Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:20, курс лекций
Лекция 1. Социология культуры как комплексная научная дисциплина.
Тема 2. Две социологии.
Лекция 4. Массовая культура.
Лекция 5. Культура и субкультуры.
Отсутствие условий для самореализации личности в рамках традиционных общественных институтов, с одной стороны, вызвало усиление деструктивных, разрушающих культуру и личность процессов (асоциальные и противоправные формы поведения, нравственная деградация, агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, поиск "врагов" в лице представителей иной веры, иной национальности, экстремизм в политической и общественной жизни), с другой - стимулировало интенсивное развитие неинституциональных досуговых форм культурной жизни, в которых человек пытается восполнить дефицит государственно-общественных условий самореализации.
Потребность
в самоутверждении,
Самоутверждение по содержанию и смыслу не совпадает с самореализацией. Самореализация - это максимально возможная реализация своего творческого потенциала и воплощение смысла своего бытия силами самой личности. Для самоутверждения же решающей становится оценка деятельности и ее результатов другими людьми. Самоутверждение может вести к личной деградации, ибо субъекту безразлично, что выбирается в качестве средства удовлетворения этой потребности.
Самоутверждение может быть связано как со стремлением получить положительную оценку другими своего "я", так и с желанием вызвать отрицательную оценку. Некоторые формы самоутверждения вообще не соотносятся с субъектом реакции. В роли "не-я" выступают объекты неживой природы и животного мира (вандализм, издевательство над животными и т.д.).
Формы самоутверждения могут быть самыми различными.
Во-первых, самоутверждение через приобщение к социально и (или) личностно значимой группе, общности. Достигается это путем подражания, т.е. следования какому-либо примеру, образцу. Подражать можно как в вещах, так и в идеях. Например, мода - это подражание во внешнем образе. Человека увлекают не полезность и красота нового, но прежде всего его отличие от других — "немодных". Создавая иллюзию приобщения к общности "мы", мода частично снимает проблему психологического дискомфорта человека в современном ему обществе. Подражание в идеях, их имитация - тоже своеобразная мода (например, сегодняшняя мода на критику, гласность, демократию), учитывая которую, можно довольно успешно решать определенные социальные проблемы. В частности, референтные для населения личности могут "вводить" идеи в образ жизни как значимые, тиражируя их с помощью средств массовой информации.
И подражание в моде, и приобщение к ценностям имеют сегодня довольно широкое распространение в молодежной среде. Например, подражание внешней атрибутикой проявляется в "примитивных" молодежных группировках (фанаты, панки и т.п.). Приобщение к ценностям демонстрируют лица, увлекающиеся мистическими концепциями, дзеном, учением Кришны и т.п. Это дает ощущение принадлежности к числу избранных, непохожести на других, которым такая "высота" духа неподвластна. Чаще всего человеком здесь движет стремление избежать социальной изоляции, утвердить себя в локальной общности через противопоставление "большому" социуму.
Во-вторых, самоутверждение
может осуществляться через
В-третьих, самоутверждение
происходит посредством
. Потребность в общении, признании, оценке. Эта потребность личности имеет много аспектов (Каган М.С. Мир общения. М., 1988).
Прежде всего,
она вызвана стремлением
Адресуя другим свою неповторимость, непохожесть, особенность и получив в процессе обратной связи "отклик", ответ (признание или отрицание), человек удовлетворяет и развивает свою потребность в персонализации, потребность быть и оставаться личностью. Этот процесс бесконечен, он продолжается либо в расширении объекта персонализации, т.е. в появлении все новых и новых индивидов, в которых запечатлевается данный субъект (экспансивный вариант общения), либо в углублении самого процесса, т.е. в усилении "присутствия" в жизни и деятельности других людей.
Можно выделить и еще один аспект потребности в общении - расширение общности "мы", консолидация единомышленников снимает тревожность, чувство страха, повышает уровень защищенности личности, чувство психологической безопасности.
Потребность в доминировании, лидерстве. Лидерство обретается в контексте процессов доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Реализация данной потребности предполагает воздействие индивида на поведение других людей, их представления, мнения, ценности.
По критерию преобладающей направленности активности человека можно выделить два типа лидерства: деловой (инструментальный) и эмоциональный (экспрессивный).
Инструментальное
лидерство реализуется при
Экспрессивное лидерство возникает в ответ на потребность членов некой общности в отношении к ним не только как к исполнителям определенных ролей функций, но и как личностям, индивидуальностям, культурным эталонам и символам. Функции лидера данного типа заключаются в предупреждении и улаживании конфликтов, в разрядке эмоционального напряжения, в обеспечении благоприятного социально-психологического климата, выборе эталонов.
Использование лидерства
в качестве средства
Нередко потребность
в доминировании и влиянии
актуализируется в силу
Потребность в подчинении, покровительстве. Данная потребность определяется наличием у человека таких психологических свойств, как неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство неполноценности, робость, доверчивость, тревожность, внушаемость. "Зависимость" в данном случае выступает в качестве защитного механизма личности.
Особенности
Социально-психологический
тип человека, тяготеющего к
Данный тип личности,
составляющий значительную
«Человек клубный» -
это человек, живущий в
Личностное значение таких "посредников" имеет двойственный характер:
1) это способ открыть, явить
себя миру, реализуя и активно
развивая свое индивидуально-
2) это возможность действовать и быть признанным, говорить и быть услышанным другими. В совокупности это и есть восстановление связи, обретение личностью культурно-этнической целостности и самостоятельности.
Для "человека клубного" доминирующим является второй способ отношения к собственной активности и предмету деятельности - последнее есть способ донесения себя другим.
Обозначенные выше характеристики "человека клубного" позволяют сделать несколько выводов и предложений.
Во-первых, "человек клубный" в границах своего типа не способен к позитивной самореализации, ибо этот процесс и его результат предполагает не просто внутреннюю активность по идентификации себя и объекта на основе проецирования своих психологических свойств и состояний, но, прежде всего, деятельное объективирование и отчуждение своего "я" в продукте своего труда. Самореализация - это способ "выходить за свои пределы", становиться тем, чем ты не являешься сейчас, "проектировать" (конструировать) себя в процессе и результате своей деятельности, постоянно возвращаясь к себе самому, но уже в другом качестве. В таком понимании самореализации ее глубину и полноту задает социально-культурное содержание предмета самой деятельности. В этом смысле самореализацию можно представить как успешную коммуникацию человека и предмета его активности, что предполагает слияние, сложение этих взаимодействующих сущностей и состояний, их сродственность, сонастроенность, подобие (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: 1990). У "клубного" типа основным ориентиром, способом и фактором собственного развития является его субъективность, "самость", которая бесконечно проецируется на объекты деятельности и других людей, посредством чего он обретает чувство единения с другими и самим собой. Но, как справедливо отмечает М. Мамардашвили, сами объекты человеческой деятельности уже содержат в себе достигнутую культурой совокупную производительную силу человеческого общения и обмена деятельностью между людьми. Именно социально-творческое содержание объектов становится формой реализации индивидуальности (язык и содержание наук, художественной деятельности, орудия труда и др.). Придавая этим объектам собственно "смыслы" и "значения", "клубный человек" теряет действительную связь с социально-культурным содержанием объектов, относясь к ним как к вещественным формам. В результате не происходит главного: усвоения человеком "содержания общественно развитых способностей и форм деятельности и обмена с ними своей индивидуальной деятельностью" (Там же. С. 286). Субъекту или не понятна, или не видна опредмеченная в объектах "совокупная сила человеческого общения", или же она игнорируется, отрицается путем субъективистского приписывания собственных смыслов и значений. Итог один — самовыражение становится неполным и ущербным, человеку не удается позитивно реализовать индивидуальное многообразие своей личности. Создается видимость связей с "конкретными другими", индивид не обретает полноту и подлинность связей с культурой, социумом, миром, попадает в вечную зависимость от человеческой общности, во имя поддержания которой наполняет объект интереса любым содержанием своего внутреннего мира.