Лекции по "Социологии культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.

Файлы: 1 файл

Лекции для заочников.docx

— 224.62 Кб (Скачать)

 

  1. Понятие субкультуры

       Впервые термин "субкультура" введен в научный  оборот американским социологом Т.Роззаком в 30-е годы нашего века. Со временем социологи стали употреблять его все чаще, поскольку данный термин, как казалось, значительно более точно и емко, чем понятие "культура", характеризует многомерную реальность. Однако именно многомерность бытия культуры послужила фактором нарастания разнообразия в определениях субкультуры разными исследователями. Тем не менее ныне сложился определенный консенсус относительно ведущего смысла, вкладываемого в это понятие. Наиболее характерна точка зрения М. Брейка (Великобритания), согласно которой субкультура — это "нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в данном обществе". К такому пониманию близка формулировка Н. Смелзера (США): субкультурой является "любая система норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества"(См.: Смелзер Н. Социология// Социс, 1990, № 12, с. 131). Не противоречит этим определениям и мнение Б. Филлипса, который подчеркивает, что субкультура — это система ожиданий и целей, широко разделяемая внутри некоторой подгруппы общества.

       Субкультурой  называется система норм и  ценностей, отличающих культуру  определенной группы от культуры  большинства общества. Последняя  носит название доминантной культурой;  это ценности, традиции, взгляды,  которые разделяются той частью общества, которая имеет возможность навязывать обществу этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения.  Субкультура отличается от доминантной культуры стиль жизни и ценности этнических, религиозных, профессиональных, социально-экономических, возрастных и многих других групп в обществе. Таким образом, понятие субкультуры говорит не о том, что та или иная группа выступает против культуры, доминирующей в данном обществе. Хотя существует множество примеров, дающих понять, что большинство общества относится к субкультуре с неодобрением и недоверием. Эта проблема может возникать даже в отношении к субкультурам врачей, военных, милиции и т.д.

        На формирование  субкультуры влияют такие факторы,  как: этническое положение, социальный класс, место жительства, религия.

        Ценности субкультуры  имеют большое влияние на социализацию  индивида, на формирование личности  человека, входящего в состав  той или иной группы. Н. Смелзер приводит такой пример: «… Личность и поведение проживающего в Бостоне итальянца, а также его друзей и семьи, отличаются от личности и поведения из Эль-Пасо». Смелзер утверждает, что эти различия в поведении и характере людей означают только отклонение от национальной культуры, а совсем не отказ от нее.

       Таким образом,  субкультура – это суверенное  целостное образование внутри  господствующей культуры. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру и вытеснить ее как данность.

       Мы очень часто  слышим, и сами  употребляем выражения  типа «люди общего круга», «земляки»,  «богема», «высший свет», «золотая  молодежь» и т.п. Каждый раз  речь идет о специфических  общностях людей. Со временем  таких понятий становилось все больше и тем самым все насущнее становилась потребность в данном термине, обозначающем указанные явления. Так появился термин «субкультура». И хотя на уровне интуиции содержание его было более или менее понятным, социологи осознавали его огромную емкость и не уставали вырабатывать различные его определения.

        Однако далеко  не все социальные группы порождать  субкультуры. Это в состоянии делать только те из них, которые: 1) сложились относительно давно; 2) относительно устойчивы; 3) сформировали определенные культурно-исторические традиции.

        Если социальная  группа устойчива и сложилась  давно, в ее недрах при некоторых  обстоятельствах неизбежно возникает  и развивается субкультура –  самосознание ее членов с определенной картиной мира и вытекающих из нее норм, ценностей, символов, стереотипов восприятия, языка (диалектика, сленга), этикета и поведения.

       Таким образом,  под субкультурой можно понимать  не сами социальные группы (общности людей), характерные одинаковой профессией, имущественным положением или образом жизни, и даже не порождающую среду. Субкультура – это общность именно картин мира, норм, идей, ценностей и идеалов в общем поле культуры, к которому, как к магниту, притягиваются и отдельные личности, и целые группы, разделяющие эти ценности.

        Носители субкультурного сознания – это люди, наилучшим образом вписывающиеся и ощущающие себя в данной общности. Так, например, чтобы стать предпринимателем как членом субкультуры, мало просто заниматься бизнесом. Надо искренне принять нормы, ценности, символы этого сообщества, хорошо усвоить его язык, а главное – принять и разделить его картину мира. Ясно, что далеко не все предприниматели способны на это.

        В целом  субкультура представляет собой  специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной, классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней.

        Разновидностью  субкультуры является контркультура,  носители которой находятся в конфликте с официальной (доминирующей) культурой.

 

  1. Город как социокультурный феномен.

        Культура города  представляет собой типичную  субкультуру в рамках целостной национальной культуры. Можно выделить несколько факторов, которые обусловливают статус города как субкультуры.

       Во-первых, исходный  фактор, определяющий особенности  характера культуры каждого города, - географический, природный. Он включает в себя и климатические условия жизни города, и особенности ландшафта, среды, в которую город вписан; наличие или отсутствие моря, реки, гор, равнинная или холмистая почва и т.д.

      Во-вторых, социальный  статус города и основная направленность  жизнедеятельности его обитателей. Различают столичные и провинциальные, промышленные и приморско-торговые, военно-морские и университетские, курортные города. При этом чрезвычайно важно учитывать одно из главных отличий города от села: оно состоит не в размерах занимаемой им площади, не в высоте зданий, не в количестве жителей, а в его социальной неоднородности. В конечном счете, культура города оказывается многосторонне дифференцированной, дробной, часто не только разнородной по позициям, но и внутренне антагонистичной, порождая диалоги, расхождения или острые конфликты между различными своими субкультурами. Поэтому культура города должна изучаться как сложная система субкультур, расчленяющихся и противостоящих друг другу в разных плоскостях – сословных, национальных, религиозных, возрастных и т.п.

       В-третьих, фактор, определяющий лицо города, - архитектурный.  Это непосредственно ощущается  нами всегда – особенно при  сравнении старинных, исторических городов, с их разнообразной, яркой, пластичной и живописно богатой архитектурой, и современных однообразно-коробочных муравейников. В этом плане существует различие городов, стихийно складывающихся на протяжении многих веков (Киев, Москва) и выстроенных по рационально разработанному плану (Петербург).

       Наконец, четвертый  фактор – эстетически-художественный, включающий архитектурный облик города, но имеющий гораздо более широкое содержание. Он начинается с красоты, величия или лиризма природной среды, в которую вписан город, включает в себя садово-парковое искусство, дизайнерское и рекламное оформление города и завершается ролью, которую играет в его жизни художественная культура, в многообразии ее «станковых», «рамочных», концертных форм – музеев, театров, филармонических и выставочных залов, литературно-художественных издательств и журналов, творческих союзов и объединений, домов культуры и клубов, организующих самодеятельное творчество любителей искусства. Значение этого фактора состоит в том, что от его силы, авторитета, влияния зависит характер исторических потребностей горожан, уровень их вкуса, критерии поведения.

         Совокупное  действие всех этих четырех  факторов и придает городу  неповторимую индивидуальность, позволяет раскрыть нам «тайну» культуры города, ее «душу».

         В 1933 году  на IV Международном конгрессе современной архитектуры была принята Афинская хартия, в которой были сформулированы четыре функции города: жить, работать, отдыхать и передвигаться.

       Город, имеющий  свою историю, является средоточием  и концентрацией ценностей, богатств, власти, знания, которые до его появления были рассеяны в пространстве, занятом тысячами малых поселений. Выделяясь из сельской культуры, город порождает новую оппозицию – «город / село», а в дальнейшем - «столица / провинция».

      Город характеризуется  концентрацией деятельности и  общения на небольшой территории, интенсивным освоением людьми  пространства и времени. Городская  среда – искусственная, она  – порождение урбанистических  тенденций, что оборачивается разрывом связей человека с природой. Современный урбанизм есть продукт индустриальной цивилизации, приводящей к стандартизации лишь города и стандартизации жизни в нем. Поэтому одна из тенденций сегодня – дезурбанизация (стремление в пригороды, в города-спутники и т.д.). Но дело не только во внешнем облике городской среды, Но, прежде всего, в функциональном назначении ее элементов, их согласованности. Горожанин ежедневно пользуется множеством вещей и служб, находящихся в общественной, муниципальной собственности – транспортом, средствами связи, кинотеатрами, автоматами, лифтами и пр. Нормальная и полноценная городская жизнь предполагает осведомленность об устройстве, назначении и расположении всех этих вещей и служб, а также внутреннюю дисциплину, привычку к постоянному сотрудничеству и координации действий.

        Характерной  чертой городской жизни является  то, что города являются центрами  культуры, а значит, организуют досуг  своих жителей. В городе труд  и досуг разделены, свободное время в городе не только гарантируется, но и вменяется в обязанность. Городская среда обычно исключает возможность какой-либо произвольной, специально не предусмотренной деятельности. В городе почти все пространства освоено. Город имеет специализированные центры творческого досуга – библиотеки, музеи, театры, филармонии. Они-то и составляют главное преимущество города по сравнению с селом.

 

                                                                             Литература      

Зеленов Л.А. Социология города: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2000.

       

  1. Сельская субкультура

      Истоки современной  сельской субкультуры коренятся  в культуре земледельческой цивилизации. Основная характеристика этой культуры – ее традиционный характер: те черты деятельности и сознания, которые сложились у разных племен на выходе из первобытного состояния, приобретали предельно устойчивый характер; они, конечно, изменялись, но очень медленно. Традиционность древневосточных народов характеризовалась деспотическим политическим строем, сплетенным с культом, и обретала такое мощное средство воздействия на поведение членов общества, как писаные законы и закреплявшиеся письменно правила всей духовной и практической деятельности. Тем самым традиционность из совокупности принципов, передаваемой изустно и демонстрационно, в процессе  воспитания вступающих в жизнь поколений, превращалась в каноничность или нормативность, т.е. в формализованную систему правил, ставшую образцом для всех аналогичных способов формализации традиции – в средневековых феодальных структурах, в культуре европейских абсолютных монархий Нового времени, в культурах тоталитарных государств ХХ века. В традиционном обществе ценится стереотипность, а не оригинальность образа мыслей, деятельности и поведения индивида. В таком обществе самостоятельный выбор человеком своей ценностной ориентации и способов ее реализации, возможный крайне редко, встречает всеобщее осуждение, неприятие, а в тоталитарных системах и жестокое наказание, если не полную изоляцию от общества подобного диссидента.

       Традиционность как «ключевое», системообразующее в данном типе культуры ее свойство нашла яркое и точное выражение в зеркале ее искусства.

       Традиционная  культура феодального общества  получила название фольклорной (т.е. народной). Речь, конечно, идет о крестьянской культуре. Если не сводить фольклор к текстам вербальным, но рассматривать и вещественные формы воплощения народного сознания, в которых технико-конструктивная основа была «окутана» в подавляющем большинстве случаев эстетическими, художественными, мифологическими смыслами, тогда исследование фольклора расширяется и мы получаем доступ к глубинным и имманентно ему принадлежащим слоям его содержания. Именно тут коренится главный аргумент в пользу такого широкого понимания фольклора, которое обусловлено невыделенностью художественной деятельности из материально-производственной, медицинской, культово-обрядовой практики. А это свойство фольклора объясняется стабильностью образа жизни и труда крестьян, которая вела к консервации тех принципов, на которых строилась первобытная культура – синкретизма материально-духовно-художественной деятельности, органической вплетенности эстетического сознания в целостно-недифференцированное – познавательно-ценностное, эмоционально-рациональное – отношение крестьян к природе, категориальной аморфоности их эстетического сознания и морфологической аморфности их художественной практики.

Информация о работе Лекции по "Социологии культуры"