Лекции по "Социологии культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.

Файлы: 1 файл

Лекции для заочников.docx

— 224.62 Кб (Скачать)

     1. Коллективный и  целенаправленный характер действий  или инициатив.

     2. Единство ценностных  ориентации участников и наличие  идеологии, фиксирующей ценности  объединения.

     3. Групповая идентичность  как осознанное самоопределение  участников движения, их идентификация  с ценностями, целями, задачами, лидером.  Основанием для групповой идентичности может выступать та или иная система ценностей — духовно-нравственная, политическая (например, экологические, правозащитные объединения и движения); этническая общность (национально-культурные центры, клубы русских общин и др.); профессиональная принадлежность (профессиональные движения, клубы и ассоциации); половая принадлежность (женские движения, мужские клубы); а также общность "судьбы" или общность личностных проблем (лига толстяков в Японии, клубы самоубийц в Германии, ассоциация дегенератов в Челябинской области, ассоциация одиноких отцов в Санкт-Петербурге и др.).

     4. Наличие социально-психологической оппозиции, т.е. идентификация оппонента, "противника", которым может быть некая анонимная сила, социальный институт, политическая партия, государство, этническая группа и т.д. Оппозиция всегда зависит от основания идентичности: для женких движений "враги" — мужчины, для рабочих — интеллигенция, для движений "русских патриотов" — масоны и сионисты и т.д. Но она также определяется и проблемным полем, в ответ на которое возникает самодеятельная общность, - всегда находится некий социальный субъект, на которого возлагается ответственность за существование в обществе той или иной проблемы. Если проблема историко-культурного характера, то "противник" - Общество охраны памятников истории и культуры, если она в сфере политики -"врагом" является или политическая партия, или государство в целом. И чем масштабнее проблема, в ответ на которую возникает общность, тем она устойчивее - и в организационном, и в социально-психологическом плане.

     5. Различие внутреннего  и внешнего этоса, т.е. внутренних норм, регулирующих отношения внутри общности, норм и правил, регулирующих отношения с внешним миром.

     6. Организационное оформление, т.е. наличие организации, которая  обеспечивает стабильность общности, поддерживает ее социальную энергию.

    Самодеятельные молодежные  объединения можно классифицировать  по различным основаниям: нормативно-правовому  статусу; характеру отношений к традиционным ценностям культуры; содержанию деятельности и преобладающей направленности интересов.

     Если для классификации   использовать категорию нормативно-правового  статуса, то самодеятельные движения  можно дифференцировать по трем  направлениям.

     1. Институциональные самодеятельные объединения,  с организационной и юридической самостоятельностью, имеющие атрибуты юридического лица  (счет в банке, печать и др.). По статусу данные формы самодеятельности приравниваются к общественной организации, т.е. объединению граждан, основанному на добровольном членстве, самоуправлении и самодеятельности, имеющему собственную материальную базу и действующему в соответствии с уставом. До конца 80-х годов самодеятельные молодежные объединения испытывали   значительные трудности с получением статуса юридического лица. Конституционно-гарантированная возможность организационно-правового оформления, в силу ряда причин идеологического и юридического характера, не всегда становилась реальностью. Многие объединения неформалов, претендовавшие на статус общественной организации, не находили поддержки в структурах власти, им чаще всего отказывали в регистрации. В 1990 году ситуация существенно изменилась — в июне был опубликован проект Закона об общественных объединениях, который стал для них своеобразным "методическим пособием" в решении организационно-правовых проблем своей деятельности. После публикации этого документа регистрация общественных организаций во многих городах стала производиться на основании действующей в то время конституции. Принятие в октябре того же года на сессии Верховного Совета СССР Закона об общественных объединениях обеспечило естественную институционализацию самодеятельных движений. В настоящее время критерии и процедура получения статуса юридического лица содержатся в Законе РФ "Об общественных объединениях", принятом Государственной Думой в апреле 1995 года (См.: Российская газета. 1995. 25 мая)

     2. Неинституциональные самодеятельные образования - общности и группы, не имеющие юридического статуса. Строго говоря, это и есть неформальные группы, к которым относили хиппи, кришнаитов, фанатов, некоторые общественно-политические объединения.

    3. Клубные формы молодежной  самодеятельности, т.е. самодеятельные  объединения с относительной  организационной самостоятельностью, функционирующие при организации-учредителе, имеющие зарегистрированный устав и программу деятельности, - клубы по интересам, любительские объединения, инициативные группы и т.д.

От неинституциональных форм социально-культурной активности "клубные"  формы самодеятельности отличаются, во-первых, стабильностью состава, т.е. длительным контактом участников на почве общего интереса к тому или иному виду  деятельности; во-вторых, совместной деятельностью участников; в-третьих, организационным оформлением группы, т.е. наличием органов самоуправления, устава; в-четвертых, систематичностью и регулярностью заседаний и встреч.

      По характеру отношения  к ценностям культуры самодеятельные  объединения можно классифицировать следующим образом.

      1. Традиционные общности, идеология которых является продолжением  и дополнением деятельности социальных институтов.

      2. Альтернативные  общности, которые по целям и  способам их достижения занимают оппозицию относительно официальных ценностей форм культурной и общественной жизни.

      3. Асоциальные и противоправные общности, характеризующиеся негативным отношением к нормам и ценностям культуры официальной и в своих крайних проявлениях выступающие формой криминального поведения и антизаконного образа жизни (подростковые банды, правоэкстремистские группировки, проповедующие расистские взгляды, и т.п.).

     По предмету интереса (содержательный критерий) самодеятельные  объединения группируются в зависимости от преобладающей направленности деятельности. Интересы молодежной общности концентрируются в сфере искусства, экологии, политики, этики, спорта и т.д. Соответственно, классификация по критерию преобладающей направленности будет включать такие виды самодеятельности, как художественные, общественно-политические; объединения и клубы историко-культурной направленности; объединения социального творчества; профессиональные объединения; экологические движения и группы; объединения социально-психологической ориентации и др.

      Особый интерес  представляют клубные формы молодежной  самодеятельности. Клубная общность позволяет человеку удовлетворить такие сущностные потребности, как потребность в самовыражении, самоутверждении и самореализации; в доминировании и лидерстве; в смысле жизни и социально-психологической включенности, безопасности; в подчинении и покровительстве; в социально-психологической и этнокультурной идентичности и принадлежности. Сегодня эти типичные потребности (и проблемы) современного общества - разрушение традиционных социальных связей и механизмов социализации, тотальное одиночество - приводят к отчуждению и социальной изоляции личности и заставляют человека искать новые формы коллективности, в том числе и посредством обращения к древнейшей форме социальной кооперации людей, которой является клуб.

      Предрасположенность  к клубным формам поведения  возникает в критические периоды жизни, например, у подростков — в период кризиса "пересаживания" корней. Многие подростковые и молодежные группировки - клубные, у них нет лидера, есть круг "своих" и место сбора. К клубным формам поведения тяготеют также пожилые люди, что связано с потерей социальных связей, круга общения; личности несамореализующиеся (так называемые лишние люди), а также личности, ощущающие определенный социальный дискомфорт. В связи с этим можно утверждать, что природа клубной общности - компенсаторная. Человек не просто идет в клуб - он временно "уходит" из общества, от напряженных иерархических отношений, от семьи, проблем и т.д.

      Это самые общие  характеристики клуба как формы  общественной самодеятельности молодежи. Но в реальности можно обнаружить несколько типов клубных формирований:

     1. Классический (или элитарный) клуб, в состав которого входят люди, реально обладающие высоким статусом (или воспринимающие себя как носителей определенных социальных почестей и благ). На них распространяются все характеристики, изложенные выше. Элитарные клубы переживают сегодня новый этап развития, что во многом связано с разрушением старых механизмов общественной стратификации и появлением слоя "новых русских", которые консолидируются в определенные статусные группы и в рамках клубных общностей пытаются сформировать свою профессиональную и нравственную идентичность.

     2. Клуб-салон - французская модель клуба, которая от классического английского варианта отличается смешанным составом и доминированием "женского начала". Известно, что во главе каждого из знаменитых парижских салонов стояла женщина, которая и содержала салон, оказывая влияние на его состав и "культурную программу". "Профиль" интересов и тематика встреч определялись не только вкусом его "предводительницы", но и очередной знаменитостью, которую удавалось "заполучить".

     3. Аутсайдерские клубы объединяют людей социально "отверженных", непризнанных (официальной культурой, неформальным окружением, обществом). Распространенным  психологическим  типом  в  таком  клубе является человек, не вписывающийся во внешний мир и потому воспринимающий его как "чуждый". Он ориентируется, прежде всего, на сферу человеческих отношений в общности себе подобных, внутри которой он только и может существовать и выстраивать себя как личность. Простор для индивидуального развития,   "подлинность" своего бытия он находит не в предметной,  инструментальной деятельности,  а в сфере человеческих отношений, в характере межличностных связей. Клуб для такого человека - это возможность   действовать и быть признанным, говорить и быть услышанным, это дополнительный способ "открыть", "явить" себя миру других.

      4. Клуб-секта. Признаками такого рода клубного сообщества являются: целостная и полная включенность личности в общность (т.е. целостность мировоззрения и образа жизни - человек "там" все 24 часа); психологическая зависимость от лидера; жесткая ценностно-нормативная структура отношений; альтернативность ценностных ориентации и моделей поведения по отношению к общественной системе ценностей, норм морали - секта позволяет реализовать неудовлетворяемые и осуждаемые в обычных условиях потребности, стремления, импульсы; закрытость от внешнего  мира и противопоставление себя всем другим как "они".

      Социальную базу  подобных клубов составляют преимущественно  лица юношеского возраста. Основная  проблема, характерная для них, - кризис социального самоопределения  (или кризис поиска смысла жизни), который актуализируется в тот  момент индивидуальной биографии,  когда человек начинает видеть, что не сбываются мечты о любви, о счастье, профессии. В таком случае человек стремится компенсировать свою неуверенность бегством из "этого мира" в замкнутую общность, которая дает иную, альтернативную систему ценностей.

        Переживание  кризиса смысла жизни может  быть вызвано отсутствием условий  для выбора форм жизнедеятельности,  т.е. для свободных, самостоятельных и ответственных поступков, которые и составляют основу личности. Оно может быть результатом внутрисемейных конфликтов, несправедливости близких. Наверное, понимая подлинные истоки кризиса, характерного для этого возраста, лидеры клубов-сект всегда вместо отношений "отцы-дети" предлагают форму "братья-сестры".

      Типичные характеристики  социального состава сект - конфликтность  и эгоцентричность. Конфликтность обусловлена впечатлениями раннего детства и событиями подросткового возраста (половозрастная идентификация и половое созревание), а также мощным стрессовым воздействием настоящего.

      Основной личностный  конфликт лежит в мировоззренческой,  ценностной плоскости. Он переживается  как разрыв между социальными  ценностями (нормами нравственности и морали, предлагаемыми широким социальным окружением); ценностными ориентациями малого окружения (субкультуры) и ценностями, заложенными внутрисемейной историей становления личности.

       Вторая социально-психологическая  характеристика членов такого  рода клубов - эгоцентричность. Самое трагичное для них - несправедливость по отношению к ним. Если на вопрос: "Какие события вы считаете самыми трагичными?" - типичными ответами "обычных" подростков были: болезнь и смерть близких, то члены нетрадиционных религий назвали несправедливость близких и друзей. Интересны различия в ответах на вопрос о самых счастливых событиях: "обычные" подростки - любовь, семья, рождение детей; члены нетрадиционных религий - обретение духовного родства (с лидером, Кришной, Буддой и т.д.).

     5. Клуб-клика (или "клуб-стая"). Социально-психологические отличия от "нормального", элитарного клуба заключаются, во-первых, в преобладании связей по вертикали (доминирование-подчинение), характеризующихся жесткой внутригрушювой иерархией. Во-вторых, для клики характерны архаические нормы поведения (сила власти, подчинение, авторитет). Все отношения замыкаются на лидера и характеризуются беспрекословностью подчинения, преданностью, беспощадностью "суда своих". В-третьих, отношения предельно деперсонифицированы - личность сама по себе не имеет никакой ценности. В-четвертых, такие общности сплочены, агрессивны по отношению к "чужим" и имеют жесткую инструментальную направленность.

Информация о работе Лекции по "Социологии культуры"