Следует отметить, что
инструментальные цели в клике
не связаны с созданием какого-либо
"продукта", их можно охарактеризовать
как "экспансия вширь" - социальная,
территориальная и др.( Даже в животном
мире модель кооперации "клика" начинает
проигрываться в тот период, когда созревают
условия для реализации программы). У подростков
эта модель поведения начинает развиваться
с безобидных игр: образование групп на
основе соподчинения и походы на другие
"территории", стычки с другими группировками.
Затем радиус интереса расширяется, группа
переходит к "гастрольным" набегам,
как это было, например, с казанскими подростковыми
формированиями. Инструментальные
цели могут быть связаны и с завоеванием
социального пространства (как вариант
- власти). В этом смысле любую группу, претендующую
на захват "социального пространства"
(политическая партия, мафия, рэкет), по
социально-психологическим признакам
можно рассматривать как форму клики.
Основная социально-психологическая
характеристика состава клики
- агрессивность, причинами которой
может быть семейное неблагополучие
(непризнание в семье, плохие отношения
с родителями, авторитарные методы воспитания
с элементами насилия и т.д.); опыт униженного
личного достоинства (сексуальные насилия
и др.); влияние малых отрицательных групп,
приводящее к увлечению наркотиками, алкоголем,
раннему вступлению в половую жизнь; а
также особенности психического и соматического
здоровья. Но определяющим, безусловно,
является опыт семейных отношений, который
переносится на улицу, в малые группы -
в виде скрытой или явной агрессии.
Необходимо отметить,
что группа, действующая по моделям
клики (или стаи), выполняет по
отношению к личности очень
существенные функции. Она обеспечивает
социальную безопасность и групповую
защищенность (защита от притеснений
сверстников, враждебности взрослого
мира). Заслужив групповое прикрытие своим
унижением, такие подростки становятся
наиболее жестокими. Группа предоставляет
условия для самовыражения и точки зрения
нормативно-правового статуса позволяет
выйти на решение таких проблем, как разработка
стратегии взаимодействий учреждений
культуры с неинституциональными формированиями;
определение признаков клубных форм самодеятельности;
создание благоприятных форм самодеятельности;
создание благоприятных социально-психологических
и организационных условий их функционирования.
Анализ самодеятельных объединений по
типу преобладающего интереса дает возможность
изучить "идеологические модели"
самодеятельности, определить социально
и личностно значимые инициативы, выработать
способы диалога и сотрудничества с молодежью.
Неинституциональные формы молодежной
субкультуры. Молодежные группы, объединения
и движения, которые не имеют статуса юридического
лица (то есть неинституциональные), вызывают
особый интерес. Именно они представляют
собой самодеятельное движение в "чистом"
виде. Изучение данного явления позволяет
уточнить функции самодеятельности по
отношению к культуре и самому человеку.
Социология, изучая различные социальные
группы, структуры и отношения, традиционно
рассматривает в качестве исходных социальных
категорий социальный статус и социальную
роль. На их основе складываются такие
базисные формы социального бытия, как
социальные группы, организации и институты,
характеризующиеся универсальностью,
типичностью и устойчивостью (Комаров
М.С. Размышления «"Предмете и перспективах
социологии // Социс, 1990, № 11. С.
54-66).
Клубная общность
компенсирует чувство личностной
неполноценности, ибо стая —
это способ мести (классу, родителям,
обществу) за свою несостоятельность,
отверженность, аутсайдерство. Она обеспечивает
социально-психологическую идентичность,
общность "мы", признание за счет
причастности (принадлежности) к авторитетной,
престижной группе.
Удовлетворение социальных
потребностей обеспечивается организованными
усилиями членов общества, которые закрепляются
в форме социальных институтов. Когда
действующие социальные институты "общества
взрослых" не справляются с этими функциями,
их частично принимают на себя молодежные
общности, образующие субкультуры. В данном
случае проявляется компенсаторная природа
самодеятельности, т.е. смысл заключается
не в том, чтобы взять на себя одну из перечисленных
функций, но и в том, чтобы дополнить ту
из них, которая наименее эффективна в
рамках существующей системы социальных
институтов. Неинституциональные
самодеятельные движения не только создают
дополнительные условия для индивидуализации
человека, способствуя зарождению новых
ценностных систем, которые в своем последующем
развитии или корректируют функции социальных
институтов, или создают "модели"
новых, но и выступают в качестве особого
рода "неинституционального социального
института". Рождение самодеятельной
общности - явление нетипичное, "отклоняющееся"
от норм, задаваемых действующими социальными
институтами. И тем не менее деятельность
неформальных общностей, детерминированная
фундаментальными потребностями социума,
влияет на целостность и стабильность
культуры в целом, выступая в определенном
смысле как социальный институт. Этот
социальный институт вбирает в себя часть
социума, деятельность которой "не вписывается"
в традиционные институты. В результате
совершенствуется организационная структура
общества. Не случайно частным явлением
становится интеграция неинституциональной
общности в социум, "встраивание"
ее в систему социальных связей, расширение
"радиуса действий" и в конечном счете
"усвоение" социумом, которое выражается
в придании ей статуса юридического лица.
Интеграция самодеятельной общности в
социум означает взаимное принятие: общность
принимает нормы, ценности и требования
общества, корректируя при этом свою идеологию;
общество, в свою очередь, признает и принимает
самодеятельную организацию как "свою",
предоставляя ей социальный и юридический
статус. Процесс институционализации
самодеятельной общности неизбежно изменяет
саму сущность общности, ее природу, функции,
которые вписываются в русло официальной
культуры. В нашем случае объект анализа
достаточно сложно охарактеризовать с
подобных позиций в силу его неинституциональности,
отсутствия социального статуса и роли
в общепринятом смысле этих слов.
Социальные и личностные факторы развития
молодежной самодеятельности.
Социально-культурные
условия возникновения и активизации
молодежных общественных движений, развития
субкультур - это тот социальный, культурный
и политический контекст, который определяет
возможность или вероятность возникновения
движения, его направленность, результативность,
формы действия. К числу наиболее существенных
условий деятельности молодежных общностей,
на наш взгляд, относятся:
1. Характер общественного
сознания, доминирование в нем
одной из мировоззренческих моделей:
либеральной (ориентированной на
сосуществование различных систем ценностей
и образов жизни и ненасильственную смену
культурных норм) или тоталитарной, в рамках
которой происходит резкое и насильственное
изменение системы ценностей.
2. Степень интенсивности
социального контроля. Противодействие
властных структур увеличивает вероятность
перерастания отдельного эпизода стихийного
возмущения в радикальное общественное
движение. Открытые политические системы,
"отзывчивые" к требованиям, выдвигаемым
снизу, не стимулируют возникновения радикальных
движений - появляющиеся самодеятельные
структуры бесконфликтно кооптируются
в существующие социальные структуры,
а их требования воспринимаются политическими
институтами. Для закрытой политической
системы характерны репрессивные меры
к социальным инициативам. Противодействие
же становится фактором сплочения движения,
усиления его энергии.
3. Уровень структурной
дифференцированности общества, который
выражается в степени многообразия независимых
от государства гражданских организаций,
этот довольно устойчив во времени, распространяется
на все культурно-исторические эпохи.
Подобный путь прошли почти все известные
художественно-эстетические, религиозно-этические,
научные, политические школы, концепции,
организации.
4. Степень общественной
стабильности. Нестабильность общественно-политической
ситуации обычно сопровождается
возникновением различных социальных
проблем и порождает социальную
напряженность, неудовлетворенность
молодежи своим статусом, жизненными условиями.
На фоне кризиса легитимности власти и
ее социальных институтов общественное
движение возникает как спонтанная реакция
молодежи на проблемную ситуацию, как
компенсаторно-адаптивный способ жизнедеятельности
в ситуации социальной и психологической
напряженности, "разрядки" в коллективных
действиях.
5. Персонифицированность
ценностей социальной группы молодежи
(наличие лидеров - носителя идеологии).
В качестве социально-психологических
факторов возникновения и развития
общественных движений чаще всего
выступают личностные проблемы,
решение которых затруднено в других сферах
социальной жизни. Психологическим фактором,
активизирующим участие человека в общественном
движении, нередко является неудовлетворенность,
его недовольство, вызванное
несоответствием жизненных ожиданий человека
реальному положению. В социологии это
состояние обозначается как "социальная
депривация" (лишение, отсутствие чего-либо).
Разрыв между ожиданиями и реальными возможностями
создает психологическую напряженность,
которая требует разрядки. Когда разрыв
между желаемым и действительным превышает
определенный предел, человек становится
участником движения.
Основой самодеятельности
являются также потребности человека,
удовлетворение которых он (сознательно
или подсознательно) связывает с общественным
движением, объединением. Наиболее типичными
для молодежи являются потребности в самовыражении,
самоутверждении, доминировании, лидерстве;
потребность в социально-психологической
включенности, безопасности, в подчинении,
покровительстве; в самореализации и смысле
жизни; в социально-психологической и
этнокультурной идентичности, принадлежности.
Актуализация данных потребностей для
современной российской молодежи обусловлена
разрушением традиционных институтов
и механизмов социализации и как следствие
- отчуждением и социальной изоляцией
личности. Одиночество, отсутствие идентичности,
экзистенциальная пустота и духовный
вакуум компенсируются алкоголизмом,
наркоманией, противоправным поведением,
заставляют молодого человека искать
альтернативные социумы, делают таких
людей объектом идеологического манипулирования,
в т.ч. для лидеров профашистского толка,
новоявленных религиозных мессий и т.д.
Уровень и характер личностной проблематики,
а также содержание личных потребностей
становятся источником и движущей силой
социально-культурной активности молодежи.
Сформулируем основные потребности, удовлетворение
которых человек субъективно связывает
с самодеятельной общностью.
Потребность в самореализации. Анализ
мотивов участия человека в самодеятельном
движении позволяет сделать вывод о том,
что в последнее время усиливается стремление
молодых людей превратить сферу досуга
в дополнительное пространство для самореализации
личности. В целом эта тенденция вызвана
следующими причинами.
Демократизация культурной
и общественно-политической жизни
породила обостренное самосознание человека
как свободного субъекта истории и собственной
судьбы. К тому же современный молодой
человек стал острее ощущать дефицит личностных
условий для самореализации, предлагаемых
производством и официальной культурой.
Определенное несоответствие
(противоречие) потребностей личности
реализовать себя и возможностей,
предоставляемых для этого культурой,
характерно для любых периодов общественного
развития. Однако в последние десятилетия
это противоречие стало приобретать антагонистический
характер. Объясняется это прежде всего
деструктивными процессами в самой культуре,
разрушением традиционных механизмов
и социальных институтов, которые ранее
давали человеку выбор индивидуального
способа самореализации.
Возможность "бесконечного"
существования в "этой"жизни
дает человеку сама природа - продолжить
себя в этносе, роде, остаться "живым
звеном в бесконечной цепи " поколений".
Общественный институт такого способа
самореализации — семья.
Религия как бы "продлевает"
индивидуальное бытие человека
в "другой жизни", в иных
формах индивидуального существования.
Вера в бессмертие души обязывает
человека уже при "этой" жизни
заботиться о личностном самосовершенствовании,
служить общему делу сохранения
нравственных ценностей и идеалов.
Духовное"инобытие" здесь объективно
предполагает причастность к вечным человеческим
ценностям, требует приобщения к культурной
"вертикали". За пределами религии
культура дает человеку еще одну возможность
индивидуальной самореализации — в творчестве,
в материальном и духовном "опредмечивании"
своей сущности. В субъективном плане
стремление человека реализовать себя
в творчестве поддерживается надеждой
на духовное бессмертие, память будущих
поколений. Человек здесь вносит в систему
ценностей что-то свое, неповторимое, уникальное,
что позволяет ему оставаться вечно "видимым"
другими.
Обозначенный
вектор самореализации обеспечивает
изменение культурных ценностей, их
развитие. Если воспользоваться классификацией
человеческих типов, разработанной Л.Н.Гумилевым,
данный тип поведения тяготеет к пассионарному.
Преобладающее стремление к изменению
снимает страх неудачи, опасности и даже
смерти - вклад таких личностей в культуру
часто связан с риском для жизни.
В предыдущие десятилетия
общественные институты самореализации
человека подверглись разрушению как
непосредственно, так и опосредованным
образом - подрыв экономических и нравственных
основ семьи как базового условия существования
человеческого рода, политизация и идеологизация
родственных отношений (как известно,
в период гражданской войны отцы и дети
оказывались по разные стороны баррикад,
в годы репрессий поощрялось массовое
отречение отцов и детей и т.д.); разрушение
церкви и отрицание фундаментальных нравственных
ценностей; ограничение возможностей
проявления человеческой индивидуальности
в искусстве, политике, трудовой деятельности
и т.д.