Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций
Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.
Философия нового возраста, по мнению О. Галлана, состоит в том, чтобы насладиться молодостью и насколько возможно отсрочить момент принятия на себя обязательств как по отношению к другим людям (семья), так и по отношению к своему собственному будущему (продвижение по службе, карьера). "Пост-юношество" соответствует появлению новой формы независимости, которая позволяет освободиться от семейной опеки, не заставляя человека немедленно замыкаться новыми ограничениями. В контексте нашего исследования идентификация рассматривается на двух уровнях: как механизм (средство) группообразования и как самоценный процесс личностного развития. В связи с этим ценности молодежной субкультуры можно рассматривать как объект групповой идентификации личности, а социальную общность — как структуру, опосредующую и выстраивающую систему отношений "человек—мир".
Принадлежность
к определенной субкультуре
Сегодня трагедия "одинокого человека" ощущается молодыми людьми чаще и острее, чем в годы застоя. В те времена общность "мы" или, вернее, ее "превращенная" форма ("псевдо-мы") все же существовала. Каждый принадлежал (пусть не всегда добровольно) к какому-то коллективу, который регламентировал и контролировал его жизнь, т.е. обеспечивалось подключение единичного человека через локальную социальную группу к общественной системе ценностей.
С разрушением
вертикальных связей, упорядочивавших
общественную жизнь, стала
Консолидирующие
основания интеграции и
Анализ консолидирующих
основ самодеятельных
Примитивная идентификация. Она характерна для двух личностных типов: человека с низким уровнем развития и человека разочарованного, когда "я", потеряв всякую надежду обрести подлинное "мы", обретает эту общность на уровне телесной моторики молодежной дискотеки, в форме коллективной пьянки или токсикомании. Так, примитивная идентификация характерна для молодежных группировок фанатов. Объект их поклонения (или кумир) — это своеобразный символ объединения, знак, проявление отношения к которому позволяет отличать своих от чужих.
Одним из проявлений
примитивной идентификации
Аутсайдерская идентификация. Этот тип идентификации характерен для лиц непризнанных, переживающих комплекс неполноценности. Общность в данном случае обретается в "сходстве судеб", единстве психических состояний, выделением из среды, негативно настроенной по отношению к подобным личностям, — общность "отверженных" (представители сексуальных меньшинств, лица с физическими и психическими недостатками и др.), общность непризнанных, общность одиноких, общность "непохожих" (клубы Гулливеров, близнецов, толстяков).
Аутсайдерская идентификация является весьма распространенной в молодежной среде, стимулируя образование различных формирований с асоциальной и противоправной деятельностью. Чувство отверженности, которое способствует объединению подростков, может быть вызвано территориальным аутсайдерством (как правило, периферийные районы являются источником криминогенности — чем дальше от центра, тем меньше условий для досуга, самовыражения; нарушение общественного порядка является формой "мести" подростков обществу взрослых); этническим аутсайдерством, которое "питается" издержками социальной политики; националистическими проявлениями в школе, быту; социально-культурным аутсайдерством — в группы объединяются подростки из малообеспеченных семей, имеющие низкий социальный статус в классе, дворе.
Одним из психологических
синдромов данного типа
Выделяют общие
черты этого поколения, а
Увлечение
мистикой объясняется
Парциальная идентификация (З.Фрейд) (от лат. pars - часть). Здесь противоречивым образом смешиваются любовь и ненависть к объекту подражания. Подобную амбивалентность З.Фрейд объяснял эдиповым комплексом — врожденным стремлением человека занять место отца и копировать его поведение и образ жизни.
Помимо психологической детерминации (конфликт потребностей в доминировании и подчинении), обозначенный тип групповой идентификации может являться следствием определенной идеологической обработки и системы воспитания. Так, примитивная идентификация характерна для молодежных группировок фанатов. Объект их поклонения (или кумир) — это своеобразный символ объединения, знак, проявление отношения к которому позволяет отличать своих от чужих. Сознание носителей подобной идентификации сформировано в условиях "простого" мира, где есть свои и чужие, бедные и богатые, где одна правда, одна партия и один вождь. Психологически такое сознание постоянно "возвращает" человека к "простой" и "хорошей" модели государственного и общественного устройства, основанной на предельно централизованной власти. Происходит как бы взаимосохранение и взаимоформирование власти и потребности ей подчиняться: тоталитарный режим формирует тоталитарное сознание, а оно, в свою очередь, требует постоянного воспроизводства порождающего его режима власти. Человек "бежит" от свободы, не желая брать на себя ответственность за поступки, отказываясь от права выбора. Обретая нового вождя, кумира, который обещает ему лучшую жизнь, указывает на врагов, человек избавляется от беспокойства и страха неопределенности, он готов беспрекословно подчиниться воле своего лидера. Как правило, социально-культурная и политическая деятельность носителей тоталитарного сознания сопровождается различными формами экстремизма (Гозман Л. Психология власти // АиФ. 1989. № 24).
Индоктриналъная идентификация. Одним из центральных объектов идентификация молодежной общности является лидер — носитель определенной идеи (ценности, мифа). Сверхдоверие к слову лидера при отсутствии критического отношения превращает идею в доктрину, которая требует безусловного подчинения себе (Лоренц К. Указ. соч.). Сторонники доктрины (как правило, это лица, непосредственно знающие носителя идеи и подсознательно полностью идентифицирующие себя с ним) стремятся не столько развивать идею и следовать ей, сколько защищать ее, ненавидя всех несогласных и презирая равнодушных. Как отмечал К. Лоренц, доктрина, став всеохватывающей религией, доставляет своим сторонникам глубокое удовлетворение "совершенным знанием"1. Поэтому все противоречащие ей факты или отрицаются, или игнорируются, вытесняясъ в подсознание.
Интересно отметить, что индоктринация объекта идентификации чаще всего возникает в том случае, когда сама идея проста, доступна большинству и удобна в "использовании". Нередко широким слоям населения импонирует простота идеологических схем и "житейская" привлекательность идеалов. Это характерно, в частности, для многих нетрадиционных религий, например, кришнаизма, претендующего, как многие другие религии, на безусловную истинность основных принципов.
Проективная идентификация. Основой консолидации данной общности становится образ времени (настоящего, прошедшего, будущего) и отношение к нему. Причем этот образ, как правило, предельно субъективен и одновременно является проекцией сегодняшних бед, проблем, противоречий и способом их разрешения. "Временной" критерий идентификации нередко можно обнаружить в различных общественных движениях. Их идеология в таком случае представляет собой некую комбинацию ценностных отношений к настоящему, прошлому, будущему — от "обожествления" этих "миров" до их полного неприятия.
Помимо объекта
идентификации, фактором