Проблемную  область социологии культуры можно  обозначить как законы и инфраструктуры функционирования и развития в обществе специализированной (высокой) и массовой культур.

В.И. Добреньков и А.И. Кравченко определяют проблемное поле социологии культуры так: «Предмет социологии культуры – любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы» (Социология. – М., 2000). Однако социокультурный процесс намного сложнее, чем просто «культурный процесс»; здесь необходим анализ возникновения и воспроизводства культурной продукции, ее социодинамики, ее «вхождения в массу», социализации.

Л.Н. Коган  в социологию культуры включает три  группы процессов, связанных с изучением  материальной культуры, духовной культуры и группы, не относящихся ни к  первой, ни ко второй группам. Ясно виден  философский подход.

Основное  содержание социологии культуры –  осмысление роли и места культуры в современном обществе, осознание  особенностей взаимодействия социокультурных  процессов и происходящих в стране реформ.  Культура является основным стержнем развития человечества, а  формирование внутреннего духовного  мира индивида, его потенциальных  возможностей представляет собой единственно верный путь дальнейшего прогресса.

Ядро социологии культуры как науки  составляет научное  осмысление таких аспектов, как функционирование науки в обществе, социокультурные  процессы, происходящие в различных  группах, общностях, а также характеризующие  внутренний мир индивида. Логика социологии культуры отражает трехуровневую систему: «общество - социальные группы, общности – индивид».

Краткое содержание некоторых известных учебников  по социологии культуры.

Коган Л.Н. рассматривает  культуру в контексте социальных общностей и социальных институтов, раскрывает специфику ее исследования.

Ионин Л.Г. –  фундаментальный труд, где основное внимание уделено истории зарубежной социологии, главным образом, немецкой. Бесспорной заслугой автора является преодоление в понимании культуры  ее статуса «вторичности» в обществе и выход в рассмотрении проблем социологии культуры за узкие рамки анализа деятельности учреждений культуры и искусства. Стержнем учебного пособия является мысль о возрастании роли культуры в регуляции человеческого поведения, о наполнении культурным содержанием повседневной реальности, о роли культуры как двигателе общественного развития.

Ерасов Б.С. - «Социальная культурология». Автор замечает, что не претендует на социологию культуры, но называет социологический взгляд в качестве отличительной особенности социальной культурологии, что может рассматриваться как социология культуры.  Книга посвящена раскрытию проблем культуры в их современном контексте.

Михайлова Л.И.: учебное пособие основано на идее многоаспектности, многомерности культуры, ее всепроникающем характере и определяющим особенности всех общественных явлений и процессов, оказывающих воздействие на саму культуру.

Ирхин Ю.В.  – социология политической культуры.

По мнению Л.Г. Ионина, «очевидно, что в социологии культуры, т.е. в дисциплине, предмет  которой – взаимоотношения общества и культуры – не только громаден и неопределен сам по себе, но еще и находится в процессе постоянной трансформации и трансмутации, всегда неизбежна степень субъективности в выборе тем, подходов, понятий».

Информация о работе Лекции по "Социологии культуры"