Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций
Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.
Учебная литература по социологии культуры.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов вузов: В 2 ч. - М., 1994.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996.
Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 2004.
Ирхин Ю.В. Социология культуры: учебник. - М., 2006.
Минюшев Ф.И. Социология культуры: учебное пособие для вузов. – М., 2004.
Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. - М., 1999.
Михайлова Л.И. Социология культуры: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарной специальности. – М., 2006.
Шендрик А.И. Социология культуры: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. – М., 2005.
Лекция 2. Культура как мера развития человека и общества.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
О. Шпенглер: «Каждой культуре свойственен строго индивидуальный способ видеть и познавать природу».
Л.И. Швецова: «Подлинная культура – это прежде всего высокая духовность, гуманизм, истинные знания и ценности, это форма и способ познания и освоения человеком всей безграничности и богатства окружающего мира».
Л.Н. Толстой: «Ученый тот, кто много знает из книг; образованный тот, кто усвоил все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный тот, кто понимает смысл своей жизни».
А. Камю: «Есть в мире движущаяся параллельно смерти и принуждения еще одна огромная сила, несущая в себе уверенность, и имя ей - культура».
Культура - базовая, интегральная характеристика социума и в известном смысле его судьба.
Культура
представляет собой среду, искусственно
созданную человеком при помощи
языка, мышления и символических
значений. В своей совокупности она
выступает как система
Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Подразделяют культуру по ее носителю. Выделяют мировую (синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов) и национальную культуру (синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
В культуре раскрывается весь духовный мир человека, его сущностные силы. Этим самым культура выступает как мера реализации и развития сущности человека, как «мера человека».
Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому поколению.
Факторами распространения культуры выступают ее различные трансляторы. Среди них особая, долговременная роль принадлежит религии. «Выньте христианство из истории Европы или буддизм из Азии, и вы ничего не поймете ни в Европе, ни в Азии» (А.С. Хомяков).
Принципиальное место в культуре занимает и играет язык.
В 1952 г. американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон привели обзор известных к тому времени концепций и определений культуры. Они проанализировали более 150 определений, каждое из которых отражало важную сторону понятия культуры ., безусловно, имели право на существование. В 1963 г. они переиздали книгу, значительно расширив перечень определений культуры за счет включения новых интерпретаций, которые появились за десятилетие. Ученые сосредоточились на подходах, принятых в англо-американской литературе (не учтены французские и немецкие исследования).
Они разделили все определения на 6 типов (от А до F ), некоторые разделяются на несколько групп.
А. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление того, что охватывает понятие культуры (ее компонентов). Родоначальник этого типа – знаменитый антрополог Э. Тэйлор. Культура слагается из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
В. Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Известный лингвист Э. Сепир: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Предположение о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.
С. Нормативные определения отмечают значение образа жизни, материальных и социальных ценностей любых групп людей. Делятся на две группы. Первая – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. Антрополог К. Уислер: «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя». Вторая – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Философ Т. Карвер: «Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших потребностей человека». Или – социолог У. Томас: «культура… это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».
D. Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде (D-I), либо на процесс научения (D-II), либо на формирование привычек (D-III). Индексом D-IV обозначают «чисто психологические определения».
D-I. «Совокупность приспособлений человека к жизненным условиям и есть культура, или цивилизация… Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству» (социологи У. Самнер и А. Келлер).
D-II. «Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт).
D-III. «Культура – формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).
D-IV. «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).
Е. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Антрополог Р. Линтон: «а) Культуры – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) Культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».
F. Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на 4 группы: F-I, в которых культура рассматривается как продукт или артефакт (артефакт – от лат. – искусственно сделанное, - процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования; в более широком смысле – искусственный продукт, нечто сделанное, а не возникшее естественным образом); F-II, в которых упор делается на идеях; F-III, в которых подчеркивается роль символов; F-IV, в которых культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура
F-I. «В самом широком смысле культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (Социолог П. Сорокин).
F-II. «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер).
F-III. «Культура – это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов – орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т.е.еком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л. Уайт).
F-IV. «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой» (естествоиспытатель и философ В. Оствальд).
Каждое из этих определений сосредоточивается на какой-то одной стороне, характеристике, качестве культуры. Как правило, они не являются взаимоисключающими. Конечно, для понимания нужен более широкий контекст.
Все авторы были бы согласны с тем, что культура – это характеристика человеческого общества, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение; культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка). Это самые общие определения.
2. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ.
1. Исторический, или историко-генетический подход, (один из первых подходов). Представляет собой накопление знаний о культурах разных народов в различные эпохи. Дополняется стадиальным подходом, дихотомными понятиями «варварство» - «культура»; культура «традиционного» - «современного» общества и т.д. проблемной стороной исторического подхода является его описательный характер.
2. Антропологический подход – рассматривается генезис культуры через развитие человека; анализ культуры первобытных племен, формирования этносов, их мифов, верований, первичных социальных институтов. Связан с историческим методом.
3. Социокультурный подход (деятельностно-поведенческий), культура определяется как интегративная качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности. В центре – человек активный, его личная творческая деятельность, посредством которой он самореализует себя в социокультурной жизни. Проблематичным является сравнение культурного уровня различных субъектов и параметров их культурной деятельности. Поэтому важно дополнять этот подход оценочными методами анализа культуры.
4. Ценностный (аксиологический) подход, культура конституируется определенной структурированной системой ценностей в том или ином сообществе. Усвоение ценностей в ходе социализации и их репродуцирование в деятельности – основа существования социума. Этот подход акцентировал ее креативное начало. Проблемы ценностного подхода состоят в сложности выработки общепринятой системы ценностных критериев даже в рамках одной социальной системы.
5. Цивилизационный подход рассматривает культуры как равноценные (ценностные) основы соответствующих цивилизаций. Подход нацелен на диалог и взаимодействие культур и цивилизаций как равноценных величин, показывает взаимосвязь развития культуры и цивилизации. Дополняется аксиологическим подходом.
6. Системный подход широко используется для анализа политической культуры. Культура рассматривается как одна из подсистем общества со свойственными ей целями, ценностями, нормами, Функциями и др. (Т. Парсонс, Д. Истон, Н. Луман и др.). Проблемные места подхода – сложность описания взаимоотношений культуры и коммуникации внутри и вне социальных систем.
7. Предметный подход. «Культурное» понимается как искусственно созданное и в этом противостоящее природному. Любые продукты человеческой активности м.б. охарактеризованы с точки зрения меры опредмеченных сущностных сил человека, т.е. культуры. Опредмечивание осуществляется двояко – в предметах материальной культуры и носителях духовной (ценности, нормы и т.д.), Культура, т.о., выступает как система образцов (схем, моделей, текстов), которые усваиваются в ходе социализации, а также как производство новых образцов. Проблемные аспекты подхода состоят в том, что культура предстает как некоторое статичное образование, акцент делается на опредмеченных формах культуры, закрепленных в памяти социума (выступает как своеобразный музей). Поэтому надо дополнять аксиологическим и деятельностным подходом.
8. Институциональный подход. Часто используется при анализе политической и правовой культур, рассмотрение через систему базовых институтов. Обращение к анализу культурных основ, лежащих в основе деятельности различных социальных институтов. Проблемная сторона подхода – недооценка возможностей социодинамики институтов именно в силу культурных трансформаций, роли в них человеческого фактора. В настоящее время наибольшее внимание уделяется роли культуры в развитии социальных институтов (неоинституциональный подход).
9. Технологический подход. Делается акцент на том, что культура технологична сама по своей природе, ибо она есть совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. Культура как бы «вкладывает» в различные виды активности программы деятельности, продуцирует новые нормы поведения. Проблемы подхода состоят в том, что он обнаруживает неспособность «схватывать» всю совокупность сложных смысловых содержаний культуры и требует дополнения др. подходами, особенно социокультурным и ценностным.
10. Символический подход. Культура предстает как организованность определенных символических форм самоактуализации социума. В основе социокультурного взаимодействия – понимание символов, кодов и умение с ними работать. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет «расшифровать» ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы. Проблемность подхода определяется преувеличением роли знакового смысла культурных явлений. Важно сочетать с ценностным и др. подходами.