Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций
Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.
1. Коллективный и
целенаправленный характер
2. Единство ценностных
ориентации участников и
3. Групповая идентичность
как осознанное
4. Наличие социально-психологической оппозиции, т.е. идентификация оппонента, "противника", которым может быть некая анонимная сила, социальный институт, политическая партия, государство, этническая группа и т.д. Оппозиция всегда зависит от основания идентичности: для женких движений "враги" — мужчины, для рабочих — интеллигенция, для движений "русских патриотов" — масоны и сионисты и т.д. Но она также определяется и проблемным полем, в ответ на которое возникает самодеятельная общность, - всегда находится некий социальный субъект, на которого возлагается ответственность за существование в обществе той или иной проблемы. Если проблема историко-культурного характера, то "противник" - Общество охраны памятников истории и культуры, если она в сфере политики -"врагом" является или политическая партия, или государство в целом. И чем масштабнее проблема, в ответ на которую возникает общность, тем она устойчивее - и в организационном, и в социально-психологическом плане.
5. Различие внутреннего и внешнего этоса, т.е. внутренних норм, регулирующих отношения внутри общности, норм и правил, регулирующих отношения с внешним миром.
6. Организационное оформление,
т.е. наличие организации,
Самодеятельные молодежные
объединения можно
Если для классификации
использовать категорию
1. Институциональные самодеятельные объединения, с организационной и юридической самостоятельностью, имеющие атрибуты юридического лица (счет в банке, печать и др.). По статусу данные формы самодеятельности приравниваются к общественной организации, т.е. объединению граждан, основанному на добровольном членстве, самоуправлении и самодеятельности, имеющему собственную материальную базу и действующему в соответствии с уставом. До конца 80-х годов самодеятельные молодежные объединения испытывали значительные трудности с получением статуса юридического лица. Конституционно-гарантированная возможность организационно-правового оформления, в силу ряда причин идеологического и юридического характера, не всегда становилась реальностью. Многие объединения неформалов, претендовавшие на статус общественной организации, не находили поддержки в структурах власти, им чаще всего отказывали в регистрации. В 1990 году ситуация существенно изменилась — в июне был опубликован проект Закона об общественных объединениях, который стал для них своеобразным "методическим пособием" в решении организационно-правовых проблем своей деятельности. После публикации этого документа регистрация общественных организаций во многих городах стала производиться на основании действующей в то время конституции. Принятие в октябре того же года на сессии Верховного Совета СССР Закона об общественных объединениях обеспечило естественную институционализацию самодеятельных движений. В настоящее время критерии и процедура получения статуса юридического лица содержатся в Законе РФ "Об общественных объединениях", принятом Государственной Думой в апреле 1995 года (См.: Российская газета. 1995. 25 мая)
2. Неинституциональные самодеятельные образования - общности и группы, не имеющие юридического статуса. Строго говоря, это и есть неформальные группы, к которым относили хиппи, кришнаитов, фанатов, некоторые общественно-политические объединения.
3. Клубные формы молодежной
самодеятельности, т.е. самодеятельные
объединения с относительной
организационной
От неинституциональных форм социально-культурной активности "клубные" формы самодеятельности отличаются, во-первых, стабильностью состава, т.е. длительным контактом участников на почве общего интереса к тому или иному виду деятельности; во-вторых, совместной деятельностью участников; в-третьих, организационным оформлением группы, т.е. наличием органов самоуправления, устава; в-четвертых, систематичностью и регулярностью заседаний и встреч.
По характеру отношения
к ценностям культуры
1. Традиционные общности,
идеология которых является
2. Альтернативные общности, которые по целям и способам их достижения занимают оппозицию относительно официальных ценностей форм культурной и общественной жизни.
3. Асоциальные и противоправные общности, характеризующиеся негативным отношением к нормам и ценностям культуры официальной и в своих крайних проявлениях выступающие формой криминального поведения и антизаконного образа жизни (подростковые банды, правоэкстремистские группировки, проповедующие расистские взгляды, и т.п.).
По предмету интереса (содержательный критерий) самодеятельные объединения группируются в зависимости от преобладающей направленности деятельности. Интересы молодежной общности концентрируются в сфере искусства, экологии, политики, этики, спорта и т.д. Соответственно, классификация по критерию преобладающей направленности будет включать такие виды самодеятельности, как художественные, общественно-политические; объединения и клубы историко-культурной направленности; объединения социального творчества; профессиональные объединения; экологические движения и группы; объединения социально-психологической ориентации и др.
Особый интерес
представляют клубные формы
Предрасположенность к клубным формам поведения возникает в критические периоды жизни, например, у подростков — в период кризиса "пересаживания" корней. Многие подростковые и молодежные группировки - клубные, у них нет лидера, есть круг "своих" и место сбора. К клубным формам поведения тяготеют также пожилые люди, что связано с потерей социальных связей, круга общения; личности несамореализующиеся (так называемые лишние люди), а также личности, ощущающие определенный социальный дискомфорт. В связи с этим можно утверждать, что природа клубной общности - компенсаторная. Человек не просто идет в клуб - он временно "уходит" из общества, от напряженных иерархических отношений, от семьи, проблем и т.д.
Это самые общие
характеристики клуба как
1. Классический (или элитарный) клуб, в состав которого входят люди, реально обладающие высоким статусом (или воспринимающие себя как носителей определенных социальных почестей и благ). На них распространяются все характеристики, изложенные выше. Элитарные клубы переживают сегодня новый этап развития, что во многом связано с разрушением старых механизмов общественной стратификации и появлением слоя "новых русских", которые консолидируются в определенные статусные группы и в рамках клубных общностей пытаются сформировать свою профессиональную и нравственную идентичность.
2. Клуб-салон - французская модель клуба, которая от классического английского варианта отличается смешанным составом и доминированием "женского начала". Известно, что во главе каждого из знаменитых парижских салонов стояла женщина, которая и содержала салон, оказывая влияние на его состав и "культурную программу". "Профиль" интересов и тематика встреч определялись не только вкусом его "предводительницы", но и очередной знаменитостью, которую удавалось "заполучить".
3. Аутсайдерские клубы объединяют людей социально "отверженных", непризнанных (официальной культурой, неформальным окружением, обществом). Распространенным психологическим типом в таком клубе является человек, не вписывающийся во внешний мир и потому воспринимающий его как "чуждый". Он ориентируется, прежде всего, на сферу человеческих отношений в общности себе подобных, внутри которой он только и может существовать и выстраивать себя как личность. Простор для индивидуального развития, "подлинность" своего бытия он находит не в предметной, инструментальной деятельности, а в сфере человеческих отношений, в характере межличностных связей. Клуб для такого человека - это возможность действовать и быть признанным, говорить и быть услышанным, это дополнительный способ "открыть", "явить" себя миру других.
4. Клуб-секта. Признаками такого рода клубного сообщества являются: целостная и полная включенность личности в общность (т.е. целостность мировоззрения и образа жизни - человек "там" все 24 часа); психологическая зависимость от лидера; жесткая ценностно-нормативная структура отношений; альтернативность ценностных ориентации и моделей поведения по отношению к общественной системе ценностей, норм морали - секта позволяет реализовать неудовлетворяемые и осуждаемые в обычных условиях потребности, стремления, импульсы; закрытость от внешнего мира и противопоставление себя всем другим как "они".
Социальную базу
подобных клубов составляют
Переживание
кризиса смысла жизни может
быть вызвано отсутствием
Типичные характеристики социального состава сект - конфликтность и эгоцентричность. Конфликтность обусловлена впечатлениями раннего детства и событиями подросткового возраста (половозрастная идентификация и половое созревание), а также мощным стрессовым воздействием настоящего.
Основной личностный
конфликт лежит в
Вторая социально-
5. Клуб-клика (или "клуб-стая"). Социально-психологические отличия от "нормального", элитарного клуба заключаются, во-первых, в преобладании связей по вертикали (доминирование-подчинение), характеризующихся жесткой внутригрушювой иерархией. Во-вторых, для клики характерны архаические нормы поведения (сила власти, подчинение, авторитет). Все отношения замыкаются на лидера и характеризуются беспрекословностью подчинения, преданностью, беспощадностью "суда своих". В-третьих, отношения предельно деперсонифицированы - личность сама по себе не имеет никакой ценности. В-четвертых, такие общности сплочены, агрессивны по отношению к "чужим" и имеют жесткую инструментальную направленность.