- Понятие субкультуры
       Впервые термин 
"субкультура" введен в научный 
оборот американским социологом 
Т.Роззаком в 30-е годы нашего века. Со временем 
социологи стали употреблять его все чаще, 
поскольку данный термин, как казалось, 
значительно более точно и емко, чем понятие 
"культура", характеризует многомерную 
реальность. Однако именно многомерность 
бытия культуры послужила фактором нарастания 
разнообразия в определениях субкультуры 
разными исследователями. Тем не менее 
ныне сложился определенный консенсус 
относительно ведущего смысла, вкладываемого 
в это понятие. Наиболее характерна точка 
зрения М. Брейка (Великобритания), согласно 
которой субкультура — это "нормы, отделенные 
от общепринятой системы ценностей и способствующие 
поддержанию и развитию коллективного 
стиля жизни, также отделенного от традиционного 
стиля, принятого в данном обществе". 
К такому пониманию близка формулировка 
Н. Смелзера (США): субкультурой является 
"любая система норм и ценностей, которая 
выделяет группу из большого сообщества"(См.: 
Смелзер Н. Социология// Социс, 1990, № 12, 
с. 131). Не противоречит этим определениям 
и мнение Б. Филлипса, который подчеркивает, 
что субкультура — это система ожиданий 
и целей, широко разделяемая внутри некоторой 
подгруппы общества.
       Субкультурой 
называется система норм и 
ценностей, отличающих культуру 
определенной группы от культуры 
большинства общества. Последняя 
носит название доминантной культурой; 
это ценности, традиции, взгляды, 
которые разделяются той частью общества, 
которая имеет возможность навязывать 
обществу этническое большинство, либо 
они располагают механизмами принуждения.  
Субкультура отличается от доминантной 
культуры стиль жизни и ценности этнических, 
религиозных, профессиональных, социально-экономических, 
возрастных и многих других групп в обществе. 
Таким образом, понятие субкультуры говорит 
не о том, что та или иная группа выступает 
против культуры, доминирующей в данном 
обществе. Хотя существует множество примеров, 
дающих понять, что большинство общества 
относится к субкультуре с неодобрением 
и недоверием. Эта проблема может возникать 
даже в отношении к субкультурам врачей, 
военных, милиции и т.д.
        На формирование 
субкультуры влияют такие факторы, 
как: этническое положение, социальный 
класс, место жительства, религия.
        Ценности субкультуры 
имеют большое влияние на социализацию 
индивида, на формирование личности 
человека, входящего в состав 
той или иной группы. Н. Смелзер 
приводит такой пример: «… Личность и 
поведение проживающего в Бостоне итальянца, 
а также его друзей и  семьи, отличаются 
от личности и поведения из Эль-Пасо». 
Смелзер утверждает, что эти различия 
в поведении и характере людей означают 
только отклонение от национальной культуры, 
а совсем не отказ от нее.
       Таким образом, 
субкультура – это суверенное 
целостное образование внутри 
господствующей культуры. Субкультурные 
образования в известной мере автономны, 
закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить 
собою господствующую культуру и вытеснить 
ее как данность.
       Мы очень часто 
слышим, и сами  употребляем выражения 
типа «люди общего круга», «земляки», 
«богема», «высший свет», «золотая 
молодежь» и т.п. Каждый раз 
речь идет о специфических 
общностях людей. Со временем 
таких понятий становилось все больше 
и тем самым все насущнее становилась 
потребность в данном термине, обозначающем 
указанные явления. Так появился термин 
«субкультура». И хотя на уровне интуиции 
содержание его было более или менее понятным, 
социологи осознавали его огромную емкость 
и не уставали вырабатывать различные 
его определения.
        Однако далеко 
не все социальные группы порождать 
субкультуры. Это в состоянии 
делать только те из них, которые: 1) сложились 
относительно давно; 2) относительно устойчивы; 
3) сформировали определенные культурно-исторические 
традиции.
        Если социальная 
группа устойчива и сложилась 
давно, в ее недрах при некоторых 
обстоятельствах неизбежно возникает 
и развивается субкультура – 
самосознание ее членов с определенной 
картиной мира и вытекающих из нее норм, 
ценностей, символов, стереотипов восприятия, 
языка (диалектика, сленга), этикета и поведения.
       Таким образом, 
под субкультурой можно понимать 
не сами социальные группы (общности 
людей), характерные одинаковой профессией, 
имущественным положением или образом 
жизни, и даже не порождающую среду. Субкультура 
– это общность именно картин мира, норм, 
идей, ценностей и идеалов в общем поле 
культуры, к которому, как к магниту, притягиваются 
и отдельные личности, и целые группы, 
разделяющие эти ценности.
        Носители субкультурного 
сознания – это люди, наилучшим образом 
вписывающиеся и ощущающие себя в данной 
общности. Так, например, чтобы стать предпринимателем 
как членом субкультуры, мало просто заниматься 
бизнесом. Надо искренне принять нормы, 
ценности, символы этого сообщества, хорошо 
усвоить его язык, а главное – принять 
и разделить его картину мира. Ясно, что 
далеко не все предприниматели способны 
на это.
        В целом 
субкультура представляет собой 
специфический способ дифференциации 
развитых национальных и региональных 
культур, в которых наряду с основной, 
классической тенденцией существует ряд 
своеобразных культурных образований, 
как по форме, так и по содержанию отличающихся 
от ведущей культурной традиции, но являющихся 
в то же время прямым генетическим порождением 
последней.
        Разновидностью 
субкультуры является контркультура, 
носители которой находятся в конфликте 
с официальной (доминирующей) культурой.
 
  - Город как социокультурный феномен.
        Культура города 
представляет собой типичную 
субкультуру в рамках целостной 
национальной культуры. Можно выделить 
несколько факторов, которые обусловливают 
статус города как субкультуры.
       Во-первых, исходный 
фактор, определяющий особенности 
характера культуры каждого города, 
- географический, природный. Он включает 
в себя и климатические условия жизни 
города, и особенности ландшафта, среды, 
в которую город вписан; наличие или отсутствие 
моря, реки, гор, равнинная или холмистая 
почва и т.д.
      Во-вторых, социальный 
статус города и основная направленность 
жизнедеятельности его обитателей. Различают 
столичные и провинциальные, промышленные 
и приморско-торговые, военно-морские 
и университетские, курортные города. 
При этом чрезвычайно важно учитывать 
одно из главных отличий города от села: 
оно состоит не в размерах занимаемой 
им площади, не в высоте зданий, не в количестве 
жителей, а в его социальной неоднородности. 
В конечном счете, культура города оказывается 
многосторонне дифференцированной, дробной, 
часто не только разнородной по позициям, 
но и внутренне антагонистичной, порождая 
диалоги, расхождения или острые конфликты 
между различными своими субкультурами. 
Поэтому культура города должна изучаться 
как сложная система субкультур, расчленяющихся 
и противостоящих друг другу в разных 
плоскостях – сословных, национальных, 
религиозных, возрастных и т.п.
       В-третьих, фактор, 
определяющий лицо города, - архитектурный. 
Это непосредственно ощущается 
нами всегда – особенно при 
сравнении старинных, исторических 
городов, с их разнообразной, яркой, пластичной 
и живописно богатой архитектурой, и современных 
однообразно-коробочных муравейников. 
В этом плане существует различие городов, 
стихийно складывающихся на протяжении 
многих веков (Киев, Москва) и выстроенных 
по рационально разработанному плану 
(Петербург).
       Наконец, четвертый 
фактор – эстетически-художественный, 
включающий архитектурный облик города, 
но имеющий гораздо более широкое содержание. 
Он начинается с красоты, величия или лиризма 
природной среды, в которую вписан город, 
включает в себя садово-парковое искусство, 
дизайнерское и рекламное оформление 
города и завершается ролью, которую играет 
в его жизни художественная культура, 
в многообразии ее «станковых», «рамочных», 
концертных форм – музеев, театров, филармонических 
и выставочных залов, литературно-художественных 
издательств и журналов, творческих союзов 
и объединений, домов культуры и клубов, 
организующих самодеятельное творчество 
любителей искусства. Значение этого фактора 
состоит в том, что от его силы, авторитета, 
влияния зависит характер исторических 
потребностей горожан, уровень их вкуса, 
критерии поведения. 
         Совокупное 
действие всех этих четырех 
факторов и придает городу 
неповторимую индивидуальность, позволяет 
раскрыть нам «тайну» культуры города, 
ее «душу».
         В 1933 году 
на IV Международном конгрессе современной 
архитектуры была принята Афинская хартия, 
в которой были сформулированы четыре 
функции города: жить, работать, отдыхать 
и передвигаться.
       Город, имеющий 
свою историю, является средоточием 
и концентрацией ценностей, богатств, 
власти, знания, которые до его появления 
были рассеяны в пространстве, занятом 
тысячами малых поселений. Выделяясь из 
сельской культуры, город порождает новую 
оппозицию – «город / село», а в дальнейшем 
- «столица / провинция».
      Город характеризуется 
концентрацией деятельности и 
общения на небольшой территории, 
интенсивным освоением людьми 
пространства и времени. Городская 
среда – искусственная, она 
– порождение урбанистических 
тенденций, что оборачивается разрывом 
связей человека с природой. Современный 
урбанизм есть продукт индустриальной 
цивилизации, приводящей к стандартизации 
лишь города и стандартизации жизни в 
нем. Поэтому одна из тенденций сегодня 
– дезурбанизация (стремление в пригороды, 
в города-спутники и т.д.). Но дело не только 
во внешнем облике городской среды, Но, 
прежде всего, в функциональном назначении 
ее элементов, их согласованности. Горожанин 
ежедневно пользуется множеством вещей 
и служб, находящихся в общественной, муниципальной 
собственности – транспортом, средствами 
связи, кинотеатрами, автоматами, лифтами 
и пр. Нормальная и полноценная городская 
жизнь предполагает осведомленность об 
устройстве, назначении и расположении 
всех этих вещей и служб, а также внутреннюю 
дисциплину, привычку к постоянному сотрудничеству 
и координации действий.
        Характерной 
чертой городской жизни является 
то, что города являются центрами 
культуры, а значит, организуют досуг 
своих жителей. В городе труд 
и досуг разделены, свободное время 
в городе не только гарантируется, но и 
вменяется в обязанность. Городская среда 
обычно исключает возможность какой-либо 
произвольной, специально не предусмотренной 
деятельности. В городе почти все пространства 
освоено. Город имеет специализированные 
центры творческого досуга – библиотеки, 
музеи, театры, филармонии. Они-то и составляют 
главное преимущество города по сравнению 
с селом.
 
                                                                             
Литература       
Зеленов Л.А. Социология города: Учебное пособие 
для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2000.
        
  -  Сельская субкультура
      Истоки современной 
сельской субкультуры коренятся 
в культуре земледельческой цивилизации. 
Основная характеристика этой культуры 
– ее традиционный 
характер: те черты деятельности и сознания, 
которые сложились у разных племен на 
выходе из первобытного состояния, приобретали 
предельно устойчивый характер; они, конечно, 
изменялись, но очень медленно. Традиционность 
древневосточных народов характеризовалась 
деспотическим политическим строем, сплетенным 
с культом, и обретала такое мощное средство 
воздействия на поведение членов общества, 
как писаные 
законы и закреплявшиеся письменно правила 
всей духовной и практической деятельности. 
Тем самым традиционность из совокупности 
принципов, передаваемой изустно и демонстрационно, 
в процессе  воспитания вступающих 
в жизнь поколений, превращалась в каноничность или нормативность, т.е. в формализованную систему правил, 
ставшую образцом для всех аналогичных 
способов формализации традиции – в средневековых 
феодальных структурах, в культуре европейских 
абсолютных монархий Нового времени, в 
культурах тоталитарных государств ХХ 
века. В традиционном обществе ценится стереотипность, 
а не оригинальность образа мыслей, 
деятельности и поведения индивида. В 
таком обществе самостоятельный выбор 
человеком своей ценностной ориентации 
и способов ее реализации, возможный крайне 
редко, встречает всеобщее осуждение, 
неприятие, а в тоталитарных системах 
и жестокое наказание, если не полную изоляцию 
от общества подобного диссидента.
       Традиционность как «ключевое», 
системообразующее в данном типе культуры 
ее свойство нашла яркое и точное выражение 
в зеркале ее искусства.
       Традиционная 
культура феодального общества 
получила название фольклорной (т.е. народной). Речь, 
конечно, идет о крестьянской культуре. 
Если не сводить фольклор к текстам вербальным, 
но рассматривать и вещественные формы 
воплощения народного сознания, в которых 
технико-конструктивная основа была «окутана» 
в подавляющем большинстве случаев эстетическими, 
художественными, мифологическими смыслами, 
тогда исследование фольклора расширяется 
и мы получаем доступ к глубинным и имманентно 
ему принадлежащим слоям его содержания. 
Именно тут коренится главный аргумент 
в пользу такого широкого понимания фольклора, 
которое обусловлено невыделенностью художественной деятельности 
из материально-производственной, медицинской, 
культово-обрядовой практики. А это 
свойство фольклора объясняется стабильностью 
образа жизни и труда крестьян, которая 
вела к консервации тех принципов, на которых 
строилась первобытная культура – синкретизма 
материально-духовно-художественной деятельности, органической 
вплетенности эстетического сознания 
в целостно-недифференцированное – познавательно-ценностное, 
эмоционально-рациональное – отношение 
крестьян к природе, категориальной аморфоности их эстетического 
сознания и морфологической аморфности их художественной 
практики.