Лекции по "Социологии культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.

Файлы: 1 файл

Лекции для заочников.docx

— 224.62 Кб (Скачать)

 

Учебная литература по социологии культуры.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов вузов:  В 2 ч. - М., 1994.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 2004.

Ирхин Ю.В. Социология культуры: учебник. - М., 2006.

Минюшев Ф.И. Социология культуры: учебное пособие для вузов. – М., 2004.

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. - М., 1999.

Михайлова Л.И. Социология культуры: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарной специальности. – М., 2006.

Шендрик А.И. Социология культуры: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. – М., 2005.

 

 

Лекция 2. Культура как мера развития человека и общества.

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

 

О. Шпенглер: «Каждой культуре свойственен  строго индивидуальный способ видеть и познавать природу».

Л.И. Швецова: «Подлинная культура – это прежде всего высокая духовность, гуманизм, истинные знания и ценности, это форма и способ познания и освоения человеком всей безграничности и богатства окружающего мира».

Л.Н. Толстой: «Ученый тот, кто много знает  из книг; образованный тот, кто усвоил все самые распространенные в  его время знания и приемы; просвещенный тот, кто понимает смысл своей  жизни».

А. Камю: «Есть  в мире движущаяся параллельно смерти и принуждения еще одна огромная сила, несущая в себе уверенность, и имя ей - культура».

 

 

Культура  - базовая, интегральная характеристика социума и в известном смысле его судьба.

Культура  представляет собой среду, искусственно созданную человеком при помощи языка, мышления и символических  значений. В своей совокупности она  выступает как система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупностей способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных , материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру – созданные человеком абстракции, такие как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру – физические артефакты и предметы – каменные топоры, компьютеры, смокинги, автомобили, картины, гамаки. Противопоставлять не следует. Материальное есть опредмеченная, материализованная сущность человека. Материальная культура представляет собой степень овладения человеком силами природы и ее богатством.

Культура  – это весьма сложная, многоуровневая система. Подразделяют культуру по ее носителю. Выделяют мировую (синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов) и национальную культуру (синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

В культуре раскрывается весь духовный мир человека, его  сущностные силы. Этим самым культура выступает как мера реализации и  развития сущности человека, как «мера  человека».

Благодаря культуре осуществляется передача социального  опыта от одного поколения к другому  поколению.

Факторами распространения  культуры выступают ее различные  трансляторы. Среди них особая, долговременная роль принадлежит религии. «Выньте  христианство из истории Европы или  буддизм из Азии, и вы ничего не поймете  ни в Европе, ни в Азии» (А.С. Хомяков).

Принципиальное  место в культуре занимает и играет язык.

 

В 1952 г. американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон привели обзор известных к тому времени концепций и определений культуры. Они проанализировали более 150 определений, каждое из которых отражало важную сторону понятия культуры ., безусловно, имели право на существование.  В 1963 г. они переиздали книгу, значительно расширив перечень определений культуры за счет включения новых интерпретаций, которые появились за десятилетие. Ученые сосредоточились на подходах, принятых в англо-американской литературе (не учтены французские и немецкие исследования).

Они разделили  все определения на 6 типов (от А  до F ), некоторые разделяются на несколько групп.

А. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление того, что охватывает понятие культуры (ее компонентов). Родоначальник этого типа – знаменитый антрополог Э. Тэйлор. Культура слагается из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

В.  Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Известный лингвист Э. Сепир: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Предположение о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.

С. Нормативные определения отмечают значение образа жизни, материальных и социальных ценностей любых групп людей. Делятся на две группы. Первая – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. Антрополог К. Уислер: «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя». Вторая – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Философ Т. Карвер: «Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших потребностей человека». Или – социолог  У. Томас: «культура… это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».

D. Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде (D-I), либо на процесс научения (D-II), либо на формирование привычек (D-III). Индексом  D-IV  обозначают «чисто психологические определения».

D-I. «Совокупность приспособлений человека к жизненным условиям и есть культура, или цивилизация… Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству» (социологи У. Самнер и А. Келлер).

D-II. «Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку  от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт).

D-III. «Культура – формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).

D-IV. «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).

Е. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Антрополог Р. Линтон: «а) Культуры – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) Культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».

F. Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на 4 группы: F-I, в которых культура рассматривается как продукт или артефакт (артефакт – от лат. – искусственно сделанное, - процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования; в более широком смысле – искусственный продукт, нечто сделанное, а не возникшее естественным образом);  F-II, в которых упор делается на идеях; F-III, в которых подчеркивается роль символов;  F-IV, в которых культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура

F-I. «В самом широком смысле культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (Социолог П. Сорокин).

F-II. «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер).

F-III. «Культура – это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов – орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т.е.еком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л. Уайт).

F-IV. «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой» (естествоиспытатель и философ В. Оствальд).

Каждое из этих определений сосредоточивается  на какой-то одной стороне, характеристике, качестве культуры. Как правило, они  не являются взаимоисключающими. Конечно, для понимания нужен более  широкий контекст.

Все авторы были бы согласны с тем, что культура –  это характеристика человеческого  общества, культура не наследуется  биологически, но предполагает обучение; культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством  языка). Это самые общие определения.

 

2. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ.

1. Исторический, или историко-генетический  подход, (один из первых подходов). Представляет собой накопление знаний о культурах разных народов в различные эпохи. Дополняется стадиальным подходом, дихотомными понятиями «варварство» - «культура»; культура «традиционного» - «современного» общества и т.д. проблемной стороной исторического подхода является его описательный характер.

2. Антропологический подход – рассматривается генезис культуры через развитие человека; анализ культуры первобытных племен, формирования этносов, их мифов, верований, первичных социальных институтов. Связан с историческим методом.

3. Социокультурный подход (деятельностно-поведенческий), культура определяется как интегративная качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности. В центре – человек активный, его личная творческая деятельность, посредством которой он самореализует себя в социокультурной жизни. Проблематичным является сравнение культурного уровня различных субъектов и параметров их культурной деятельности. Поэтому важно дополнять этот подход  оценочными методами анализа культуры.

4. Ценностный (аксиологический) подход, культура конституируется определенной  структурированной системой ценностей в том или ином сообществе. Усвоение ценностей в ходе социализации и их репродуцирование  в деятельности – основа существования социума. Этот подход акцентировал ее креативное  начало. Проблемы ценностного подхода состоят в сложности выработки общепринятой системы ценностных критериев даже в рамках одной социальной системы.

5. Цивилизационный подход рассматривает культуры как равноценные (ценностные) основы соответствующих цивилизаций. Подход нацелен на диалог и взаимодействие культур и цивилизаций как равноценных величин, показывает взаимосвязь развития культуры и цивилизации. Дополняется аксиологическим подходом.

6. Системный подход широко используется для анализа политической культуры. Культура рассматривается как одна из подсистем общества со свойственными ей целями, ценностями, нормами, Функциями и др. (Т. Парсонс, Д. Истон, Н. Луман и др.). Проблемные места подхода – сложность описания взаимоотношений культуры и коммуникации внутри и вне социальных  систем.

7. Предметный подход. «Культурное»  понимается как искусственно созданное и в этом противостоящее природному.  Любые продукты человеческой активности м.б. охарактеризованы с точки зрения меры  опредмеченных сущностных сил человека, т.е. культуры. Опредмечивание осуществляется двояко – в предметах материальной культуры и носителях духовной (ценности, нормы и т.д.), Культура, т.о., выступает как система образцов (схем, моделей, текстов), которые усваиваются в ходе социализации, а также как производство новых образцов. Проблемные аспекты подхода состоят в том, что культура предстает как некоторое статичное образование, акцент делается на опредмеченных формах культуры, закрепленных в памяти социума (выступает как своеобразный музей). Поэтому надо дополнять аксиологическим и деятельностным подходом.

8. Институциональный  подход. Часто используется при анализе политической и правовой культур, рассмотрение через систему базовых институтов. Обращение к анализу культурных основ, лежащих в основе деятельности различных социальных институтов. Проблемная сторона подхода – недооценка возможностей социодинамики институтов именно в силу культурных трансформаций, роли в них человеческого фактора.  В настоящее время наибольшее внимание уделяется роли культуры в развитии социальных институтов (неоинституциональный подход).

9. Технологический подход. Делается акцент на том, что культура технологична сама по своей природе, ибо она есть совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. Культура как бы «вкладывает» в различные виды активности программы деятельности, продуцирует новые нормы поведения. Проблемы подхода состоят в том, что он обнаруживает неспособность «схватывать» всю совокупность сложных смысловых содержаний культуры и требует дополнения др. подходами, особенно социокультурным и ценностным.

10. Символический подход. Культура предстает как организованность определенных символических форм самоактуализации социума. В основе социокультурного взаимодействия – понимание символов, кодов и умение с ними работать. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет «расшифровать» ценностные  основания культуры, транслировать их через символические системы. Проблемность подхода определяется преувеличением роли знакового смысла культурных явлений. Важно сочетать с ценностным и др. подходами.

Информация о работе Лекции по "Социологии культуры"