- Понятие субкультуры
Впервые термин
"субкультура" введен в научный
оборот американским социологом
Т.Роззаком в 30-е годы нашего века. Со временем
социологи стали употреблять его все чаще,
поскольку данный термин, как казалось,
значительно более точно и емко, чем понятие
"культура", характеризует многомерную
реальность. Однако именно многомерность
бытия культуры послужила фактором нарастания
разнообразия в определениях субкультуры
разными исследователями. Тем не менее
ныне сложился определенный консенсус
относительно ведущего смысла, вкладываемого
в это понятие. Наиболее характерна точка
зрения М. Брейка (Великобритания), согласно
которой субкультура — это "нормы, отделенные
от общепринятой системы ценностей и способствующие
поддержанию и развитию коллективного
стиля жизни, также отделенного от традиционного
стиля, принятого в данном обществе".
К такому пониманию близка формулировка
Н. Смелзера (США): субкультурой является
"любая система норм и ценностей, которая
выделяет группу из большого сообщества"(См.:
Смелзер Н. Социология// Социс, 1990, № 12,
с. 131). Не противоречит этим определениям
и мнение Б. Филлипса, который подчеркивает,
что субкультура — это система ожиданий
и целей, широко разделяемая внутри некоторой
подгруппы общества.
Субкультурой
называется система норм и
ценностей, отличающих культуру
определенной группы от культуры
большинства общества. Последняя
носит название доминантной культурой;
это ценности, традиции, взгляды,
которые разделяются той частью общества,
которая имеет возможность навязывать
обществу этническое большинство, либо
они располагают механизмами принуждения.
Субкультура отличается от доминантной
культуры стиль жизни и ценности этнических,
религиозных, профессиональных, социально-экономических,
возрастных и многих других групп в обществе.
Таким образом, понятие субкультуры говорит
не о том, что та или иная группа выступает
против культуры, доминирующей в данном
обществе. Хотя существует множество примеров,
дающих понять, что большинство общества
относится к субкультуре с неодобрением
и недоверием. Эта проблема может возникать
даже в отношении к субкультурам врачей,
военных, милиции и т.д.
На формирование
субкультуры влияют такие факторы,
как: этническое положение, социальный
класс, место жительства, религия.
Ценности субкультуры
имеют большое влияние на социализацию
индивида, на формирование личности
человека, входящего в состав
той или иной группы. Н. Смелзер
приводит такой пример: «… Личность и
поведение проживающего в Бостоне итальянца,
а также его друзей и семьи, отличаются
от личности и поведения из Эль-Пасо».
Смелзер утверждает, что эти различия
в поведении и характере людей означают
только отклонение от национальной культуры,
а совсем не отказ от нее.
Таким образом,
субкультура – это суверенное
целостное образование внутри
господствующей культуры. Субкультурные
образования в известной мере автономны,
закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить
собою господствующую культуру и вытеснить
ее как данность.
Мы очень часто
слышим, и сами употребляем выражения
типа «люди общего круга», «земляки»,
«богема», «высший свет», «золотая
молодежь» и т.п. Каждый раз
речь идет о специфических
общностях людей. Со временем
таких понятий становилось все больше
и тем самым все насущнее становилась
потребность в данном термине, обозначающем
указанные явления. Так появился термин
«субкультура». И хотя на уровне интуиции
содержание его было более или менее понятным,
социологи осознавали его огромную емкость
и не уставали вырабатывать различные
его определения.
Однако далеко
не все социальные группы порождать
субкультуры. Это в состоянии
делать только те из них, которые: 1) сложились
относительно давно; 2) относительно устойчивы;
3) сформировали определенные культурно-исторические
традиции.
Если социальная
группа устойчива и сложилась
давно, в ее недрах при некоторых
обстоятельствах неизбежно возникает
и развивается субкультура –
самосознание ее членов с определенной
картиной мира и вытекающих из нее норм,
ценностей, символов, стереотипов восприятия,
языка (диалектика, сленга), этикета и поведения.
Таким образом,
под субкультурой можно понимать
не сами социальные группы (общности
людей), характерные одинаковой профессией,
имущественным положением или образом
жизни, и даже не порождающую среду. Субкультура
– это общность именно картин мира, норм,
идей, ценностей и идеалов в общем поле
культуры, к которому, как к магниту, притягиваются
и отдельные личности, и целые группы,
разделяющие эти ценности.
Носители субкультурного
сознания – это люди, наилучшим образом
вписывающиеся и ощущающие себя в данной
общности. Так, например, чтобы стать предпринимателем
как членом субкультуры, мало просто заниматься
бизнесом. Надо искренне принять нормы,
ценности, символы этого сообщества, хорошо
усвоить его язык, а главное – принять
и разделить его картину мира. Ясно, что
далеко не все предприниматели способны
на это.
В целом
субкультура представляет собой
специфический способ дифференциации
развитых национальных и региональных
культур, в которых наряду с основной,
классической тенденцией существует ряд
своеобразных культурных образований,
как по форме, так и по содержанию отличающихся
от ведущей культурной традиции, но являющихся
в то же время прямым генетическим порождением
последней.
Разновидностью
субкультуры является контркультура,
носители которой находятся в конфликте
с официальной (доминирующей) культурой.
- Город как социокультурный феномен.
Культура города
представляет собой типичную
субкультуру в рамках целостной
национальной культуры. Можно выделить
несколько факторов, которые обусловливают
статус города как субкультуры.
Во-первых, исходный
фактор, определяющий особенности
характера культуры каждого города,
- географический, природный. Он включает
в себя и климатические условия жизни
города, и особенности ландшафта, среды,
в которую город вписан; наличие или отсутствие
моря, реки, гор, равнинная или холмистая
почва и т.д.
Во-вторых, социальный
статус города и основная направленность
жизнедеятельности его обитателей. Различают
столичные и провинциальные, промышленные
и приморско-торговые, военно-морские
и университетские, курортные города.
При этом чрезвычайно важно учитывать
одно из главных отличий города от села:
оно состоит не в размерах занимаемой
им площади, не в высоте зданий, не в количестве
жителей, а в его социальной неоднородности.
В конечном счете, культура города оказывается
многосторонне дифференцированной, дробной,
часто не только разнородной по позициям,
но и внутренне антагонистичной, порождая
диалоги, расхождения или острые конфликты
между различными своими субкультурами.
Поэтому культура города должна изучаться
как сложная система субкультур, расчленяющихся
и противостоящих друг другу в разных
плоскостях – сословных, национальных,
религиозных, возрастных и т.п.
В-третьих, фактор,
определяющий лицо города, - архитектурный.
Это непосредственно ощущается
нами всегда – особенно при
сравнении старинных, исторических
городов, с их разнообразной, яркой, пластичной
и живописно богатой архитектурой, и современных
однообразно-коробочных муравейников.
В этом плане существует различие городов,
стихийно складывающихся на протяжении
многих веков (Киев, Москва) и выстроенных
по рационально разработанному плану
(Петербург).
Наконец, четвертый
фактор – эстетически-художественный,
включающий архитектурный облик города,
но имеющий гораздо более широкое содержание.
Он начинается с красоты, величия или лиризма
природной среды, в которую вписан город,
включает в себя садово-парковое искусство,
дизайнерское и рекламное оформление
города и завершается ролью, которую играет
в его жизни художественная культура,
в многообразии ее «станковых», «рамочных»,
концертных форм – музеев, театров, филармонических
и выставочных залов, литературно-художественных
издательств и журналов, творческих союзов
и объединений, домов культуры и клубов,
организующих самодеятельное творчество
любителей искусства. Значение этого фактора
состоит в том, что от его силы, авторитета,
влияния зависит характер исторических
потребностей горожан, уровень их вкуса,
критерии поведения.
Совокупное
действие всех этих четырех
факторов и придает городу
неповторимую индивидуальность, позволяет
раскрыть нам «тайну» культуры города,
ее «душу».
В 1933 году
на IV Международном конгрессе современной
архитектуры была принята Афинская хартия,
в которой были сформулированы четыре
функции города: жить, работать, отдыхать
и передвигаться.
Город, имеющий
свою историю, является средоточием
и концентрацией ценностей, богатств,
власти, знания, которые до его появления
были рассеяны в пространстве, занятом
тысячами малых поселений. Выделяясь из
сельской культуры, город порождает новую
оппозицию – «город / село», а в дальнейшем
- «столица / провинция».
Город характеризуется
концентрацией деятельности и
общения на небольшой территории,
интенсивным освоением людьми
пространства и времени. Городская
среда – искусственная, она
– порождение урбанистических
тенденций, что оборачивается разрывом
связей человека с природой. Современный
урбанизм есть продукт индустриальной
цивилизации, приводящей к стандартизации
лишь города и стандартизации жизни в
нем. Поэтому одна из тенденций сегодня
– дезурбанизация (стремление в пригороды,
в города-спутники и т.д.). Но дело не только
во внешнем облике городской среды, Но,
прежде всего, в функциональном назначении
ее элементов, их согласованности. Горожанин
ежедневно пользуется множеством вещей
и служб, находящихся в общественной, муниципальной
собственности – транспортом, средствами
связи, кинотеатрами, автоматами, лифтами
и пр. Нормальная и полноценная городская
жизнь предполагает осведомленность об
устройстве, назначении и расположении
всех этих вещей и служб, а также внутреннюю
дисциплину, привычку к постоянному сотрудничеству
и координации действий.
Характерной
чертой городской жизни является
то, что города являются центрами
культуры, а значит, организуют досуг
своих жителей. В городе труд
и досуг разделены, свободное время
в городе не только гарантируется, но и
вменяется в обязанность. Городская среда
обычно исключает возможность какой-либо
произвольной, специально не предусмотренной
деятельности. В городе почти все пространства
освоено. Город имеет специализированные
центры творческого досуга – библиотеки,
музеи, театры, филармонии. Они-то и составляют
главное преимущество города по сравнению
с селом.
Литература
Зеленов Л.А. Социология города: Учебное пособие
для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2000.
- Сельская субкультура
Истоки современной
сельской субкультуры коренятся
в культуре земледельческой цивилизации.
Основная характеристика этой культуры
– ее традиционный
характер: те черты деятельности и сознания,
которые сложились у разных племен на
выходе из первобытного состояния, приобретали
предельно устойчивый характер; они, конечно,
изменялись, но очень медленно. Традиционность
древневосточных народов характеризовалась
деспотическим политическим строем, сплетенным
с культом, и обретала такое мощное средство
воздействия на поведение членов общества,
как писаные
законы и закреплявшиеся письменно правила
всей духовной и практической деятельности.
Тем самым традиционность из совокупности
принципов, передаваемой изустно и демонстрационно,
в процессе воспитания вступающих
в жизнь поколений, превращалась в каноничность или нормативность, т.е. в формализованную систему правил,
ставшую образцом для всех аналогичных
способов формализации традиции – в средневековых
феодальных структурах, в культуре европейских
абсолютных монархий Нового времени, в
культурах тоталитарных государств ХХ
века. В традиционном обществе ценится стереотипность,
а не оригинальность образа мыслей,
деятельности и поведения индивида. В
таком обществе самостоятельный выбор
человеком своей ценностной ориентации
и способов ее реализации, возможный крайне
редко, встречает всеобщее осуждение,
неприятие, а в тоталитарных системах
и жестокое наказание, если не полную изоляцию
от общества подобного диссидента.
Традиционность как «ключевое»,
системообразующее в данном типе культуры
ее свойство нашла яркое и точное выражение
в зеркале ее искусства.
Традиционная
культура феодального общества
получила название фольклорной (т.е. народной). Речь,
конечно, идет о крестьянской культуре.
Если не сводить фольклор к текстам вербальным,
но рассматривать и вещественные формы
воплощения народного сознания, в которых
технико-конструктивная основа была «окутана»
в подавляющем большинстве случаев эстетическими,
художественными, мифологическими смыслами,
тогда исследование фольклора расширяется
и мы получаем доступ к глубинным и имманентно
ему принадлежащим слоям его содержания.
Именно тут коренится главный аргумент
в пользу такого широкого понимания фольклора,
которое обусловлено невыделенностью художественной деятельности
из материально-производственной, медицинской,
культово-обрядовой практики. А это
свойство фольклора объясняется стабильностью
образа жизни и труда крестьян, которая
вела к консервации тех принципов, на которых
строилась первобытная культура – синкретизма
материально-духовно-художественной деятельности, органической
вплетенности эстетического сознания
в целостно-недифференцированное – познавательно-ценностное,
эмоционально-рациональное – отношение
крестьян к природе, категориальной аморфоности их эстетического
сознания и морфологической аморфности их художественной
практики.