Лекции по "Социологии культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.

Файлы: 1 файл

Лекции для заочников.docx

— 224.62 Кб (Скачать)

11. Текстовый подход. Культура развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственного социального пространства. Упорядочивание законов происходит  происходит в языках культуры. Быть в культуре – это знать коды, в которых зашифрованы ее тексты, и уметь работать с последними.  Проблемы текстового похода обусловлены сложностью изучения знакового пространства.

12. Коммуниктивный подход. Акцент на рассмотрении взаимосвязей знаковой и социальной реальности через многообразные системы коммуникаций. Культура рассматривается как процесс коммуникации отправителей сообщений и получателей сообщений на основе знания кодов общих языков и совместного социокультурного опыта. Проблемность в том, что он связан с избыточным технологизмом. Важно обращать внимание на характер и социокультурное содержание передаваемой и воспринимаемой информации различными субъектами.

13. Игровой подход. Культура рассматривается как оперирование  определенными содержаниями в коммуникативно-игровом пространстве. Культура – это самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия. Быть в поле культуры – значит играть по принятым правилам внутри социокультурного пространства. Ограничения подхода связаны с его абстрактностью.

14. Психологический подход. Особое внимание уделяет анализу психологических основ социокультурной деятельности: реакцию человека на адаптацию к среде, приспособлению к окружающему и изменяющемуся миру, проблемам научения  образцам культуры, формированию привычек, психологическим аспектам творчества, познавательным аспектам культуры и коммуникации и т.д.

15.  Диалоговый подход предполагает рассмотрение культуры как в пространстве ее существования, так и в ее исторической ретроспективе. Проблемы состоят в сложности анализа огромного количества культур и выработки надежной методики их оценки.

16. Рассмотрение  культуры в рамках постмодернистского дискурса. Специфика постмодерна состоит в том, что он не признает ценностную иерархию, делает акцент на объяснении современных явлений культуры и бытия при отказе от большинства традиций и правил модерна. Полная свобода мыслетворчества от сложившихся традиций.  (акцент не на поиске «истока», «причины», а «следа», «случая», приветствуется «ирония», «неопределенность» и т.д.). Особое внимание уделяется анализу «текста», рассмотрению меняющихся поведенческо-игровых ситуаций. В его рамках происходит деконструирование прежней интеллектуальной практики, смешение стилей, отказ от признания лежащего чего-либо за пределами нашего опыта. Постмодерн нацелен на внешний, поверхностный смысл современных форм и образцов деятельности подчас в ущерб духовному и смысловому содержанию культуры («онтологический нигилизм»).

Массовая  постмодернистская культура базируется на негативном и агрессивном отношении  к историческому и национальному  культурному прошлому, навязывает свои образцы и стили поведения  и мышления в широком кругу  потребителей в различных странах  мира.

Многие постмодернистские  социальные идеи носят абстрактный  характер.  Социальным постмодернистам  лучше удается критика существующего  общества, чем построения реальных  программ его усовершенствования.

17. Изучение  культуры в контексте глобализационных  процессов. Рассматриваются проблемы планетарного и регионального взаимодействия и столкновения культур и цивилизаций, особенности культурологического воздействия на процессы трансформации и модернизации различных обществ, их идентичность, осуществляется анализ различных культурных ценностей.

 

3. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

 

Среди множества  функций культуры ведущей следует  считать человекотворческую, или гуманистическую. Все остальные  связаны с ней или вытекают из нее.

Функция трансляции социального опыта выполняет задачу исторической преемственности, сохранения и передачи накопленной информации. Культуру часто определяют как социальную память человечества. Культура опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятников литературы и искусства, «языках науки», философии , религии, политики , религии и др. Это результат длительного и жесткого порою отбора и активной передаче лучших ее образцов. В силу этого всякое серьезное нарушение этой функции чревато для любого общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к своеобразной культурной аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

Познавательная  функция культуры связана со способностью концентрировать социальный и иной опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать широкий круг информации и знаний о мире и обществе. Интеллект и культура общества во многом зависят от того, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в его культурном генофонде.

Ценностная (аксиологическая) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры, ее основные принципы и идеалы.

Культура  как система ценностных ориентиров формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего  судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание человеческой деятельности и поведения, как правило, выступает критерием соответствующей  оценки, принятой в данном обществе.

Регулятивная  функция культуры обусловлена прежде всего определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда и быта, социальных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор соответствующих материальных и духовных ценностей. Регулятивный аспект культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль, право, этика и др.

Семиотическая, ли знаковая, функция представляет собой определенную знаковую (кодовую) систему культуры. Без изучения распространенных в данном ареале знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Речь прежде всего идет о языке. Овладение литературным языком – необходимое условие овладение национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и все естественные науки.

Опираясь  на уровневый подход, применяемый  в социологии культуры, можно назвать  следующие функции культуры.

На уровне общества – это обеспечение взаимопонимания  людей; на уровне социальных организаций  – повышение эффективности деятельности и «трудового поведения» людей; на уровне индивида – обеспечение социализации личности, приобщение  к знаниям, ценностям, нормам и социальным образцам.

В задачу  социологии культуры входит изучение культурной деятельности и культурного уровня тех или иных социальных групп и общностей, потребностей и интересов субъекта в сфере культуры, его ценностных ориентаций и культурного творчества; особенностей функционирования социокультурных институтов как в сфере производства, так и потребления культуры; состояния и деятельности кадров культуры; планирования и прогнозирования развития культуры, ее социальных институтов и учреждений.

Для социологии культуры сегодня важно получить достаточно надежную и достоверную  информацию о тех процессах, которые происходят в ориентациях человека, в его духовном облике под влиянием рыночной экономики, а также об изменениях в культуре производства, социально-политической сфере, в деятельности социокультурных институтов. Социология культуры призвана исследовать последствия научно-технического прогресса, стремления общества к социальной однородности; последствия урбанизации, распространения всеобщего среднего образования; последствия перестройки методом «шоковой терапии» и мн. др. Сегодня важно знать, что меняется в культуре под влиянием общественных процессов. Нередко они приводят к неожиданным последствиям, возникновению новых потребностей, к диспропорции в духовном развитии. В связи с этим важен социокультурный прогноз.

 

 

 

 

 

 

Лекция 3. Социологические концепции культуры.

 

Цель: Показать многообразие социальных и социологических концепций культуры как отражение многомерности и многозначности феноменов культуры в общественно-историческом контексте.

 

Тема 1. Позитивизм в социологии и социологии культуры. Социология культуры О.Конта.

Социология, начиная с О. Конта, сосредоточилась  на анализе культурных закономерностей функционирования и развития общества. Сам Конт считал жизнь общества естественным и объективно закономерным процессом, но не уставал повторять, что человеческое общество – это в первую очередь общность духа. Органическое единство человечества и его части гарантируется «всеобщим согласием», зиждущимся на связях морально-эмоционального характера. Социальные институты являются гарантами согласия. Таково прежде всего государство, задача которого – предупреждать «фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах, интересах».

Основным  содержанием процесса развития общества является, по Конту, «прогресс духа». По существу, это прогресс форм познания мира, прогресс человеческого разума. Таких форм три (знаменитый контовский закон трех стадий): теологическая, метафизическая, научная. Каждому этапу развития разума соответствуют определенные формы хозяйства, политики, общественной организации.

1. Теологическая стадия (древняя история и раннее средневековье – до 1300 г.) делится на 3 периода:

- фетишизм  – в этот период люди приписывали  жизнь внешним предметам и  видели в них богов (позже  анимизм);

- политеизм  – жизнью наделялись «фиктивные  существа» (греческие и Римские  боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее;

- монотеизм  – христианская эпоха, когда  единобожие изменило все: образ  мира, мораль, нравы и обычаи, хозяйство  и политические учреждения;

2. Метафизическая стадия (1300 – 1800) – стадия критической и скептической философии, для которой характерно разрушение старых верований и вообще старых порядков.

3. Научная (позитивная) стадия развития духа, вызванная к жизни распространением наук, ростом их общественного значения, повсеместным развитием промышленности; высшим выражением эпохи явилась концепция «позитивизма» Конта с законом 3-х стадий.

На теологической  стадии религиозный образ мира в  его многообразных конкретизациях и разветвлениях был основой  социальных действий и социальных институтов именно потому, что «активно разделялся», либо «пассивно признавался» всеми  членами общества. На метафизической стадии его сменил метафизический образ мира. На научной стадии идеологией (и одновременно культурой), обосновывающей общественный порядок, стала наука.

Анализируя  контовскую концепцию, надо иметь ввиду следующее: нельзя рассуждать так, что религиозное или метафизическое мировоззрение или идеология были ложными, неправильно отражали мир. Культура не может быть ложной, она просто есть. Даже жесткие социальные факты при всей их очевидной жесткости являются именно фактами культуры, ибо они есть производное от признанных идей. Все эти жесткие факты являются не чем иным, как фактами культуры. При этом не возникает необходимости противопоставлять культуру и общество. Культурное видение и социальное видение – это два разных аспекта видения одного и того же феномена.

В общественном развитии культура первична; на каждом этапе развитие культуры связано  с борьбой идей, то есть с выдвижением  альтернатив, их обсуждением и активной поддержкой, либо с пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Став фактически действенной, эта альтернатива через посредство поведения, ориентированного на поддержку, превращается из объективно правильной в просто объективную, т.е. в жесткий социальный факт, не переставая при этом быть фактом культуры.

Каждое общество и каждая историческая эпоха выдвигает  своих культурных экспертов. Так, в «примитивных» обществах культурные эксперты – это колдуны, маги, шаманы; на теологической стадии – жрецы, священники, богословы; на метафизической стадии – критические и скептические философы; на научной стадии – ученые. Но всегда это - идеологи, функция которых состоит в изменении господствующих мнений и, следовательно, в изменении общества.

Культура  не может быть ложной, ибо общество именно таково, каким оно является в культуре. Конт же, наоборот, называл  ранние стадии развития человеческого  духа «фиктивными», полагая, что истинное познание общественной жизни достигается на позитивной, научной стадии (сам Конт считал, что воплощением этой истины является его концепция).

Кроме того, в культурной интерпретации неуместно  понятие нравственного прогресса, поскольку между обществом и его моралью существует взаимно однозначное соответствие и выносить суждение о морали предшествующих культур – значит судить по критериям, которые им чужды. В контовской же системе прогресс нравственности сопровождает познавательный прогресс.

Эти различия свидетельствуют о том, что система  Конта содержит одновременно две тенденции: объективистскую, связанную с идеей прогресса социального познания, а поэтому разделяющую общество и культуру, и культурно-аналитическую, которая привлекалась при рассмотрении понятия репрезентативной культуры.

 

 

Информация о работе Лекции по "Социологии культуры"