Лекции по "Социологии культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.

Файлы: 1 файл

Лекции для заочников.docx

— 224.62 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что  инструментальные цели в клике  не связаны с созданием какого-либо "продукта", их можно охарактеризовать как "экспансия вширь" - социальная, территориальная и др.( Даже в животном мире модель кооперации "клика" начинает проигрываться в тот период, когда созревают условия для реализации программы). У подростков эта модель поведения начинает развиваться с безобидных игр: образование групп на основе соподчинения и походы на другие "территории", стычки с другими группировками. Затем радиус интереса расширяется, группа переходит к "гастрольным" набегам, как это было, например, с казанскими подростковыми формированиями.  Инструментальные цели могут быть связаны и с завоеванием социального пространства (как вариант - власти). В этом смысле любую группу, претендующую на захват "социального пространства" (политическая партия, мафия, рэкет), по социально-психологическим признакам можно рассматривать как форму клики.

     Основная социально-психологическая  характеристика состава клики  - агрессивность, причинами которой  может быть семейное неблагополучие (непризнание в семье, плохие отношения с родителями, авторитарные методы воспитания с элементами насилия и т.д.); опыт униженного личного достоинства (сексуальные насилия и др.); влияние малых отрицательных групп, приводящее к увлечению наркотиками, алкоголем, раннему вступлению в половую жизнь; а также особенности психического и соматического здоровья. Но определяющим, безусловно, является опыт семейных отношений, который переносится на улицу, в малые группы - в виде скрытой или явной агрессии.

     Необходимо отметить, что группа, действующая по моделям  клики (или стаи), выполняет по  отношению к личности очень  существенные функции. Она обеспечивает  социальную безопасность и групповую  защищенность (защита от притеснений  сверстников, враждебности взрослого  мира). Заслужив групповое прикрытие своим унижением, такие подростки становятся наиболее жестокими. Группа предоставляет условия для самовыражения и точки зрения нормативно-правового статуса позволяет выйти на решение таких проблем, как разработка стратегии взаимодействий учреждений культуры с неинституциональными формированиями; определение признаков клубных форм самодеятельности; создание благоприятных форм самодеятельности; создание благоприятных социально-психологических и организационных условий их функционирования.  Анализ самодеятельных объединений по типу преобладающего интереса дает возможность изучить "идеологические модели" самодеятельности, определить социально и личностно значимые инициативы, выработать способы диалога и сотрудничества с молодежью.

      Неинституциональные формы молодежной субкультуры. Молодежные группы, объединения и движения, которые не имеют статуса юридического лица (то есть неинституциональные), вызывают особый интерес. Именно они представляют собой самодеятельное движение в "чистом" виде. Изучение данного явления позволяет уточнить функции самодеятельности по отношению к культуре и самому человеку. Социология, изучая различные социальные группы, структуры и отношения, традиционно рассматривает в качестве исходных социальных категорий социальный статус и социальную роль. На их основе складываются такие базисные формы социального бытия, как социальные группы, организации и институты, характеризующиеся универсальностью, типичностью и устойчивостью (Комаров М.С.  Размышления «"Предмете и перспективах социологии // Социс, 1990,  № 11. С.   54-66). 

      Клубная общность  компенсирует чувство личностной  неполноценности, ибо стая —  это способ мести (классу, родителям,  обществу) за свою несостоятельность, отверженность, аутсайдерство. Она обеспечивает социально-психологическую идентичность, общность "мы", признание за счет причастности (принадлежности) к авторитетной, престижной группе.

      Удовлетворение социальных  потребностей обеспечивается организованными усилиями членов общества, которые закрепляются в форме социальных институтов. Когда действующие социальные институты "общества взрослых" не справляются с этими функциями, их частично принимают на себя молодежные общности, образующие субкультуры. В данном случае проявляется компенсаторная природа самодеятельности, т.е. смысл заключается не в том, чтобы взять на себя одну из перечисленных функций, но и в том, чтобы дополнить ту из них, которая наименее эффективна в рамках существующей системы социальных институтов.     Неинституциональные самодеятельные движения не только создают дополнительные условия для индивидуализации человека, способствуя зарождению новых ценностных систем, которые в своем последующем развитии или корректируют функции социальных институтов, или создают "модели" новых, но и выступают в качестве особого рода "неинституционального социального института".     Рождение самодеятельной общности - явление нетипичное, "отклоняющееся" от норм, задаваемых действующими социальными институтами. И тем не менее деятельность неформальных общностей, детерминированная фундаментальными потребностями социума, влияет на целостность и стабильность культуры в целом, выступая в определенном смысле как социальный институт. Этот социальный институт вбирает в себя часть социума, деятельность которой "не вписывается" в традиционные институты. В результате совершенствуется организационная структура общества. Не случайно частным явлением становится интеграция неинституциональной общности в социум, "встраивание" ее в систему социальных связей, расширение "радиуса действий" и в конечном счете "усвоение" социумом, которое выражается в придании ей статуса юридического лица. Интеграция самодеятельной общности в социум означает взаимное принятие: общность принимает нормы, ценности и требования общества, корректируя при этом свою идеологию; общество, в свою очередь, признает и принимает самодеятельную организацию как "свою", предоставляя ей социальный и юридический статус. Процесс институционализации самодеятельной общности неизбежно изменяет саму сущность общности, ее природу, функции, которые вписываются в русло официальной культуры. В нашем случае объект анализа достаточно сложно охарактеризовать с подобных позиций в силу его неинституциональности, отсутствия социального статуса и роли в общепринятом смысле этих слов.

      Социальные и личностные факторы развития  молодежной самодеятельности.

     Социально-культурные  условия возникновения и активизации  молодежных общественных движений, развития субкультур - это тот социальный, культурный и политический контекст, который определяет возможность или вероятность возникновения движения, его направленность, результативность, формы действия. К числу наиболее существенных условий деятельности молодежных общностей, на наш взгляд, относятся:

    1. Характер общественного  сознания, доминирование в нем  одной из мировоззренческих моделей:  либеральной (ориентированной на  сосуществование различных систем ценностей и образов жизни и ненасильственную смену культурных норм) или тоталитарной, в рамках которой происходит резкое и насильственное изменение системы ценностей.

     2. Степень интенсивности  социального контроля. Противодействие  властных структур увеличивает вероятность перерастания отдельного эпизода стихийного возмущения в радикальное общественное движение. Открытые политические системы, "отзывчивые" к требованиям, выдвигаемым снизу, не стимулируют возникновения радикальных движений - появляющиеся самодеятельные структуры бесконфликтно кооптируются в существующие социальные структуры, а их требования воспринимаются политическими институтами. Для закрытой политической системы характерны репрессивные меры к социальным инициативам. Противодействие же становится фактором сплочения движения, усиления его энергии.

     3. Уровень структурной  дифференцированности общества, который выражается в степени многообразия независимых от государства гражданских организаций, этот довольно устойчив во времени, распространяется на все культурно-исторические эпохи. Подобный путь прошли почти все известные художественно-эстетические, религиозно-этические, научные, политические школы, концепции, организации. 

     4. Степень общественной  стабильности. Нестабильность общественно-политической  ситуации обычно сопровождается  возникновением различных социальных  проблем и порождает социальную  напряженность, неудовлетворенность молодежи своим статусом, жизненными условиями. На фоне кризиса легитимности власти и ее социальных институтов общественное движение возникает как спонтанная реакция молодежи на проблемную ситуацию, как компенсаторно-адаптивный способ жизнедеятельности в ситуации социальной и психологической напряженности, "разрядки" в коллективных действиях.

     5. Персонифицированность ценностей социальной группы молодежи (наличие лидеров - носителя идеологии).

     В качестве социально-психологических   факторов возникновения и развития  общественных движений чаще всего  выступают личностные проблемы, решение которых затруднено в других сферах социальной жизни. Психологическим фактором, активизирующим участие человека в общественном движении, нередко является неудовлетворенность,   его   недовольство,   вызванное   несоответствием жизненных ожиданий человека реальному положению. В социологии это состояние обозначается как "социальная депривация" (лишение, отсутствие чего-либо). Разрыв между ожиданиями и реальными возможностями создает психологическую напряженность, которая требует разрядки. Когда разрыв между желаемым и действительным превышает определенный предел, человек становится участником движения.

      Основой самодеятельности  являются также потребности человека, удовлетворение которых он (сознательно или подсознательно) связывает с общественным движением, объединением. Наиболее типичными для молодежи являются потребности в самовыражении, самоутверждении, доминировании, лидерстве; потребность в социально-психологической включенности, безопасности, в подчинении, покровительстве; в самореализации и смысле жизни; в социально-психологической и этнокультурной идентичности, принадлежности. Актуализация данных потребностей для современной российской молодежи обусловлена разрушением традиционных институтов и механизмов социализации и как следствие - отчуждением и социальной изоляцией личности. Одиночество, отсутствие идентичности, экзистенциальная пустота и духовный вакуум компенсируются алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, заставляют молодого человека искать альтернативные социумы, делают таких людей объектом идеологического манипулирования, в т.ч. для лидеров профашистского толка, новоявленных религиозных мессий и т.д. Уровень и характер личностной проблематики, а также содержание личных потребностей становятся источником и движущей силой социально-культурной активности молодежи. Сформулируем основные потребности, удовлетворение которых человек субъективно связывает с самодеятельной общностью.

    Потребность в самореализации. Анализ мотивов участия человека в самодеятельном движении позволяет сделать вывод о том, что в последнее время усиливается стремление молодых людей превратить сферу досуга в дополнительное пространство для самореализации личности. В целом эта тенденция вызвана следующими причинами.

      Демократизация культурной  и общественно-политической жизни  породила обостренное самосознание человека как свободного субъекта истории и собственной судьбы. К тому же современный молодой человек стал острее ощущать дефицит личностных условий для самореализации, предлагаемых производством и официальной культурой.

     Определенное несоответствие (противоречие) потребностей личности  реализовать себя и возможностей, предоставляемых для этого культурой,  характерно для любых периодов общественного развития. Однако в последние десятилетия это противоречие стало приобретать антагонистический характер. Объясняется это прежде всего деструктивными процессами в самой культуре, разрушением традиционных механизмов и социальных институтов, которые ранее давали человеку выбор индивидуального способа самореализации.

      Возможность "бесконечного" существования в "этой"жизни дает человеку сама природа - продолжить себя в этносе, роде, остаться "живым звеном в бесконечной цепи " поколений". Общественный институт такого способа самореализации — семья.

     Религия как бы "продлевает" индивидуальное бытие человека  в "другой жизни", в иных  формах индивидуального существования.  Вера в бессмертие души обязывает  человека уже при "этой" жизни  заботиться о личностном самосовершенствовании,  служить общему делу сохранения  нравственных ценностей и идеалов.  Духовное"инобытие" здесь объективно предполагает причастность к вечным человеческим ценностям, требует приобщения к культурной "вертикали". За пределами религии культура дает человеку еще одну возможность индивидуальной самореализации — в творчестве, в материальном и духовном "опредмечивании" своей сущности. В субъективном плане стремление человека реализовать себя в творчестве поддерживается надеждой на духовное бессмертие, память будущих поколений. Человек здесь вносит в систему ценностей что-то свое, неповторимое, уникальное, что позволяет ему оставаться вечно "видимым" другими.

       Обозначенный  вектор самореализации обеспечивает  изменение культурных ценностей, их развитие. Если воспользоваться классификацией человеческих типов, разработанной Л.Н.Гумилевым, данный тип поведения тяготеет к пассионарному. Преобладающее стремление к изменению снимает страх неудачи, опасности и даже смерти - вклад таких личностей в культуру часто связан с риском для жизни.

     В предыдущие десятилетия общественные институты самореализации человека подверглись разрушению как непосредственно, так и опосредованным образом - подрыв экономических и нравственных основ семьи как базового условия существования человеческого рода, политизация и идеологизация родственных отношений (как известно, в период гражданской войны отцы и дети оказывались по разные стороны баррикад, в годы репрессий поощрялось массовое отречение отцов и детей и т.д.); разрушение церкви и отрицание фундаментальных нравственных ценностей; ограничение возможностей проявления человеческой индивидуальности в искусстве, политике, трудовой деятельности и т.д.

Информация о работе Лекции по "Социологии культуры"