Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций
Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.
В сфере духовной культуры и искусства возникла индустрия массового сознания, в рамках которой производитель стал функционировать принципиально иначе, а именно: будучи вовлечен в коммерчески ориентированный промышленный процесс производства массовых духовных и художественных продуктов, он (это чаще всего интеллигент) практически во всем оказался несвободным (частичным работником).
Формировавшаяся
на такой основе духовная
Исследователи
отмечают несколько вех в
1870 г. – в Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности; стали появляться литература и картинки для «простого люда». Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, комиксам и детективам. На вопрос, почему публика так любит детективы, что она в них ищет, к чему стремится, автор детективного жанра Д.Чейз ответил, что «…люди хотят действия и ритма. Они хотят прочитать книгу, не отрываясь и не задумываясь над тем, почему герой поступает так, а не иначе. Люди сегодня живут в постоянных стрессовых ситуациях, им необходим отдых, они хотят спастись от реальности. Детектив – отличное средство для этого».
1895 г. – изобретение
кинематографа – новой формы
творчества, близкой всем без
различия пола, возраста, вероисповедания,
не требующая даже
Изобретение граммофонной записи, породившей легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу «развлечения» широких масс.
Компьютер –
«символический идол
Техницизм –
своего рода культ техники,
вера в ее решающую роль
в истории общества, в культуре,
в совершенствовании
И все же власть техницизма не была безграничной. Чем выше поднималась техницистская волна, тем ожесточеннее и деструктивнее становилось противодействие ей. Эта индивидуалистическая «контркультура», рожденная в недрах гуманитарно ориентированных слоев буржуазной интеллигенции в 50-60 гг. ХХ в., выступила в качестве антитезы господствующему типу мировоззрения, приобретя черты чего-то несамостоятельного. Антагонизм техницизма и контркультуры является главным нервом всей современной культуры.
Процессы демократизации в буржуазном обществе (социальный фактор возникновения массовой культуры) разблокировали доступ к культуре широких масс: была учреждена массовая культура, основная социальная функция которой – направить разбуженные научно-техническим и социальным прогрессом массовые культурные потребности в угодное для правящего большинства русло, что достигалось созданием иллюзорных форм культурного потребления. Такие «квазикультурные» процессы, хотя и активизируют общественно значимые способности личности, не ведут к ее действительному развитию и внутреннему обогащению. На первый план при этом выходит расхожий, обывательский вариант техницизма – «вещизм». Ориентированное на вещи культурное потребление видит в них не средство удовлетворения необходимых потребностей человека, а знаки жизненного успеха личности, зримое воплощение ее главных социальных качеств. К тому же стихия конкурентной борьбы погружает массового потребителя в хаос предметных форм, а капризы искусственно обновляемой моды то и дело обесценивают еще недавно столь надежные и престижные вещи. Потребитель оказывается добычей рекламы, которая театрально драматизирует мир вещей, искусно преувеличивая их действительную значимость в человеческой жизни, раздувая желание обладать ими до уровня всепоглощающей страсти.
Тем самым вещизм
не только неоправданно
И если массовая
культура стремится «
Вполне естественно,
что самое широкое поле
В ХХ в. к классическим формам создания, распространения и потребления искусства прибавились новые формы. Произошло это в связи с размыванием внешних очертаний художественной культуры, с изменениями ее внутреннего строения. Экспансия художественной культуры (а значит, и искусства) шла по нескольким направлениям:
Все это определило
становление и развитие
С другой стороны, в искусстве ХХ в. действуют мощные унифицирующие силы, чье влияние ведет к уподоблению и стандартизации культурных институтов. Это наглядно выражено в «вертикальном» сечении, где ясно различимы два главных уровня – «высокое» искусство и «массовое» искусство, которые либо подавляют, либо захватывают в свою орбиту и заставляют жить по своим правилам другие, ранее суверенные, виды художественной деятельности: фольклор, прикладные виды искусства и др.
Наконец, генезис
массовой культуры был
- интенсивной промывке мозгов населения СМИ (вздувание тиражей периодики, аудиовидеопродукции, ее проката, выпусков карманных изданий, дайджестов);
- тиражировании стандартов существования (вдалбливаемые через рекламу, пропаганду стереотипы стиля, моды, привычек, понятий престижа, принадлежности к референтным группам);
- внедрение маскультуры, поп-арта (поточно-конвейерные приемы индустрии досуга, характеризующиеся примитивностью, развлекательностью, ходульностью, натуралистичностью).
Шаблонизация жизни с культивируемыми общедоступностью, раскованностью означает переход от сокровенного бытия к откровенному бытованию, отличающемуся универсально-публичным режимам межиндивидуальных связей на базе особого экзистенциального комплекса коммунальности: ввиду вездесущности общества избегать его навязчивого влияния невозможно. Ощущение безнадежной бессильности личности перед лицом социального вовлечения легализует некий фамильярно-бесцеремонный тип групповой интеракции; универсальным образом действия становится амикошонство, возводимое в ранг ордонанса.
Энтелехией
сдвига от элиты к массе
выступили случившиеся в ХХ
в. три мощных сотрясающих
Культурная
революция сравняла избранных
и толпу; сексуальная
От элитарного к массовому – тенденция, пронизывающая современность и связанная с феноменом вовлечения. Непосредственно сказывается в суггестивно-технологических изысках универсализации жизни. Разумеются нивелирующие процессы сериации производства, потребления, ритуализации общения, колонизации чувственности, в качестве интегрального конечного эффекта имеющие складывание массового общества. Оформлению последнего предшествуют объективного явления индустриализации, технизации, урбанизации, бюрократизации, доверяющего естественные поставляющие функции социума до автоматизма и одновременно и наряду с этим усиливающие деиндивидуализацию, духовную зависимость, отчуждение.
Ведущие
мыслители ХХ в. крайне
Д.Белл, характеризуя массовое общество, насчитывает пять его признаков:
недифференцируемое множество, гетерогенная аудитория средств массовой коммуникации;
«суждение некомпетентных», низкое качество современной цивилизации;
«механизированное общество», в котором человек является придатком машины;
«бюрократическое
общество», отличающееся
«толпа», общество, характеризующееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, недостатком организации.
Массовое общество
страдает сейчас от расслоения
образованной публики,