Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций
Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.
В качестве антагонистов могут выступать не только "вертикальные" структуры, но и любые общности, воспринимаемые как "они", "не мы". Это так называемые субъекты негативной идентификации, которые служат задачам консолидации группы и доминируют в период формирования или кризиса группы, когда еще не сложилась или уже начинает распадаться структура ценностных и организационных связей. В таком случае для образования общности "мы", усиления сплоченности группа или актив общественного движения сознательно или неосознанно занимает по отношению к другим группировкам и объединениям социально-психологическую оппозицию — все другие воспринимаются как "чужие", "они".
На этапе
кризиса общность также
Таким образом,
консолидирующие начала
Охарактеризованные
выше модели идентификации
Форма идентификации
с субкультурой и сама
Одним из важнейших
факторов возникновения
Игровая организация материала (социальных отношений, ролей, образов, идей, мыслей, символов, знаков) лежит в основе контркультурного авангарда (в искусстве — структурализм, постструктурализм, символизм, формализм, абстракционизм, постмодернизм, рок-культура, в политике — диссидентство с его искусством иносказания, шифра, символов).
Молодежная субкультура, как
и всякая другая субкультура,
включена в культуру как целое
и анализ его с позиций части
(элемента) культурной системы. Как
и всякое социально-культурное
явление, субкультуры
Специфика и предпосылки формирования молодежной субкультуры в эпоху общественной трансформации. Общество воспроизводит себя как системную целостность через входящие в жизнь поколения. Молодежь традиционно олицетворяет будущее и одновременно отражает все противоречия, присущие обществу в целом. В эпоху его социальной трансформации обостряются проблемы и противоречия, связанные с индивидуализацией и социально-культурной интеграцией молодежи. Конкретное содержание этих противоречий определяется совокупностью экономических, политических, социокультурных факторов. Наиболее острые противоречия порождены трансформацией ценностного ядра культуры.
Врастая в социум
и частично принимая
Рост социальной и духовной автономии молодежи, относительное обособление ее в качестве социально-демографической группы послужили в известных конкретно-исторических условиях современного Запада основой нравственной, а затем и политической конфронтации поколений. Следует иметь в виду дефицит у современного Запада привлекательных для высокоразвитой личности целей, идеалов. В социально-психологическом плане следует отметить также и то, что с возрастом уменьшаются способности к восприятию новых веяний, адаптированию к изменяющимся условиям деятельности. Инновации воспринимаются и усваиваются стареющими поколениями все медленнее и медленнее по сравнению с молодежью. Все более увеличивающееся отставание старших от ускоряющегося темпа жизни порождает их историческое несоответствие новым реалиям. Чем быстрее темпы развития общества, тем больше культурная дистанция между поколениями, тем глубже разногласия, острее конфликты.
В работах западных ученых прослеживается еще одна интересная мысль: о новаторской роли молодежи в обществе. Развивая идеи Х. Ортега-и-Гассета, С. Айзенштадта и др., Маргарет Мид и ее коллеги приходят к выводу о возникновении принципиально нового типа культуры, в рамках которой не молодежь заимствует нормы и ценности из опыта предшествующих поколений, а стареющие "отцы" воспринимают новации от "детей". Как представляется, действие нового механизма передачи культуры (по линии "от младших — к старшим") так же не нужно абсолютизировать (как, впрочем, и игнорировать).
При анализе факторов
формирования молодежной субкультуры
в условиях России нашего
Важными факторами,
определившими специфику
1) кризис социализации,
вызванный несовпадением
2) разрушение
механизмов культурной
3) общая дезинтегрированность культуры, размывание ее консолидирующих ценностных оснований.
Рассмотрим эти факторы подробнее.
Кризис традиционных механизмов социализации, вызванный резким ускорением темпов жизненных перемен, выступает в качестве важного условия появления молодежных субкультур.
Степень несовпадения
социокультурной динамики
В прежние
времена в нашем обществе
Резкий рост субкультурной активности молодежи является следствием общей дезинтегрированности культуры, результатом усиления центробежных сил, размывания ее консолидирующих ценностных оснований. Он напрямую связан с наиболее значимым элементом, характеризующим социальную трансформацию российского общества, — переходом от моностилистической к полистилистической культуре. Такой тип культур был характерен для восточных деспотий и культурных систем средневековой Европы, а также теократических, в том числе современных фундаменталистских государств.
Главными характеристиками этих культур являются: наличие специализированной группы "культурных экспертов", занимающих высокое место в общественной иерархии и вырабатывающих схемы и правила культурных интерпретаций, обязательные для «нижележащих» уровней; определенный порядок реализации культурных явлений в пространстве и времени согласно нормам доминирующего мировоззрения (т.е. выделение специальных дней и особых мест, локализующих проявление различных видов культурной активности, - манифестаций, демонстраций, карнавалов и т.д.); строгая канонизация жанров и стилей культурной деятельности (В "примитивных" культурах это были шаманы или маги, затем — священники, позже — идеологи. По мере эволюции культуры менялись характеристики групп, стоявших на вершине культурной иерархии, но сама иерархическая структура оставалась неизменной. Достаточно отчетливо эта структура проявилась в Советском Союзе (чиновники определяли и «направляли» культуру).
Особенностями полистилистического типа культуры являются: во-первых, ее деиерархизация (неприятие сакрального доктринального ядра, очерчивающего некую священную, "неприкасаемую", не подлежащую анализу и критике жизненную сферу и служащего критерием оценки любых социокультурных факторов и явлений), а также отсутствие особой группы бюрократов и экспертов, стоящих на вершине культурной иерархии; во-вторых, деканонизация (Под канонизацией понимается многоук-ладность жанровых и стилистических норм — канонов), допускающая смешение жанров и стилей; неупорядоченность, свобода нарушения пространственно-временного порядка реализации культурных явлений и т.д.
Общая дезинтегрированность культуры в современной рыночной ситуации является весомым фактором активизации субкультурных процессов. Кризис господствовавшей идеологии вызвал ослабление механизма ценностно-ориентационной преемственности, который ранее обеспечивал национально-культурную целостность советского общества. Деформация традиционных ценностей, общественной морали приближает российскую культуру к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности (Р. Мертон). Аномия — это упадок моральной регуляции, разрушение нормативных регуляторов — ценностей, норм, образцов поведения. Анемическое поведение — это поведение неинституциональное, не подчиняющееся нормативным порядкам и социальному контролю. Кризис целостности (о чем свидетельствуют неустойчивость, расплывчатость и противоречивость ценностей и норм, отсутствие духовных лидеров нации, их невостребованность, непроявленность в самосознании общества), экспансия ценностей западного образа жизни побуждают молодежь в рамках своей субкультуры искать ценности и формы самореализации, адекватные новой реальности.
В ситуации
культурной дезинтеграции
а) саморазвитие личности
и социальную консолидацию
б) саморазрушение
человека и социальную
В случае доминирования
второй тенденции молодежь