Лекции по "Социологии культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.

Файлы: 1 файл

Лекции для заочников.docx

— 224.62 Кб (Скачать)

        Однако даже  такая (урезанная) форма личностного  самоосуществления имеет немалый  индивидуальный и культурный  смысл. Приобщенность к миру "других" (общности "мы") частично снимает чувство личностной несостоятельности за счет признания этой общностью, и в этом огромная заслуга клуба. По мнению М. Мамардашвили, все, что хотело свершиться, "стучалось в двери бытия", но так и не состоялось, составляет энергию человеческой агрессивности. Нереализованные возможности - это "пороховая бочка культуры"(Мамардашвили М.К. Указ. соч. С. 69).

       Во-вторых, психологический  и поведенческий "синдром"  человека "клубного" позволяет  скорректировать социокультурные  функции самодеятельной общности, которые нельзя ограничить общественно значимой деятельностью. Сущностные функции этого явления лежат совсем в другой плоскости — сохранить человеческую субъективность (индивидуальность) путем компенсации ограниченности и неполноты человеческих отношений в других сферах жизни и деятельности.

        Таким образом,  вопрос о молодежной субкультуре  имеет две стороны:

        1) юношество так или иначе воспринимает и усваивает культуру, созданную прошлыми поколениями, выступая в роли ее потребителя;

        2) каждое поколение  молодежи создает нечто новое,  свое и имеет собственную возрастную субкультуру.

       Специфика молодежного  возраста и культуры состоит  в том, что они ориентированы на досуг, ибо несмотря на загруженность учебной и ранней профессиональной деятельностью, времени на развлечения у молодежи остается больше, чем у взрослых. Лидирующая роль музыки как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Благодаря своей экспрессивности, связи с движением и ритмом музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет человеку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно передать словами. Не случайно существование феномена рок-культуры (хотя и она имеет свои социально-возрастные особенности). За этой беглой характеристикой скрывается очень серьезный пласт: речь идет о роли искусства как института социализации молодого поколения.

 

                                                                            Литература 

Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.

Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.

Молодежные движения и субкультуры  СПб. /Отв.ред. В.В.Костюшев. СПб., 1999.

Ручкин Б.А. и др. Российская молодежь: десять главных проблем / Б.А. Ручкин, Е.А. Гришина, Н.А. Серикова; Н.-и. центр при Ин-те молодежи. М.: Изд-во Ин-та молодежи "Социум", 1999.

Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Социология молодежи /Под реж. В.Т.Лисовского. СПб., 1996.

 




Информация о работе Лекции по "Социологии культуры"