Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций
Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.
Вполне естественно, что фольклор обладал чрезвычайно широким разнообразием форм, даже в пределах одной национальной культуры, ибо зависел и от особенностей природной среды, и от складывающихся в каждой местности и обладавших необыкновенной стойкостью традиций, и от весьма ограниченных контактов между крестьянами не только разных стран, но и разных районов одной страны; это разнообразие проявлялось во всех сферах народной культуры, начиная с особенностей жилища, одежды, утвари и кончая диалектальными чертами речи. И в то же время фольклор сохранял повсеместно некие структурные черты, которые позволяют отличать произведения народного творчества от изделий профессионализированного городского ремесла, как отличались труд и быт крестьянина и горожанина.
В основе фольклорной субкультуры лежал – как и во всех других случаях – тот образ жизни, который крестьянство вело в условиях раннего феодализма и который оказывался достаточно стабильным, слабо и с большим опозданием реагируя на изменения, происходившие в жизни города.
Крестьяне –
древнейший слой общества, постоянный
источник пополнения других
Можно назвать ряд черт, которые объединяют крестьян, где бы и когда бы они ни жили. Это семейное хозяйство, хозяйство на земле, деревенская традиционная культура, низшее положение в системе социальной иерархии.
Эти особенности
определяют крестьянский габиту
Крестьянин –
это сельскохозяйственный
Крестьянский мир – это мир невыделенности человека из группы, мир ролей. Хорош тот, кто соответствует своей роли.
На примере
крестьянской семьи и
Крестьянская община – это не единственный тип общности, в которой все друг друга знают. Этот тип связей мы можем наблюдать в любых обществах: дворянское общество, соседская община, подростковые «племена», мафия. Жизнь таких общество отличается локализмом (от лат. loсus – место). Локальны традиции агрикультуры. Существуют местные обычаи, которые изучают этнографы и антропологи. Локальным характером отличается язык.
Облик крестьянина
как человека определяется спос
С одной
стороны, жизнь в крестьянском
сообществе не несет
Жизнь в
крестьянских общностях –
Крестьянскую
культуру обозначают как
Ритм, исключая бытовую статичность и неподвижность, проявляется во всем, формируя цикличность жизни. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или весеннем цикл, о годовом, наконец, обо всей жизни: от зачатия до могильной травы. Любое нарушение ритма – война, мор, неурожай – лихорадило весь народ, все государство. Перебои ритма в семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни всей деревни.
Цикличность и ритуальность сказываются и в отношении к смерти, которая воспринимается в крестьянских культурах не как этап, а как состояние. Такое представление и сейчас сохраняется в глубинах народной жизни, народного сознания. Оно обозначается выражением все умрем. Это отношение к смерти как к обыденному явлению, не вызывающему особых страхов. Смерть – это часть стратегии по отношению к природе. Смерть пробивает брешь в системе защиты общества от дикой природы. Смерть, как и сексуальная жизнь, находятся под постоянным контролем общества. Жизнь человека – это звено цепи.
Вопрос о том, как именно крестьяне воспринимают мир, - одна из больших загадок. Жизнь и картина мира крестьянина чаще всего дана нам глазами внешнего наблюдателя – историка, этнографа, антрополога, писателя, художника. Как проникнуть в этот мир? Это можно сделать, анализируя и хозяйство, и обычаи, и ритуалы (что и как едят, как рождаются, как хоронят мертвых), сказки, легенды, пословицы. С приходом в деревеню грамотности мы получили возможность ближе познакомиться с внутренним миром крестьян. Об этом говорят дневники крестьян.
Крестьяне пребывают на низших ступенях социальной иерархии. Это задает особенности габитуса, т.е. правила жизненной игры. Крестьяне прибегают к специфическим тактикам и стратегиям, направленным, прежде всего, на продолжение существования. Крестьянство всегда на грани. Существование неопределенно и зависимо от капризов погоды, капризов приходящего из города «начальства». Угроза голода почти постоянна. Отсюда – феномен моральной экономики как этики выживания. Периодические кризисы продовольствия, урезанные нормы потребления, обременительная зависимость и унижения, заданные условиями существования. Но есть и собственно социальные приемы «жизни вместе»: взаимопомощь, вынужденная щедрость, общинная земля, разделение труда. Вырабатываются способы совместного существования, которые помогают преодолеть угрозу сталкивания людей с уровня выживания. Крестьянская община в определенном смысле организована вокруг проблемы минимального дохода и снижения риска, сохранения культурно зафиксированного уровня существования. Крестьяне действуют подобно полипам, создающим коралловый риф. Они могут провалить реформы, задуманные в столицах. Единое общественное мнение, нормы, безоговорочно разделяемые всеми,- источники силы как оппозиции власти. Повседневное крестьянское сопротивление более мощно, чем восстания. Извечна борьба между крестьянством и теми, кто стремится отнять у них труд, еду, содрать налоги и процент с урожая. Каковы эти техники сопротивления? Волокита, симуляция, дезертирство, воровство, мнимое неведение, саботаж, поджоги и другие способы, позволяющие избежать явного столкновения с властями.
Распад
русской крестьянской общины
– это история потери
В XIX в., ближе к его концу, деревня переживала нестабильность, что неудивительно. События накатывались как лавина: голод, социальные потрясения, японская война, непонятная народу, все увеличивающийся поток революционной пропаганды, быстрый рост капитализма и связанных с ним отношений, наконец. И не мудрено, что люди отчасти теряли ориентацию в мире. Имел место кризис идентификации. Все более и более акцентируются «мирские» парадигмы в сознании крестьян, «мирская» альтернатива со всем комплексом связанных с ней понятий. Община перестала быть приходом. Христианские ценности отступили на задний план. «Мирская» альтернатива превратилась в самоцель. Община стала лишаться своего смысла. Речь идет, конечно, об утрате идеального смысла общины.
Обобщение различных
содержащихся в специальной
Выделение демографического
источника возникновения
Молодой человек
оставался "неполноценным"
до тех пор, пока не
Выделение межпоколенческого источника формирования молодежной субкультуры основано на следующем. Как известно, патриархальное общество ориентировано на опыт прежних поколений и его живых носителей — стариков (традиционное общество). Ускорение темпов развития общества обусловливало неизбежные перемены: опыт и знания, выработанные в конкретной историко-культурной ситуации, все чаще и чаще показывали свою несостоятельность при их применении. Влияние родителей стало не только уравновешиваться, но и перевешиваться влиянием сверстников.
Как указывает М. Мид, темпы развития стали настолько быстрыми, что прошлый опыт уже не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, необычным обстоятельствам. Поэтому не только молодежь учится у старших, как это было всегда, но и старшие все больше прислушиваются к мнению молодых. Раньше старший мог сказать юноше: "Ты должен слушаться меня, потому что я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю". Сегодня он может услышать в ответ: "Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен" (Лапина Н.Ю. Динамика социального развития современной Франции: (Социокультурные аспекты). М., 1993. С. 18).
Приметой нового времени (по мнению М. Мид, это середина XIX века) стало то, что межпоколенческая трансмиссия культуры стала двунаправленной: она включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, как это было на протяжении многих столетий, но и встречный — от детей к родителям, и шире — от молодого поколения к старшему. Молодежь порой воспринимает современную ситуацию более адекватно, чем люди, сформировавшиеся в прежней историко-культурной реальности, и оказывает влияние на старшее поколение. Это стимулирует возникновение и развитие разнообразных молодежных субкультур.
Говоря о статусном
источнике формирования